kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Музыка и литература в стенах картинной галереи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В данной работе представлена концепция обучения и развития творческого потенциала учащихся, на основе синтеза различных видов творческой деятельности средствами искусства: литературно-художественной, артистической, музыкальной, поэтической, изобразительно-художественной.

    Педагогический опыт обращения к искусству на основе интеграции разных видов художественного творчества, вариативности, импровизации позволяет учащимся понять национальное и общечеловеческое в культуре своего народа, развивать творческую направленность учащихся, их творческий потенциал, эвристическое мышление, эвристическое воображение учащихся. Это происходит посредством коррекции и единства эстетических вкусов, нравственных позиций и познавательно-творческой мотивации, приводит к сокращению перебора вариантов решения различных творческих и художественных задач, что осуществлялось путем использования системы разнообразных творческих задач и развития эвристических умений учащихся. Все это позволило выявить ряд противоречий между:

- объективной потребностью общества в специалистах, способных творчески подходить к решению нестандартных задач и недостаточным использованием современной системой образования идей развития творческого потенциала учащихся, эвристических приемов и методов решения творческих задач и проблем;

- наличием множества методик обучения учащихся художественно-творческой деятельности и тем, что в программах школы практически не применяется синтез средств народного искусства;

- объективно существующими возрастными потребностями в развитии творческого потенциала школьника и недостаточной ориентации в практике школы на эвристичность в этом процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музыка и литература в стенах картинной галереи"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Лесколовский центр образования»









ПРОЕКТ

«Содружество искусств, или музыка и литература в стенах картинной галереи»




«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи,

ибо она есть предмет слуха, второго чувства после зрения…

Но живопись превосходит музыку и повелевает ею,

потому что не умирает сразу же после своего

возникновения, как несчастная музыка».

Леонардо да Винчи



Разработали: Шевчук Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

Калинина Яна Александровна,

учитель музыки









Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I

    1. Психолого-педагогические основы содружества искусств………………………5

    2. Методические приемы использования видов искусств на уроках литературы….6

Глава II

Практическая часть

2.1 Воспитание «музыкального человека» средствами живописи………………..….13

Заключение………………………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………………………..17





































Введение

В данной работе представлена концепция обучения и развития творческого потенциала учащихся, на основе синтеза различных видов творческой деятельности средствами искусства: литературно-художественной, артистической, музыкальной, поэтической, изобразительно-художественной.

Педагогический опыт обращения к искусству на основе интеграции разных видов художественного творчества, вариативности, импровизации позволяет учащимся понять национальное и общечеловеческое в культуре своего народа, развивать творческую направленность учащихся, их творческий потенциал, эвристическое мышление, эвристическое воображение учащихся. Это происходит посредством коррекции и единства эстетических вкусов, нравственных позиций и познавательно-творческой мотивации, приводит к сокращению перебора вариантов решения различных творческих и художественных задач, что осуществлялось путем использования системы разнообразных творческих задач и развития эвристических умений учащихся. Все это позволило выявить ряд противоречий между:

- объективной потребностью общества в специалистах, способных творчески подходить к решению нестандартных задач и недостаточным использованием современной системой образования идей развития творческого потенциала учащихся, эвристических приемов и методов решения творческих задач и проблем;

- наличием множества методик обучения учащихся художественно-творческой деятельности и тем, что в программах школы практически не применяется синтез средств народного искусства;

- объективно существующими возрастными потребностями в развитии творческого потенциала школьника и недостаточной ориентации в практике школы на эвристичность в этом процессе.

Это позволяет сформулировать актуальность исследования, которая заключается в теоретико-экспериментальной разработке педагогической концепции и системы эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами искусства.

С учетом указанной проблемы был определен выбор и темы исследования проекта : «Содружество искусств , или музыка и литература в стенах картинной галереи ».

Цель проекта: научно обосновать и экспериментально проверить целостную концепцию и педагогическую систему обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами искусства.

Объект исследования: процесс и результат обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами искусства.

Предмет исследования: проектирование и реализация педагогической системы обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами искусства.

Учитывая проблемы в педагогической теории и практике, сформулированы задачи проекта:

- разработать и реализовать теоретико-методологическое обеспечение деятельности, отражающей все уровни ее осуществления – методологической, теоретической и практической;

- использовать синтез различных видов творческой деятельности средствами искусства;

- осуществить преемственность между всеми компонентами процесса обучения и творческого саморазвития учащихся;

- выявить наиболее значимые педагогические условия, обеспечивающие развитие учащихся в творческой деятельности.



















Психолого-педагогические основы содружества искусств.

Эффект от взаимодействия искусств на уроках литературы трудно переоценить. Учитель реализует, по крайней мере, двойную цель: обращение к другим видам искусства помогает более глубокому постижению самого литературного явления, литературного произведения, а также способствует общему эстетическому развитию школьника, пониманию им сложного языка других искусств – языка звуков, красок, жестов и мимики, языка камня и др. История русской живописи, музыки и других искусств, неразрывно связана с историей русской словесности. Александр Блок в свое время писал: «Россия – молодая страна, и культура ее синтетическая культура. Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга – философия, религия, общественность, даже политика».

Общие вопросы содружества искусств рассматривались в работах К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Е.Н. Лысенковой. Проблемы применения данных методов в обучении и воспитании разрабатывались в трудах философов, психологов и педагогов: Р. Декарта, Сократа, В.И. Андреева, Д.Буля, Г. Лейбница и других. Следует отметить, что аспекты художественного и творческого присутствуют почти во всех современных отечественных образовательных системах: проблемном обучении (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин); развивающем обучении (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.); личностно ориентированном обучении (Е.В. Бондаревская, В.В Сериков); концепции школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др.); теории решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер) и др.

С этим тесно соприкасаются теории одаренности и теории развития творческой личности. Они так же рассматриваются в различных аспектах: раскрываются социально-философские проблемы творчества как особого вида деятельности (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.Д. Клементьев. Ф.Т. Михайлов и др.). уточняется соотношение интеллектуальных способностей, творческих качеств и творческого мышления (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Т.В. Кудрявцев, Л.М. Попов и др.), рассматриваются закономерности развития творческого потенциала личности (В.Г. Рындак, Л.А. Казанцева, Л.Н. Столович, А.М. Матюшкин и др.), анализируются пути формирования творческих способностей учащихся в образовательном процессе школы (И.П. Волков, М.И. Найденов, И.С. Якиманская, Б.П. Юсов и др.).

Развитие творческого мышления и творческой деятельности в дополнительном образовании, кружковой работе, во внешкольной деятельности рассмотрены В.А. Горским, Д.М. Комским, Ю.С. Столяровым и др.

Методические приемы использования разных видов искусств на уроках литературы.

Сегодня, российское общество возлагает особые надежды на гуманитарное образование, на обращение к национальным культурным традициям. Поэтому так велика роль преподавания литературы в школе. Как же обстоят здесь дела? Учителя русского языка и литературы бьют тревогу: с каждым годом дети все меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. В то же время литература – единственный предмет, который изучается в школе до 11-го класса и позволяет в процессе преподавания познакомить школьников с другими видами искусства – архитектурой, музыкой, живописью. Ведь чем богаче и разнообразнее постижение ребенком окружающего мира, тем разностороннее будет его личность. Современной школе необходимы новые формы и методы обучения литературе, которые помогут воспитывать детей нравственными, высокодуховными, эстетически грамотными. Изобразительное искусство – мощное средство воспитания личности. Ведь литература, при всех выразительных возможностях языка, не в состоянии представить портрет, скажем, исторической личности или место события так зримо, как это делает живопись. Здесь на помощь педагогу приходит живопись – портретная, пейзажная, историческая.

Со времени появления «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского, принцип наглядности остается одним из основных в педагогическом процессе. Произведения живописи, обладая зримой ясностью, позволяют учащимся на уроках литературы более конкретно представить портреты героев, быт, обстановку действия, картины жизни, исторические лица, эпоху в целом. В последние годы разработаны и изданы несколько интересных пособий для преподавателей, например, «Живопись на уроках русского языка» Л.А. Ходяковой или «Развитие речи. Русский язык. Русская словесность. Литература. Произведения изобразительного искусства». Е.Н. Колокольцева. Особенно интересно последнее, представляющее собой альбом произведений русской и зарубежной живописи, а также отечественной скульптуры и графики, в котором подобраны репродукции к урокам русского языка, литературы, а также развития речи.

Анализ стихотворения давно вошел в школьную практику и даже стал обязательной частью ЕГЭ. И все же остается самым сложным видом деятельности на уроках литературы, потому что навыки работы «по плану» зачастую приводят старшеклассников к ощущению неадекватности сказанного ими глубине и тонкости лирического произведения. Не поиск «средств художественной выразительности» должен представляться ученику важнейшей составляющей его анализа, а поиск лирических смыслов. А для этого необходима настройка зрения на видение художественного мира стихотворения и на его контекстное окружение.

