Просмотр содержимого документа
«Логоритмика на музыкальных занятиях»
МБДОУ «Детский сад №19 «Родничок»
г.Кудымкар
Волынец Марина Владимировна
Музыкальный руководитель
Логоритмика на музыкальных занятиях.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и качества произношения, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры.
Музыка имеет решающее значение и несёт руководящую роль в выработке спокойной и плавной речи у дошкольников.
На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом.
Логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребёнка. Это подчёркивали многие исследователи (В. М.Бехтерев, В. А.Гиляровский, Е. В.Чаянова, Е. В. Конорова, К. Колер, К. Швабе, В. А.Гринер, Н. С.Самойленко, Н. А.Власова, Д. С.Озерецковский, Ю. А.Флоренская). Поэтому первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
Логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата, если:
- включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;
- использовать в повседневной жизни детей, создать специальные условия включающих игры со словом и музыкой;
- проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
Задачи:
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений
формирование навыка релаксации;
Логоритмические игры и упражнения имеют какую-нибудь ритмическую основу – музыку, счёт или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
На музыкальных занятиях обычно используются упражнения на развитие:
Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки.
Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;
Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами.
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.
Дыхательные упражнения: увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха, помогают выработке диафрагмального дыхания.
Развитию речи ребёнка способствуют упражнения на развитие координации движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Невозможно правильное произнесение звуков без развитого фонематического слуха.
Мимические упражнения: развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения; способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры.
Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки.
Таким образом, с помощью логоритмики можно добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия, повышается результативность в усвоении практического материала. Темп, ритм, динамика музыки и слова в логоритмике обеспечивает коррекцию в речевом и музыкальном развитии дошкольников. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует так же музыкальному развитию детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов - М.: Астрель, Владимир, 2010. – 62 с.
2. Громова О. Н., Прокопенко Т. А Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. – 64 с.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ – 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009. – 16 с.
4. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.:Речь; М.:Сфера, 2009. – 176 с.
5.Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.