kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Вибрация в обучении скрипачей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

П Л А Н:

1. Вибрация как художественный элемент игры.

2. Особенности развития вибрации.

3. Влияние вибрации на качество и громкость звука.

4. Влияние вибрации на интонацию.

5. Двигательные формы вибрации.

6. Способы изучения и исправления вибрации.

 

В современной скрипичной игре вибрация играет роль чрезвычайного способа выразительности. Певучесть звука,основной признак скрипичного исполнения, есть следствие не только движения правой руки, но и вибрации. Благодаря вибрации скрипичный звук приобретает разнообразные тембровые оттенки, внутреннюю теплоту, стает похожим на человеческое пение.

Вибрация тесно связанна с эмоциональностью музыкального исполнения и появляется лишь тогда,когда скрипач глубоко чувствует и осмысливает содержание музыкального произведения.

В связи с этим вибрация составляет неотъемлемый элемент настоящей художественной игры. Формирование исполнительского мастерства скрипача и его музыкально-интерпретаторского искусства немыслимо без совершенного овладения и осмысленного пользования вибрацией.

История развития вибрации свидетельствует о тесной связи этого исполнительского приема с современными стилистическими направлениями в скрипичной игре.

В скрипичном исполнительстве вибраци начал систематически использовать итальянский скрипач Ф. Джеминиани (начало XVIII века). Возникновение ее объяснялось стремлением передовых музыкантов того времени расширить сферу эмоциональной выразительности скрипичной игры соответственно требованиям так называемого сентиментализма в музыке.

В дальнейшем развитии скрипичного искусства вибрация широко использовалась представителями не только прогрессивных, но и реакционных направлений исполнительства, которые относились к ней как к самодостаточному эффекту. Например, манерность игры скрипачей так называемого дворцового стиля в конце XVIII века во Франции выявлялось прежде в чрезмерном применении вибрации.

Советская скрипичная педагогика оценивает вибрацию как художественный способ усиления выразительности звучания, который требует от музыканта дифференцированного подхода. В зависимости от стиля произведения, его содержания и настроения, динамического оттенка музыкальной фразы, ее регистра и тембра, вибрация может быть взволнованной и быстрой, или спокойной и плавной, или постепенно ускоренной, или постепенно замедленной. Может быть активной или минимальной, а то и совсем отсутствовать. Только тогда, когда исполнитель осознанно управляет этим приемом и умеет переходить от одного выразительного оттенка до другого, она достигает цели. Таким образом, вибрация как исполнительский навык наравне с другими видами техники должна развиваться и совершенствоваться и, подобно другим элементам игры, сознательно контролироваться исполнителем.

Вибрация на скрипке образуется путем колебания пальца, который прижимает струну. Нажимая на струну то выше, то ниже основного своего положения, палец равномерно перемещается и вызывает периодическое повышение и понижение звука. Колебание высоты вибрирующего звука наш слух не чувствует, и мы воспринимаем его как звук одной высоты, а именно, высоту среднего тона между отклонением вверх и вниз. Чистую интонацию при вибрации слышишь лишь тогда, когда повышение и понижение звука не выходят за пределы зоны данной высоты, т.е. если они не больше приблизительно на четверть тона.

Кроме периодического понижения и повышения высоты, вибрирующий звук характеризуется еще и колебаниями его громкости и тембра. Вибрация звука производит такое впечатление, будто увеличилась его сила, а на самом деле увеличивается его громкость. Иначе говоря, при вибрации изменяется не количество звуковой энергии, а характер отображения нашим сознанием той же силы звука. Вибрирующий звук воспринимается как громкий потому, что через меняющуюся высоту его наш слух получает прерывистые раздражения, похожие на раздражения при так называемых акустических дрожаниях. Кроме того, воспринимая вибрирующий звук в помещении, мы в тот час слышим и звук с основного источника звукоизвлечения, и звук, отраженный стенами и потолком комнаты или зала. При этом могут возникнуть моменты наслоения, когда все три звука с вибрацией будут восприниматься одновременно.

У не очень опытных исполнителей при вибрировании на скрипке иногда действительно усиливается звук. Это объясняется тем, что наш организм отмечается способностью симметричной деятельности обеих рук, следовательно, вибрационные усилия левой руки могут вызвать большую активность правой руки, т.е. увеличение нажима смычка, а значит и усиление звука.

В некоторых случаях интонация скрипача зависит от характера вибрации, которую он применяет. Недостаточный контроль над вибрацией иногда приводит к появлению дефектов интонации.

Во время вибрации палец левой руки стоит на грифе не перпендикулярно, а наклонно к шейке скрипки. В связи с этим при колебании вверх палец встречает меньшее сопротивление со стороны грифа, чем при колебании вниз. Во время вибрации, которая исполняется со слабым нажимом пальца на струну, возможны некоторые передвижения его по грифу вверх, т.е. повышение интонации. Если у ученика интонация еще не выработана, неустойчивая, педагог должен ограничить применение вибрации, а в некоторых случаях временно совсем запретить вибрировать. Следует также следить, чтобы работа над преодолением интонационных трудностей всегда проходила без вибрации, особенно когда бесконтрольное отношение к ней является причиной неудовлетворительной интонации.

В исполнительской практике применяются различные двигательные формы вибрации. Хороший звуковой результат дают наиболее распространенные локтевая и кистевая формы.

В локтевой форме вибрации источником активного колебания руки является сгибание разгибание предплечья в локтевом суставе. Эта форма отмечается возможностью применения как медленного так и быстрого движения.

В кистевой форме вибрации главное движение руки происходит в кистевом суставе с помощью сгибания и разгибания кисти. Эта форма характеризуется довольно широким размахом вибрационных движений и их относительно медленным темпом.

Разделение вибрации на локтевую и кистевую формы довольно таки условен. На самом деле во всех формах всегда участвует вся рука, включая плечо и плечевой пояс, т.к. Не могут быть изолированные движения в отдельных суставах без поддержки их другими частями руки. Во время локтевой вибрации неизбежно выявляется участие кисти, во время кистевой - участие предплечья. Пальцевые выравнивающие и размашистые движения также необходимы для всех форм вибрации, только в разных размерах.

Кроме этого следует проанализировать роль пальца, который прижимает струну к грифу. Колебание его является следствием действия всей руки. В ответ на активное колебание крупных частей руки в пальцевых суставах возникают пассивные выравнивающие, амортизирующие сгибания и разгибания. Они играют роль передатчика, проводника вибрационного колебания из основных источников вибрации в руке до непосредственной вибрации струны. Большое значение имеют эти выравнивающие движения для кистевой и пальцевой формы вибрации. Гибкость и подвижность пальцевых суставов, кроме сустава между ногтевой и средней фалангами,- обязательная предпосылка хорошего исполнения вибрации.

Необходимо также подчеркнуть огромное значение для свободного исполнения вибрации среднего положения кистевого и пальцевого суставов. Только такое положение обеспечит равномерность сгибания, на котором построено вибрационное движение.

Таким образом, изучать вибрацию можно только в определенных, ограниченных темповых рамках.

Методика развития вибрации как исполнительского приема есть относительно мало разработанной частью скрипичной педагогики. В работе Б. Струве обозначаются три этапа изучения вибрации.

Первый этап предусматривает правильную подготовку руки ученика до исполнения вибрации. Необходимо научить его играть с таким положением руки, где к шейке скрипки касаются не три, а две точки руки: палец, который прижимает струну к грифу, и большой палец, который служит опорой для инструмента. Столкновения руки с шейкой скрипки возле первого сустава указательного пальца не должно быть, т.к. оно делает невозможным вибрационные колебания руки.

Чтобы обеспечить условия, необходимые для развития вибрации,ученикам уже на первых шагах прививают привычку легко прижимать струну пальцем и неукоснительно борются с хватательными движениями, которая держит шейку скрипки. Для обеспечения удобного положения вибрирующего пальца можно иногда располагать локоть левой руки от линии центра веса скрипки.

Второй этап изучения вибрации состоит в том, что достигнув описанного положения руки, ученик делает «сотрясения» всей рукой, т.е. выполняет полные вибрационные колебания в быстром темпе. Цель их — почувствовать слияние колебания вниз и вверх в одном периоде. Между «сотрясением» делают остановку, во время которой следят за освобождением мышц руки.

«Слтрясения» левой руки с остановками может сопровождаться выполнением правой рукою акцентированного штриха деташе или мартле на целый смычок или штрих портато. Тут используется природная способность организма к координации работы обеих рук.

Третий этап в изучении вибрайии состоит в том, чтобы объединить вибрационные «сотрясения» руки в беспрерывную линию движения, ликвидировав остановки между ними. Объединение нескольких «сотрясений» постепенно приводят до появления равномерной вибрации.

Однако система Б. Сруве освещает только физиологическую сторону вибрации и требует дополнений целого ряда пунктов. На самом деле нужно понять, что развивать вибрацию путем искусственного культивирования движений, игнорирую эмоционально-выразительную сторону этого исполнительского приема нельзя. Перед тем как изучать вибрацию, следует обеспечить не только техническую, но и музыкальную подготовку ученика. У него должна появиться внутренняя потребность вибрировать, а это может случиться тогда,когда педагог систематически развивает у своих исполнителей умение мыслить художественными музыкальными образами, углубляясь в их эмоционально-смысловую суть. Впоследствии осуществления принципа единения художественного и технического развития у ученика, появится и природная возможность к более эмоциональному исполнению, а также возможность обязательного вибрирования.

Все упражнения на развитие вибрации нужно выполнять под слуховым контролем. При этом следует помнить, что на упражнениях овладедеть вибрацией можно только обобщенно, схематично. Усвоение различных выразительных оттенков вибрации связанны главным образом с работой над художественными произведениями.

В педагогической практике иногда возникает необходимость исправлять нежелательные виды вибрации. Из них чаще всего встречаются так называемые «трясущаяся» и «разболтанная» вибрация.

При «трясущейся» вибрации вся левая рука зажимается, и все суставы теряют необходимую гибкость. Чтобы избежать этот недостаток, особое внимание обращают на развитие гибкости руки и пальцев. Можно рекомендовать пользоваться какое-то время изолированными кистевыми движениями, исполняя вибрационные колебания только кистью.

«Разболтанная» вибрация является последствием гипертрофированного изолированного движения кистевого сустава. Для исправления такой вибрации усиленно развивают пальцевые и локтевые движения и ограничивают кистевую разболтанность, чтобы рука была больше собрана, а не расслаблена.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что вибрация, в конце концов, должна появиться как природный результат правильного музыкального развития ученика и правильной постановки его левой руки. Период начальной музыкальной и технической подготовки к вибрации длится 2-3 года. Раньше этого времени осваивать вибрацию могут лишь очень одаренные ученики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
доклад на тему: "Вибрация в обучении скрипачей"

Автор: Байрам-Али Ленара Османовна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства