kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из истории развития и появления скрипки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из истории развития и появления скрипки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из истории развития и появления скрипки.»


Луговцова Татьяна Викторовна,

преподаватель ДШИ п. Строитель, Тамбовская область

методическое сообщение



Из истории развития и появления скрипки

История этого инструмента насчитывает более 500 лет. Современный вид скрипка приобрела лишь в 16 веке. Как и многие другие инструменты, формирование скрипки происходило под воздействием смены социальных условий, общего развития музыкальной культуры и смены эпох. Первые настоящие скрипки были сделаны в Северной Италии в 16, 17 и 18 веках музыкальными мастерами Бресчиа и Кремона. Особенно прославились кремонские мастера Амати, Страдивари и Гварнери. До сих пор, когда хотят сделать ценный подарок музыканту – скрипачу - ему преподносят старинную скрипку. Создать совершенную скрипку - большое искусство. Особенно это было трудно в старину, когда не знали секретов инструмента. Страдивари стал делать свои прославленные скрипки только 56 лет от роду, хотя учился и работал с детства. Он постоянно трудился, даже к гостям выходил в рабочем костюме. Почему с таким трудом изготовляли скрипку? Тот, кто попробует поиграть смычком не на скрипке, а на другом струнном инструменте убедится, что звук получится слабым. Значит дело не в смычке, а в самой скрипке. Когда смычок задевает струну, то ее колебания передаются верхней деке скрипки. Эта вибрация передается всему инструменту, а через эфы звучащий воздух передается наружу. «Брешианские эфы кажутся длинными, прямыми, «готическими» по очертаниям. Кремонские эфы имеют более закругленную и изящную форму» [1, 61]. Таким образом, сама скрипка, и воздух внутри и вокруг нее - все это помощники смычка. Без них получился бы слабый звук. Так же работают и все остальные части скрипки.

В музее итальянского города Генуи хранится в стеклянном футляре скрипка работы Гварнери. Один раз (в октябре) в год скрипка достается из этого футляра и всего лишь на 1 час вручается победителю конкурса им. Паганини. Рассказывают, что когда-то Паганини был так беден, что у него не осталось ничего - даже скрипки. С целью дать новый концерт и заработать деньги, он вынужден был попросить на один вечер у богатого купца Ливрона гварнериевскую скрипку, которая и тогда ценилась высоко. После концерта Ливрон отказался взять скрипку обратно. Он не мог больше осквернять своей любительской игрой этот инструмент, к которой прикоснулись пальцы Паганини. С тех пор великий скрипач не расставался с драгоценным подарком.

В середине 19 века один французский ученый, физик Феликс Савар захотел проверить, так ли точно рассчитано все в скрипке и нельзя ли что-нибудь в ней исправить. Ученый проделал множество опытов: заклеивал вырезы в скрипке, делал скрипки более вместительными, их бока - более высокими. крутыми. Ученый перепробовал все и убедился, что у скрипки нет ненужных, бесполезных частей. Все до мельчайшей частицы в скрипке тщательно продумано. Даже маленькая подставка - тоненькая деревянная пластинка, на которой лежат струны - очень важная часть. Затейливо вырезанная, узорчатая, она похожа на игрушку. Подставка сделана не для красоты. Ее вырезы и уступчики ослабляют давление струн на корпус инструмента. Узорчатую пластинку пробовали заменить простой деревянной. Оказалось, инструмент с упрощенной пластинкой почти не звучит. Звук появился только тогда, когда у подставки вырезаны ножки.

Скрипка - инструмент очень сложный, чистить и ремонтировать ее трудно, а работать ей приходится много. Сила давления на некоторые ее части доходит до 32 килограммов. Значит дерево обязано быть очень прочным и притом легким. Старинные скрипичные мастера подбирали дерево такой прочности, что их скрипкам сносу нет. Гриф, на который навязывают струны, изготавливают из черного дерева - эбена. Основные части - верхнюю деку делают из пихты или сосны, а нижнюю, где нужна другая плотность - из клена. Однако не следует думать, что любое дерево этих пород годилось на скрипки. Мастер выбирал старое с морщинистой корой, выросшее на южных склонах гор, на сухой каменной почве, защищенной от ветров и бурь, и рубили его в январе, когда в дереве мало смолы. Теперь все это знает каждый. Нередко говорят, что в скрипке поет душа человека. Мы бы сказали иначе. В ней живет его труд.

Скрипка — это прекрасный, непокорный и трудный инструмент. На рояле, если быть внимательным и терпеливым, можно легко выучить простенькую мелодию — это совсем не трудно, и каждый, кто послушает вашу игру, сразу же узнает, что именно вы играете. Со скрипкой дело обстоит гораздо сложнее. Она подчиняется только умелым рукам, и для того, чтобы научиться водить смычком по струнам скрипки нужно время и терпение. Каждая струна в скрипке — это определенная нота. Четыре струны - четыре ноты. Как изменить высоту звука у струны вы уже знаете: важно укоротить или удлинить струну. Делается это так: левая рука скрипача обхватывает гриф, пальцы лежат на струнах и то одну, то другую струну в определенном месте. В каком именно? В этом-то главная трудность и заключается. У гитары, у балалайки, мандолины, домбры и других народных щипковых инструментов на грифе существуют так называемые лады - деления. На скрипке никаких ладов нет. Нахождение места нажима струн — это дело привычки и музыкального слуха. Скрипку музыканты называют самым подвижным инструментом, который способен исполнять самую быструю, стремительную музыку, что заставляет пальцы скрипача мгновенно находить нужное место, а слух также мгновенно контролировать точность, чистоту звучания. Чуть выше, чуть ниже на какой-то миллиметр прижата струна и скрипка звучит фальшиво. Управлять смычком тоже не так-то просто. И держать его, и водить им по струнам можно по-разному, разными способами. Для того, чтобы научиться хорошо играть на скрипке нужны долгие годы упорного кропотливого труда. Недаром почти все прославленные скрипачи мира начинали обучение очень рано: чуть ли не с 4 лет. Скрипка - инструмент самого большого дыхания. В ней соединились все главные качества, необходимые для лучшего исполнения мелодии: протяжность дыхания, чистота и выразительность тембра, подвижность и легкость. В ее маленьком и хрупком тельце таится голос необыкновенной красоты и силы. Да, именно силы, и такой, какую никак не ожидаешь услышать от этого изящного, тонкого инструмента.

При рождении скрипку приняли недружелюбно, часто ругали, говорили, что ее звучание похоже на кошачье мяуканье, что скрипке место только на чердаках, где "господа кошки угощают друг друга своей очаровательной музыкой". Скрипку критиковали аристократы, так как в те времена гораздо больше нравилась виола, одна из предшественниц скрипки, форма которой похожа на гитару, хотя играли на ней уже смычком. Даже враги скрипки с презрением замечали, что только дворяне и другие достойные люди проводят свое время за виолой, а находится немало людей, которые с удовольствием играют па скрипке. Но у скрипки нашлись и друзья. Первыми, кто оценил достоинство скрипки, были музыканты из народа, люди, живущие своим заработком музыканта. Борьба между скрипкой и виолой длилась долго. Короли и знать защищали виолу, предоставляя ей место в роскошных покоях. А победила все-таки скрипка. Со временем виолу забыли, перестали на ней играть, и она осталась лишь в кабинете любителей древностей. Скрипка стала всеми любимым инструментом. Она завоевала свое прочное место в оркестре. А потом и аристократы перестали обвинять скрипку и признали за ней способность «потоком страстных звуков возбуждать великие чувства».

Список литературы:

  1. Витачек Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. –М., 1964 – 168 с.;

  2. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства, т.1 – М., Музыка, 1990 – 330с.;

  3. Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. – М., Музгиз, 1959 – 297с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из истории развития и появления скрипки.

Автор: Луговцова Татьяна Викторовна

Дата: 07.03.2020

Номер свидетельства: 542062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "доклад на тему: "Вибрация в обучении скрипачей" "
    ["seo_title"] => string(51) "doklad-na-tiemu-vibratsiia-v-obuchienii-skripachiei"
    ["file_id"] => string(6) "201848"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429123421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
    ["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "362708"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480157423"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок музыки в 5 классе по теме:  «Волшебная палочка дирижера»"
    ["seo_title"] => string(57) "urokmuzykiv5klassiepotiemievolshiebnaiapalochkadirizhiera"
    ["file_id"] => string(6) "315637"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459935611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА"
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhskaia-natsional-naia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "259603"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448798936"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему "Идем в концертный зал""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_na_tiemu_idiem_v_kontsiertnyi_zal"
    ["file_id"] => string(6) "420326"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496557153"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства