Художественное образование школьников на основе интеграции музыки и изобразительного искусства
Художественное образование школьников на основе интеграции музыки и изобразительного искусства
В настоящее время проблема совершенствования художественного образования в школе остается одной из актуальных. В Концепции Художественного образования в РФ дается следующее определение: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественное образование школьников на основе интеграции музыки и изобразительного искусства»
2
Художественное образование школьников на основе интеграции музыки и изобразительного искусства
В настоящее время проблема совершенствования художественного образования в школе остается одной из актуальных. В Концепции Художественного образования в РФ дается следующее определение: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1].
Одним из принципов педагогики искусства является интегративность. Интеграция – это объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства. Интеграция в педагогическом процессе – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи.
Проблемами интеграции занимались прогрессивные педагоги разных эпох: А. Луначарский, Д. Кабалевский, Б. Неменский, Э. Абдулин, А. Мелик-Пашаев, В. Ванслов. Они подчеркивали необходимость реализации взаимосвязей между предметами для отражения целостной картины мира, для создания истинной системы его эстетического отношения к миру и правильного миропонимания.Принцип интеграции является инновационным и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность на основе объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта.
В формировании личности школьника должно участвовать не одно искусство, а несколько, находящихся в тесном взаимодействии. Только при таком условии цель художественно-эстетического воспитания будет достигнута полностью.В. Ванслов в своей работе «Всестороннее развитие личности и виды искусств» высказывает мысль о том, что «ни один из видов искусств, отдельно взятый, не способен решать всю полноту задач всестороннего развития личности». Искусства должны воздействовать на детей целостно, системно, формируя у них все более высокий уровень художественного восприятия, являясь, таким образом, новым условием для их продуктивной творческой деятельности. Именно взаимодействие искусств развивает художественно-образное мышление детей, их воображение, эмоциональную отзывчивость.
Изобразительное искусство и музыка – это предметы, которые просто дополняют друг друга. Сочетание музыки и изобразительного искусства открывает безграничные возможности, которые способствуют тому, что урок станет очень увлекательным и интересным.
Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах по программах Д.Б. Кабалевского («Музыка невидима, а живопись неслышима») Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной («Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира»), В.В. Алеева, Т.И Науменко («Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство»), Б.М. Неменского(«Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Великие темы жизни») и др.
В рамках нашего исследования мы изучали опыт работы педагогов школ г.Курска и Курской области по художественному образованию и эстетическому воспитанию детей. Среди них одна из ярких фигур –Цымбулов Валерий Ильич, учитель изобразительного искусства школы №27 им. А.А. Дейнеки с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Курска. На его уроках дети работают с красками, карандашами, пластилином. Помещение, где проходят уроки, это не школьный класс в привычном понимании, а настоящая творческая мастерская.
Валерий Ильич – замечательный практикующий художник. В статьях, посвященных его творчеству, он характеризуется как поэт своего края, певец природы, которую он любит и перед которой преклоняется.Валерий Ильич воспитывает школьников на примере замечательного искусства России, Дейнеки и на примере собственного творчества. Его работы представлены в галерее «АЯ».
Свои методические разработки В.И. Цымбулов основывает на замечательных утверждениях народного художника России Бориса Неменского: «К сожалению, все увеличивающийся груз информации на душу ребенка, подростка часто ложится мертвым грузом, и при обилии знаний рождается скудость чувств и интересов. А неразвитость их порождает примитивность духовной жизни»[2]. По мнению Валерия Ильича, из-за нехватки времени дети выходят из школы неподготовленными, итворчествостандартизироватьнельзя.
В работе с детьми большое значение придает внеклассной деятельности. Главное детище талантливого художника – это Детская картинная галерея, которой уже исполнилось 18 лет.
Экспозиция в галерее меняется каждую учебную четверть, проходят даже персональные выставки юных художников.Этаработа проводится в рамках фестивалей искусств и, как правило, эти выставки приурочены к знаменательным событиям. При их проведении привлекаются разнообразные творческие силы детей и преподавателей различных дисциплин, в том числе и музыки. Ежегодно накануне Пасхи совместно с Курской епархией проводится конкурс-выставка «Дорога к Храму».
Проблема взаимодействия и интеграции искусств получила отражение в разнообразных программах художественно-эстетического воспитания школьников. В УМК по каждой программе входят рабочие тетради, дневники музыкальных наблюдений и размышлений. Современные программы предлагают в качестве одного из видов работы введение рабочих тетрадей и в частности даются задания, напримерв 3 классе,проиллюстрировать музыкальные произведения, подобрать краски, которые смогут передать настроение и характер звучавшей на уроке музыки.
Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Дети на природе на пленэре способны воспринимать музыку природы.Когда ученики 5 класса расписывали дощечки городецкой росписью, то слушали наигрыши русских народных песен.
В своей работе мы ориентируемся на программу, где рекомендована проектно-исследовательская деятельность, начиная со второго полугодия к заключительному уроку-концерту учащиеся младших классов готовят свои творческие работы – мини-проекты. При изучении темы «Ничего на свете лучше нету…» дети 1класса создают свой собственный рисованный мультфильм, ориентируясь на звучащую музыку.
Одна из самых благодатных тем, к которой обращаются педагоги для реализации взаимосвязи музыки и изобразительного искусства – тема природы. Учащиеся 5-6 классов воплощают в рисунках красоту различных состояний природы при прослушивании фортепианного цикла «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь П. Чайковского и Г. Свиридова «Поет зима, аукает» из кантаты «Памяти Сергея Есенина».
Большое внимание в художественно-эстетическом воспитании школьников мы отводим фольклорному направлению,сюжета и образам русских народных песен различных жанров.Например, после прослушивания и исполнения масленичных песен и весенних закличек, дети 5 класса рисовали несложные элементы народного костюма и символ праздника – блины.
В процессе работы над оперой «Князь Игорь» детям 7 классе было дано задание нарисовать иллюстрацию к опере. Школьники представляли себя в роли художников-оформителей, костюмеров и рисовали героев полюбившейся оперы. Во время прослушивания опер «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова дети 5 класса рисовали иллюстрацию оперной декорации и героев полюбившейся оперы. После прослушивания Симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада» детям 7 класса было дано задание нарисовать понравившиеся картины или образы. При изучении темы «Драматические образы в музыке» дети рисовали иллюстрацию к балладе Ф. Шуберта «Лесной царь».
Учащиеся 7-8 классов проявили свою активность, обращаясь к образам героического прошлого нашей Родины,создавая композиции на тему Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича,рисовали эскизы костюмом, иллюстрации к опере С.С. Прокофьева «Война и мир».
Творческие работы детей организуются в тематические выставки. В частности, посвященные духовной тематике. Этому предшествовало прослушивание духовной музыки.Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.
Интеграция предметов позволяет школьнику увидеть и понять любое явление целостно.Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, очень интересна.
Таким образом, проблема интеграции музыки и изобразительного искусства получила обоснование в психолого-педагогической науке и искусствознании, а также в художественной практике.Исследование педагогических условий взаимодействия музыки и изобразительного искусства в образовательном процессе является актуальным направлением развития художественного образования.
Примечания
Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. – 2002. – № 2.
Цымбулов В.И. Все дети талантливы, если у них талантливые педагоги. –URL: http://sakhapress.ru/archives/77608.–Дата обращения – 4 декабря 2014 года.