Марш – музыкальная композиция с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым и героическим характером, предназначенной для сопровождения и организации движения людей.
Происхождение марша относится к далёкому прошлому. Уже в Древней Греции различные процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт которой двигались их участники. В древне-греческой трагедии хор входил на сцену (парод) и уходил с неё (эксод) в маршевом порядке. В Западной Европе в 14-15 вв., когда "ходьба в ногу" в армиях некоторых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в музыкальной организации шествия войск. Марш сформировался как жанр военной музыки. Широкое распространение марш получил в армии. Он является одним из основных жанров военной музыки. Помимо организации движения, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.
Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее VIII века. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к XX веку - и во всей маршевой музыке.
Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение.
Разновидности маршей:
торжественный – исполняется во время праздников и парадов. Например, Марш Рокоссовский, Марш Лейб-гвардии Преображенского полка
Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром I — один из старейших и элитных полков русской армии. Общепринятое мнение гласит, что его марш был создан еще при жизни Петра неизвестным композитором. Строение марша в кантовой форме с большой долей вероятности говорит о том, что он действительно был сочинён в первой четверти XVIII века[1]. В. И. Тутунов отмечает сходство этого марша с петровскими кантами «Воспоем песнь нову» и «Мы же вопием, велегласно рцем»[2].
«С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов». Очевидно, именно тогда марш впервые и прозвучал.
* военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей. Например, В.И.Агапкин «Прощание славянки».
«Прощание славянки» - русский марш, написанный в 1912-1913 годах штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912-1913). Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.
* спортивный – исполняется на физкультурных парадах и соревнованиях. Например, М.Блантер «Футбольный марш».
Написан композитором в 1938 году, традиционно звучал на футбольных матчах в СССР, а также звучит на матчах Чемпионата России и других футбольных турнирах на территории бывшего СССР.
Также, один из самых ярких - Марш физкультурников 1938 года на Красной площади
свадебный марш – исполняется на свадьбах, венчаниях.
Один из самых известных - Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера. В 1858 году на свадьбе принцессы Виктории (дочери британской королевы Виктории) с будущим германским императором Фридрихом III под эту мелодию невеста входила в храм для совершения церемонии бракосочетания. С этого момента инструментальная версия композиции стала использоваться в англоязычных странах как свадебный марш. Обычно открывает собой свадебную церемонию, в конце которой исполняется марш Мендельсона.
траурный марш – исполняется на траурных мероприятиях.
Ф.Шопен «Траурный марш» - является третьей частью фортепианной сонаты №2 си-бемоль минор, ор. 35, написанной композитором в 1837 году. Особенностью композиции считается её размеренность, которая соответствует медленному шагу похоронной процессии. В крайних разделах марша в фортепианном исполнении слышны шаги траурной процессии, а басы и нарастающий аккордовый гул создают иллюзию колокольного звона.
сказочный марш - используется для музыкального оформления сказочных сюжетов.
Например, Марш Черномора из "Руслана и Людмилы" Глинки. Глинка написал его как инструментальную характеристику персонажа оперы — карлика Черномора, лишённого вокальной партии.
юмористическиймарш – используется для оформления комичных сценок.
Например, Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева. Произведение отличается жизнерадостным, празднично-театральным, и в то же время острокомическим характером. В основе тональной организации — соперничество двух тоник: ля-бемоль мажора в начале и до мажора в конце. В опере "Любовь к трём апельсинам" действие происходит в спальне принца. Здесь шут Труффальдино пытается рассмешить королевского сына и уговорить пойти на бал, который организовали в его честь. Принц не хочет идти на праздник. Тогда шут сажает его на свои плечи и насильно увлекает на торжество.
игрушечный – используется для изображения игрушечных персонажей.
Например, "Марш деревянных солдатиков" Чайковского. Забавный марш, в котором под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Произведение входит в состав цикла «Детский альбом», который П.И.Чайковский посвятил своему любимому племяннику Володе Давыдову.
детскиймарш – пишется специально для детей или изображает детей.
Например, Марш из "Детской музыки" Прокофьева. Композитор добавил в произведение юмор и улыбку, чтобы показать светлую, добрую сторону души детей. Прокофьев написал пьесу для исполнения маленькими пианистами. Он использовал доступную для детей тональность — C-dur. Мелодия с чёткой ритмикой, акцентированной сильной долей, озорными форшлагами и настойчиво повторяющимися хроматическими ходами создаёт атмосферу весёлой детской игры.
песня-марш – когда звучит бодрая, активная музыка, хочется одновременно с ней шагать и подпевать.
Таков характер песни В.Шаинского "Вместе весело шагать". Впервые композиция прозвучала в 1978 году в кинофильме «И снова Анискин», где по сюжету один из подозреваемых попадает в детский сад, где воспитательница вместе с группой дошколят исполняет «Вместе весело шагать».