Постижение художественного мира писателя напрямую зависит от культурного и жизненного багажа читателя. Важно с самого начала формировать энциклопедически широкое представление о жизни и поощрять самостоятельность в привлечении знаний из области литературы, философии, культурологии и т.д. В каждом классе найдутся знатоки в той или иной области, будь то музыка, живопись, фотография, религия, мифология, медицина, психология, физика, история. Именно к их знанию и стоит апеллировать при обсуждении самых глубоких и многозначных поэтических строк. Стихотворение открывает свои глубины, когда путем ассоциаций и аналогий ведется неустанный поиск связи между всеми составляющими художественного мира и явлениями культуры и жизни. В этом отношении литература представляется всеохватным единством жизни, в которое верили и которое пытались увековечить все великие художники.

Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические понятия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки.

Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств, - возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусств. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Мы это наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И.А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, «Певцы» И.С. Тургенева, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Как сложили песню» А.М. Горького, «Шопен» М.Рыльского и многие другие произведения литературы положены на музыку.

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.

Художественное слово более всего становится музыкальным в лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внутренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. Поэтому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вызываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых образы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше.

Естественно, в литературном произведении речь идет лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастерство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны путем соответствующей «речевой инструментовки» настроить читателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ничего о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звучания стихов) будет у него музыкальным», - писал Б. Астафьев.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься… Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:

  1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

  2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.

  3. Развернутость во времени.

  4. Эстетическое отношение к жизни.

  5. Интонационная природа. Б.Л. Яворский полагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и гласность, оставив лишь одно звучание, то в таком фонографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи – музыкальное произведение»

  6. Общность жанров – песня («Песня о Буревестнике» М. Горького и «Песни без слов» Ф. Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З. Фибиха и «Медный всадник» А.С. Пушкина), баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А. Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К. Метнера, оркестровая «Сказка» Н.А. Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина и др.).

  7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.- написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

  8. Параллельность эмоционального воздействия текста (музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.

Близка музыке стихотворная речь, содержащая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И. Чайковский писал о поэзии, и смело делает шаг в нашу область (т.е. музыку)». При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материальной стороной взаимосвязи поэзии и музыки являются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н. Казанцева относит: метроритмическую организацию стиха, особенности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование. Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П. Огарева части предваряются иноязычными обозначениями темпов, приятными в музыке.

Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкальных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу развертывания (принцип сквозного развития), стремление к конкретности (программная музыка). Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила постоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

Так, некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику; например, «Квартет» И.А. Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С. Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова. Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений музыкальной терминологии, но отличались удивительной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В. Гоголя, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстрации, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н. Островского. «Вишневый сад» А.П. Чехова и др.). роль музыкантов и музицирования велика в таких крупнейших произведениях, так «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С. Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования. Так, А.К. Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами. Получается так, как будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония».

Другой позицией, обуславливающей естественность синтеза литературы и музыки в учебном процессе, является направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире.

В настоящее время в научной литературе определены следующие типы взаимодействия искусства, и в частности, литературы и музыки: межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, преподавание отдельных видов искусств на полихудожественной основе – с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусств, а также сочетание обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи – формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения старшеклассников. Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в условиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции – возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли – «не только носителя культуры, но и ее творца».

Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года.

Учитель может показать к примеру взаимопроникновения литературы и музыки во второй половине XIX века, расширяя и углубляя таким образом представление учащихся о культурном наследии. Естественно, что не только литература, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление.

А.М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне. Писатель всегда заботился об изучении музыкального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни. Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты в песне» или «Размышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодатные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жизни писателей и его героев.

Учитель обязан помочь им понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства. Полезно напомнить слова известной актрисы В.Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А.Н. Островского; она признавалась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». После разъяснения учителя рассказ о рождении песни воспринимается учащимися с большим интересом, но требуются дополнительные комментарии, для того чтобы ученики глубже вникли в сущность народного творчества, народной музыки.

Почти каждый человек задумывается над тем, как рождается песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению. Тема о рождении и жизни песни будет намного содержательной и интересной, если привести известные слова И.В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города»

Итак, песня шлифуется веками, проходит процесс эмоционального и художественного обогащения у каждого поколения. Такие свойства песни очень важны в познании духовной жизни народа. «Песня – такой же высокий жанр, как и симфония. Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства». Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произведений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить прежде всего слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается. В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматическими произведениями: «Песня – своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные декорации, - говорил композитор В.П. Соловьев-Седой.

Роль музыки в жизни писателя необычайно возросла в настоящее время. Это обуславливается развитием нашего общества. Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его произведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих – звуковую. Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пера писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с композиторами, художниками и мастерами сцены, его современниками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и внимание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяя кругозор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль писателя в развитии культуры.





Практическая часть

2.1 Воспитание «музыкального человека» средствами живописи

Тема синтеза различных видов искусств дает возможность в процессе соединения знаний в единый сплав сформировать единое видение мира, культуры. Музыкальное искусство с глубокой древности было теснейшим образом связано с живописью. О синтезе (слиянии и взаимодействии) музыки и живописи, этих двух прекраснейших из искусств, говорилось из века в век. Обращение к истории развития мировой художественной культуры показывает, что существует органическая связь между этими видами искусств, которая еще на заре человечества проявляла себя в виде обрядовых и культовых действий, праздников и пиршественных представлений, народных зрелищ и карнавальных шествий. Живопись и музыку в их единстве постоянно сравнивали, анализировали, проводили параллели. Так, в индийской средневековой эстетике семи основным нотам соответствуют семь цветов — бледно-розовый цвет лепестков лотоса, оранжевый, золотой, цвет жасмина белый или черный, ярко-желтый, пестрый. В китайской системе пять тонов окрашиваются в желтый, белый, зеленый, красный и черный соответственно.

Многие выдающиеся художники прошлого и настоящего писали портреты композиторов, певцов, исполнителей-инструменталистов, раскрывая их богатый внутренний мир, многогранность их личности. Таковы портреты Ф. Шопена (художник Э. Делакруа), М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина (художник И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (художник И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (художник В. А. Серов), Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник А. Я. Головин), С. С. Прокофьева (художник П. П. Кончаловский), пианиста К. Игумнова (художник П. Корин), певицы Е. Образцовой (художник И. Глазунов) и др.Зрение и слух всегда взаимодействуют между собой в чувственном познании мира

Развитие способностей детей в изобразительной и музыкальной деятельности напрямую зависит от полученных впечатлений, практических навыков и умений, полученных в детстве. Об этом свидетельствует множество исследований. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей подросткового возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей .Проблема актуальна еще и потому, что развитие способностей ребенка в изобразительном творчестве позволяет раскрыться ребенку и в других областях, способствуют формированию достаточно высокой самооценки. Учитель-словесник должен участвовать в воспитании «музыкального человека». Мы употребляем выражение: «такой-то человек музыкальный», но сказать, что у него развит музыкальный слух или он одарен тонким ощущением музыки,- этого мало.

Взаимодействие литературы с живописью на примере русской культуры конца XIX – начала XX века, то есть периода Серебряного века. Неверно ограничивать это понятие только областью поэзии. Каждое из искусства развивалось не изолированно, а в теснейшем взаимодействии с другими искусствами. Специалисты пишут о межвидовой диффузии, синтезе искусств как редчайшем явлении в мировой практике.

Особый стиль художественного мышления, модерн, и породил это невиданное содружество, универсализм. Дух экспериментаторства, авангардизма отличал атмосферу тех лет, буквально витал в воздухе, проникая в различные виды искусства и порождая поиски, новации. А.А.Блок писал: «Неразлучные в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несет в себе ношу национальной культуры».

При сопоставлении живописи с искусством слова на уроках литературы речь идет, конечно, не о точных иллюстрациях и сходствах, а о близости в ощущении жизни, в видении окружающего мира, в подходах к его изображению. Например, А.А.Блок постоянно подчеркивал свое духовное родство с М. Врубелем. И на уроках по символизму желательно привлечь картины не только этого художника, но и других – К. Сомова, К. Коровина. Особенность импрессионизма, которому была близка поэзия К.Бальмонта, невозможно раскрыть, не обратившись к живописи русских импрессионистов – И. Грабаря, В. Борисова-Мусатова, а также родоначальников этого направления – О. Ренуара, К. Моне, Э. Мане.



1 этап

мероприятия Сроки проведения Ответственный

1. Составление плана работы по реализации февраль 2021 г. Калина Я.А., учитель музыки


2. Подбор музыкальных произведений февраль 2021 г. Калина Я.А., учитель музыки

3. Подбор иллюстраций картин февраль 2021 г. Шевчук Е.А., кл.рук .7б


4. Подбор методической литературы март 2021г Шевчук Е.А., Калинина Я.А.


5. Анкетирование в целях выявления музыкальных март 2021

и художественных предпочтений обучающихся Шевчук Е.А., кл.рук .7б

2 этап


мероприятия

дата

Проблемный вопрос

1.

Сонатная в творчестве Л.В.Бетховена и в лунных картинах А.Куинджи

3 марта

2021 г


Образ ночи в поэзии, музыке, живописи


2.

Симфония жизни в творчестве А.А.Пушкина , Г.Свиридова, В. Басова

10 марта

2021

Гимн русской душе в литературе, музыке, кино

3.

Музыкальная живопись и живописная музыка М.Шагала

17 марта 2021

Искусство слышать: живопись, которая поет.


4.

Урок- конференция «Через века с любовью»

19 марта

2021

Слушаем живопись и рисуем музыку

Таким образом, для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) опыт художественных впечатлений образов искусства;

б) знания, умения в области разных видов художественной деятельности;

в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

Используя для развития художественно-творческих способностей детей музыку и образцы изобразительного искусства, следует помнить, что они обладают своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в собственном изобразительном творчестве, утвердить свою личностную позицию.

Основные принципы эстетики музыки и живописи всегда были общими. Хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает у нас чувства, которые владели авторами живописных и музыкальных сочинений, вызывали определенные настроения и эмоции. Достигается это выразительными средствами очень схожими, как для музыкальных произведений, так и для живописных полотен. Прежде всего, рисунком и цветом – певучестью и звучностью, гармонией линий, тонкостью работы над колористической палитрой. И, наконец, композицией, объединяющей все выразительные элементы в единое стройное и законченное «звучание».

Если у человека богатый духовный мир, если вся душа его населена возвышенными образами, если ему есть что сказать и он стремится к самовыражению, то такой человек не в состоянии ограничиться только одним способом выражения. Все эти виды искусства неразрывно связаны между собой, имеют общую природу, основываются на одних и тех же образах. Они имеют общие законы и правила, целью которых является гармоничная передача ощущений и образов, заставляющих задумываться об одних и тех же вещах, испытывать одну и ту же боль или восторг. Цель каждого истинного искусства – затрагивать наши мысли и чувства, делать нашу душу чище и возвышенней. К этому стремились мастера живописи и творцы великой музыки, к этому побуждала их неутолимая жажда самовыражения. Самовыражения в слове, в музыке, в цвете. Об этом наш проект.

Заключение.

Данная работа позволила изучить проблему использования разных видов искусств на уроках литературы, выявить положительные стороны, объективную потребность общества решения этих проблем.

Работа позволила сформулировать актуальность исследования и решить задачи реализации проблем.

Работа показала положительный пример использования различных видов искусств на уроках, показала возможность преемственности между всеми компонентами процесса и выявила наиболее значимые педагогические условия, обеспечивающие развитие учащихся в творческой деятельности в школе, в рамках урока.



Список используемой литературы.

  1. Браже Т.Г. Изучение литературы в школе. – М., 1997.

  2. Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения. – М., 1971.

  3. Грачева И.В. Воплощение женского образа в поэзии и живописи./ Литература в школе. – 2010, №12.

  4. Донцова О.В. Компьютерная поддержка уроков литературы./ Литература в школе. – 2005, №6.

  5. Духовенко Н.В. Пока не догорят высокие свечи./ Литература в школе. – 2010, №10.

  6. Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе: Из опыта работы.- М., Просвещение, 1976.

  7. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 2001.

  8. Локтионова Н.П. Слово смело пошло за живописью./ Литература в школе. – 2007, №7.

  9. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы. – М., 1971.

  10. Мащенко П.М. Использование музыки на уроках литературы. – М., 1978.

  11. Осеннева М.С. Средство эстетического воспитания./ Литература в школе. – 2001, №8.

  12. Рябцева Е.А. Обучение сочинению по музыкальному произведению./ Литература в школе. – 2006, №12.

  13. Сычев Б.П. Работа с иллюстрациями на уроках литературы./ Литература в школе. – 2003, №4.

  14. Хакимова Ж.Ф. Опыт постижения художественного мира./ Литература в школе. – 2010, №8.



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Проект "Музыка и литература в стенах картинной галереи"

Автор: Шевчук Елена Анатольевна

Дата: 02.06.2021

Номер свидетельства: 582332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства