kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы: "Учить учиться красоте".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю музыки. Из опыта работы "Учить учиться красоте."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Учить учиться красоте".»

Технология опыта.

Поиск своего урока - «Учить учиться красоте».



«Человек по натуре своей - художник.

Он всюду, так или иначе,

стремиться вносить в свою жизнь

красоту».

А. М. Горький.

Воспитание человека гражданина, его обучение в системе образования, формирования гармонической личности – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Мы убеждены в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые – педагоги, родители, все, кто окружает ребенка.

Проблема формирования гармонической личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания. Ведь мировоззрение человека, его гражданственная зрелость связаны с эстетической культурой человека. Действительно, и человек эстетически воспитанный, восприимчивый к прекрасному, всегда будет стремиться к тому, чтобы внести свою долю красоты в строительство новой жизни.

Одним же из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является музыка. Она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.

Приобщая детей к музыке через различные виды музыкальной деятельности, а это: слушание музыки, хоровое, сольное пение, музыкально-ритмические движения. Я особое внимание уделяю эмоциональной активности ребят, так как это является основой музыкального воспитания. Мне очень хотелось бы, чтобы ребята научились не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

Работая учителем музыки, я заметила, что у детей, которые часто соприкасаются с музыкой более богатый мир чувств. Они более отзывчивы на переживания других людей, в большей мере жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило хорошо учатся в школе. Такие ребята искренне испытывают радостные чувства от встречи с прекрасным. В каждом пробуждается художник. Они спешат изобразить увиденное в своих рисунках и еще раз восхититься красотой. Их активное проявление своих чувст просто удивляет. Они имеют огромное желание петь, танцевать, слушать музыку, рисовать…

Человек шести-семи лет открыт для мира, для любой деятельности. Он впитывает для себя все интересное, новое. Он еще полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете. В работе с младшими школьниками есть два взаимосвязанных пути – игра и сказка. Об этом уже много сказано и написано. Есть прекрасная книга Д. Б. Эльконина «Психология игры». Только как же трудно реально, практически играть с детьми каждый день, каждый урок, сохраняя непринужденность и радость! А ведь каждая встреча с музыкой должна приносить детям радость. Я начинаю первый урок с незатейливой сказке о фее Музыке и великане Шуме. На основе многих сказок, каждый раз немного импровизируя, рассказываю детям о том, как музыка нужна людям, как она несет красоту, добро, счастье, дружбу. Как Музыке мешает великан Шум, поселяя в людях страх и ненависть, лишая их радости. Но люди, объединенные музыкой, побеждают страшного врага.

Первое в жизни музыкальное задание - учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук».

Играю на пианино один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестают его слышать. Сначала получается не у всех, потом все лучше, лучше… И вот уже в классе стоит та удивительная, напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! Глаза первоклашек горят. Еще раз слушаем, а потом тихонько вместе со мной пропеваем этот звук, как бы продолжая звучание пианино. Красиво получилось не у всех – это заметили дети. Значит надо научиться. И начинаем с освоения певческой установки.

Очень важным моментом я считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. С самых первых занятий я спрашиваю у детей, что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни, качество выполнения других задач.

Сознательное и активное отношение детей к музыкальной работе на уроках и в хоре создает атмосферу общего дела, общего труда, объединяет меня с ребятами. И здесь, в полном смысле этого слова, осуществляется сотрудничество. Мы чувствуем себя счастливыми от того, что своим совместным трудом творим музыку. И в этом процессе мы равны.

В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

  1. Развивать голос из примарных тонов постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.

  2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение пение учителя и лучших учеников. А их пение является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной, доброжелательной обстановке.

  3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.

  4. Вся певческая работа тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.

  5. На каждом уроке повторяю выученное. Это является с одной стороны - фундаментом для последующей работы, с другой – позволяет детям уже на первых порах, этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.

Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Я всегда учу текст только вместе с мелодией. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально последовательность фонем. Нарушение этого правила приводит к тому, что мы часто слышим, как хорошо у детей звучит первый куплет, а остальные - все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук. Никогда нельзя надеется на хорошо выученную мелодию. Это, увы, не гарантирует качества вокального звучания.

И вот еще одна особенность, отмеченная мною. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Сколько времени на уроках мы уделяем разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах, стоящих перед человечеством. Знакомство с оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин» в 7 классе послужило поводом для серьезного разговора о гуманизме, о мире, о войне, о патриотизме к родному Отечеству. Романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновение», «Аве Мария» Ф. Шуберта, Тропарь Владимирской иконе Божией Матери, божественная «Мелодия» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и многое другое… Восприятие этих замечательных музыкальных шедевров подталкивает нас с ребятами к разговору на вечные темы о жизни и смерти, о материнской любви, о страданиях. Многие учащиеся впервые оказываются перед великим вопросом о смысле человеческой жизни. Задумываться, сопереживать, соучаствовать – вот цель любой музыкальной работы.

Понятие «Музыкальное искусство» довольно емкое. Один из его компонентов - музыкально-творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности. Стимулирование интереса к этому способствует создание на уроках ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например из-за отсутствия координации между слухом и голосом, не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребят, я создаю ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества. Известно, что у подростков стремление к самостоятельности и самоутверждению влияет на их музыкальные интересы. И вот пример, мой вопрос «Нужна ли нам классическая музыка?», естественно вызывает споры. Столкновение различных точек зрения создает проблемную ситуацию, которая разрешается в последующей дискуссии, буквально захватывающей весь класс и не оставляющей никого равнодушным.

При выполнении творческих заданий на уроках мы с ребятами используем метод сравнения. Например, найти сходство между маршем Д. Шестоковича и «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского помогло их сравнение с «Маршем веселых ребят» И. Дунаевского. Учащиеся ощутили их сказочность и отметили особую четкость марша П. Чайковского.

Во внеурочное время одной из массовых форм развития способностей учащихся являются : кружковая работа, школьные, районные, областные праздники. В нашей школе действует вокально-хоровой кружок. И учащиеся принимают активное участие в школьных праздниках. Тематика, которых самая разная. Музыкальные праздники-смотры доставляют учащимся радость, объединяют и сплачивают их едиными чувствами, переживаниями и, конечно же, дают возможность каждому участнику проявить свои художественные способности и творческую инициативу.

Особое место в моей работе занимает еще один вид музыкальной деятельности _ это музыкально-ритмические движения. Система ритмического воспитания была основана щвейцарским музыкантом – педагогом Э. Жаком – Далькрозом и была широко распространена в начале 20 века. Этот метод сводится к тому, чтобы используя специально подобранные упражнения развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Музыкально-ритмическая деятельность – это один из ярких, эмоциональных путей передачи музыкально-эстетических переживаний. Главная задача этой деятельности – развитие у учащихся чувства потребности в музыке, пробуждение в них художественного, танцевального вкуса.

Хочется вспомнить Л. Н. Толстого, который в своей Яснополянской школе не выделял одного-двух природно - одаренных. Он работал со всеми детьми. И в каждом видел талант. А ведь так оно и есть! Каждый из детей – личность, одна выявленная, другая затаенная. Вот оно поле деятельности. Выявляй, рассекречивай, помогай им справиться с внутренними конфликтами. Ведь вне творчества нет воспитания.

И мне особенно близко стремление научить ребенка жить в мире прекрасного, видеть это прекрасное, слиться с ним!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Из опыта работы: "Учить учиться красоте".

Автор: Гапонова Татьяна Александровна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Из опыта работы. Анкета как одна из форм обобщения школьного учебного курса «Музыка». "
    ["seo_title"] => string(92) "iz-opyta-raboty-ankieta-kak-odna-iz-form-obobshchieniia-shkol-nogho-uchiebnogho-kursa-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "224878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439232353"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Экология природы - экология души" "
    ["seo_title"] => string(94) "obobshchieniie-opyta-raboty-uchitielia-biologhii-po-tiemie-ekologhiia-prirody-ekologhiia-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "211390"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431610776"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Комплексная работа над словарным словом "берёза" "
    ["seo_title"] => string(50) "komplieksnaia-rabota-nad-slovarnym-slovom-bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "175236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424253020"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
    ["file_id"] => string(6) "387636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486204418"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства