Программа « Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей 2-3 лет»
Автор:
Сивцова Елена Васильевна
Балетмейстер МБУК ДК «Современник»
г. Ковров
2014
Обучать хореографии необходимо всех детей, развивая в них глубокое «чувствование», проникновению в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.
Танец способствует общему физическому и эстетическому развитию ребенка, обеспечивает силу и координацию движений, развивает эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности, развивает активность, инициативу.
Актуальность программы
С каждым годом, по наблюдениям логопедов, увеличилось число детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий, творчески проявлять себя.
В программу занятий детей этого возраста включены логоритмика, партерная гимнастика и детский танец.
Логоритмика – это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово, движение и музыка. Логоритмика помогает детям научиться красиво и плавно говорить, развивает моторику, координацию движений и речевое дыхание, способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренирует память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и благотворно влияет на физическое развитие малыша, помогает ему сформировать правильные двигательные навыки.
Логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциальным состоянием ребенка, непоседливых и легковозбудимых она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен. В танце есть драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений. Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Они доступны как по содержанию, так и по характеру движения.
Партерная гимнастика- это прекрасный способ улучшить гибкость, обрести красивую осанку, развивать мышечную массу и укреплять здоровье ребенка. Упражнения проводятся сидя на полу, что позволяет снять нагрузку с позвоночника и более эффективно воздействовать на него, мышцы и связки.
Механизм оценки получаемых результатов
Для оценки знаний и навыков, получаемых детьми на занятиях, используются различные формы и методы:
Открытые уроки для родителей
Опрос на этапе введения нового материала и на этапе закрепления учебного материала
Выступление детей на утренниках
Видеосъемка занятий и утренников с последующим анализом
Условия реализации программы
Для успешной реализации поставленных задач необходимо использование наиболее эффективных форм работы по развитию детей:
Наличие двух хореографических залов хорошо освещаемых и проветриваемых
Звуковая аппаратура
Наличие учебно-методической литературы и видеоматериала
Использование наглядного пособия: игрушки, картинки
Основными принципами в освоении данной программы являются:
От простого к сложному
От медленного к быстрому
Посмотри – повтори
Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не нужно: все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно ребенок подключается к чтению.
Быстрого эффекта ждать не надо: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).
Ожидаемые результаты
В процессе занятий каждый ребенок должен освоить следующие навыки:
Выразительно двигаться в соответствии с характером и темпом музыки
Выполнять ритмические упражнения с музыкальным сопровождением
Уметь ориентироваться в пространстве, выполнять построения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по хореорафии »
Программа « Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей 2-3 лет»
Автор:
Сивцова Елена Васильевна
Балетмейстер МБУК ДК «Современник»
г. Ковров
2014
Обучать хореографии необходимо всех детей, развивая в них глубокое «чувствование», проникновению в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.
Танец способствует общему физическому и эстетическому развитию ребенка, обеспечивает силу и координацию движений, развивает эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности, развивает активность, инициативу.
Актуальность программы
С каждым годом, по наблюдениям логопедов, увеличилось число детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий, творчески проявлять себя.
В программу занятий детей этого возраста включены логоритмика, партерная гимнастика и детский танец.
Логоритмика – это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово, движение и музыка. Логоритмика помогает детям научиться красиво и плавно говорить, развивает моторику, координацию движений и речевое дыхание, способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренирует память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и благотворно влияет на физическое развитие малыша, помогает ему сформировать правильные двигательные навыки.
Логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциальным состоянием ребенка, непоседливых и легковозбудимых она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен. В танце есть драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений. Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Они доступны как по содержанию, так и по характеру движения.
Партерная гимнастика- это прекрасный способ улучшить гибкость, обрести красивую осанку, развивать мышечную массу и укреплять здоровье ребенка. Упражнения проводятся сидя на полу, что позволяет снять нагрузку с позвоночника и более эффективно воздействовать на него, мышцы и связки.
Механизм оценки получаемых результатов
Для оценки знаний и навыков, получаемых детьми на занятиях, используются различные формы и методы:
Открытые уроки для родителей
Опрос на этапе введения нового материала и на этапе закрепления учебного материала
Выступление детей на утренниках
Видеосъемка занятий и утренников с последующим анализом
Условия реализации программы
Для успешной реализации поставленных задач необходимо использование наиболее эффективных форм работы по развитию детей:
Наличие двух хореографических залов хорошо освещаемых и проветриваемых
Звуковая аппаратура
Наличие учебно-методической литературы и видеоматериала
Использование наглядного пособия: игрушки, картинки
Основными принципами в освоении данной программы являются:
От простого к сложному
От медленного к быстрому
Посмотри – повтори
Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не нужно: все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно ребенок подключается к чтению.
Быстрого эффекта ждать не надо: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).
Ожидаемые результаты
В процессе занятий каждый ребенок должен освоить следующие навыки:
Выразительно двигаться в соответствии с характером и темпом музыки
Выполнять ритмические упражнения с музыкальным сопровождением
Уметь ориентироваться в пространстве, выполнять построения
Программа занятий
Азбука музыкального движения: знакомство с элементами музыкальной грамоты – характер музыки, грустная и веселая, быстрая и медленная. Движения в характере музыки – прыжки на месте, шаги по кругу, бег на носочках, галоп, движения с хлопками.
Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки (ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (ходьба на носочках мелким шагом)
И в ямку ….. бух! (сесть на пол на последнем слове)
Игра « Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)
Взрослый сообщает, что пошел дождик. Можно включить запись и послушать шум дождя.
Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно – кап, кап….
А маленькие капельки как стучат? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап…..
А как шумит ветер? Шу-у-у-у…
А как гремит гром? (дети топают ногами по полу)
(Задача ребенка - проговорить текст, хлопая ладошами по коленкам в заданном ритме)
Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движения, развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса:
«Аист» Аист ногу поднимает -
Ничего не понимает
И весь день среди ракит
На одной ноге стоит.
«Ветер» Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо (руки вверх и покачивание в сторону)
Ветерок все тише
Деревце все выше (тянуться па носочках вверх, руки вверх)
«Машина»Не летит, не жужжит
Жук по улице летит
Носит обувь из резины
И питается бензином
Качаем колеса (приседаем и руками имитируем накачивание насосом, при этом произносим звук Ш-ш-ш-ш….), заводим мотор. Чик-чик, поехали (крутим руками, изображая мотор, двигаемся по кругу произнося Дрын-дрын-дрын)
«Бусинки» (развитие реакции и слуха)
После слов взрослого – Бусинки рассыпались - дети под музыку двигаются произвольно. Как только музыка останавливается все дети должны собраться в круг и взяться за руки.
«Ежики» (развитие речевого слуха)
Дети двигаются под музыку, когда музыка перестает звучать, дети должны остановиться, присесть и обнять себя руками «Ежик», как только музыка заиграет – снова нужно бежать.
«Строим дом» (развитие мелкой моторики)
Тук-ток, тук-ток (ударяем кулачками)
Застучал молоток
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом (поднять руки вверх, соединяя пальцы)
Будем жить мы в нем (потереть ладони друг о друга)
«Друзья» (показываем ладошки, сжимая и разжимая кулачки)
Наши пальчики друзья
Друг без друга им нельзя
Игра «Утро»
Рано-рано поутру петушок - КУ-КА-РЕ-КУ (хлопаем руками по бокам)
А корова – МУ-У-У-У (изображая рожки)
А котята – МЯУ-МЯУ…..
А утята – КРЯ-КРЯ-КРЯ…..
Лягушата – КВА-КВА-КВА…..
Зайчики запрыгали (прыжки на месте)
Волки зарычали – РЫ-РЫ-РЫ……
Книжки с полочки упали (на последние слова должны лечь на коврик)
«Водичка» Водичка, водичка
Умой мое личико (имитация умывания)
Чтоб глазки блестели
Чтобы щечки краснели (потереть щечки ладонями)
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок (покали зубки)
«Снег» Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег
А под снегом спит медведь.
Тише, тише.Не шуметь! (пальчик ко рту и погрозить)
«Физкульт - привет» На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки
Утром рано умывались (имитировать умывание)
Полотенцем растирались (имитировать растирание)
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям – физкульт-привет! (руки вверх)
«Дирижер» (движение руками вверх и вниз, накрест, в стороны)
«Красим стены» (двумя руками вверх и вниз с наклоном до пола)
Упражнения на коврике:
«Бутерброд» - сидя на коврике, сложиться пополам и дотянуться руками до носочков
«подъемный кран» - лежа на коврике, поднимать ноги вверх
«цветочек» - сидя на полу, поднять руки вверх и максимально вытягивать спину, растем; расслабление – вялый цветочек, грустный
«бабочка» - сидя на полу, соединить стопы и согнуть колени, поднимать колени вверх и вниз, имитируя крылья бабочки
«неваляшка» - в том же положении раскачиваться влево и вправо, имитируя куклу неваляшку
«ворота» - сидя на полу, открываем ножки широко в стороны и соединяем вместе
«лунатики» - сидя на полу, ноги в стороны, наклоны вправо и влево, затем наклон вперед, стараясь лечь животиком на пол
Лунатики, лунатики,
Гуляли по луне
Лунатики, лунатики
Свалились во сне
Как так – вот так…..
«котята» - стоя на четвереньках, прогнуть спину вниз и поднять голову вверх, произнося – «Мяу»; затем выгнуть спину дугой вверх, голову опустить вниз и зашипеть – «Ши-и-и..»
«рыбка» -лежа на животе, поднимать вверх руки и ноги
«Змейка, которая прячется в траве» - лежа на животе, опираясь руками в пол, поднимать вверх плечи и голову, стараясь посмотреть в потолок, и снова «спрятаться в траву» - опуститься вниз на пол