kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "История создания баяна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по музыке предназначена для учителей музыки и учащихся 5 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«000 История создания баяна Защита»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1







Защита исследовательской работы по музыке на тему:

«История создания баяна»











Выполнил: Жерздев Александр

ученик 5б класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.





2017

Я занимаюсь в музыкальной школе в классе игры на баяне, поэтому мне захотелось узнать что-нибудь новое об этом инструменте.

На мой взгляд, эта тема, особенно актуальна сейчас, когда многие считают, что народные инструменты и народная музыка в настоящее время не являются важными для жизни русского народа.

Целью моего исследования является подтверждение того, что баян и гармонь играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем времени.

Эти задачи я решал во время работы над проектом.

- исследовать историю возникновения баяна и гармони;

- изучить разные виды гармоней;

- найти данные, подтверждающие, что баян и гармонь играют важную роль в жизни не только прошлого, но и современного общества.

Гипотеза – гармонь и баян являются музыкальным символом России.

Несколько тысяч лет назад в Китае появился деревянный музыкальный инструмент шэн, изго­товленный из ряда бамбуковых трубочек, в каж­дой из которых был миниатюрный свободно ко­леблющийся язычок. Попав в Европу, шэн был усовершенствован и стал распространенным, во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.

Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер по настройке фортепиано и органов Христиан Бушман изобрел губную гармонику. Это была маленькая коробочка с встроенным в нее металлическим язычком.

Гармоника продолжала совершенствоваться. Есть авторское свидетельство, выданное в Вене 25 мая 1829 года на имя Кирилла Демиана. Этот мастер назвал своё изобретение «аккордеон». У инструмента было 5 кнопок с левой стороны и 5 с правой. Инструмент издавал 10 различных отдельных звуков и 10 аккордов. Название «аккордеон» инструмент получил за то, что в левой руке при нажатии кнопок, получались не отдельные звуки, а уже готовые аккорды.

Тульский оружейник Иван Сизов увидел гармонику на Нижегородской ярмарке и, купив её за огромную по тем временам цену 35 рублей, привёз в Тулу.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке. К 40м годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоней в год.

В России, в связи с огромным пространством страны, в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента. В городе Череповце, изготавливали ЧЕРЕПАШКИ. Эти миниатюрные гармошки были высотой от 7 до 20 сантиметров.

САРАТОВСКИЕ гармошки имели необычный тембр звучания, так как в конструкцию добавили колокольчики.

В воронежской губернии появляется гармоника, у которой клавиши были похожи на фортепианные – она получила название ЕЛЕЦКАЯ рояльная гармонь.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек, добав кнопок в левую и правую руку. Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

У ЛИВЕНСКОЙ гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Начиная со второй половины XIX столетия, гармонь всё шире используется в концертах для исполнения не только фольклора, но и классической музыки. Это вызвало появление нового вида гармони. Тульский музыкант-самородок Николай Иванович Белобородов сконструировал новый вид инструмен­та — хроматическую гармонику. В ней уже было два ряда кнопок.

В 1871 году  была сделана первая двухрядная гармоника новой системы —при нажатии одной клавиши звучат одновременно три голоса: два, настроенные в унисон, и один — на октаву ниже. Она создана русским мастером Леонтием Чулковым.

Постепенно Белобородов приходит к мысли о возможности создания целого оркестра гармоник. Оркестр Белобородова представлял собой очень слаженный коллектив с разнообразным репертуаром, в котором было много произведений классиков.

Но поиск более удобной конструкции про­должался. Стали появляться трех- и четырех­рядные гармоники. В начале XX столетия по всей России славился гармонист Яков Фёдорович Орланский-Титаренко. Он мечтал об усовершенствовании хроматической гармони. Мастер Петр Стерлигов по заказу музыканта сделал инструмент с четырёхрядной клавиатурой собственной системы, которая впоследствии названа «петербургской».

Инструмент имел 52 кнопки в правой и 100 в левой клавиатуре. Оба, и мастер, и музыкант, были довольны и назвали инструмент баяном в честь легендарного певца-сказителя Древней Руси.

В начале XIX века гармонь приобретает большую популярность и становится любимым музыкальным инструментом российской деревни. Внезапный интерес народа к гармони можно объяснить её простотой: для того чтобы играть на ней не обязательно получать специальное образование.

Без гармони нельзя было себе представить ни праздника, ни свадьбы, ни проводов в армию. А хороший гармонист считался едва ли не самым уважаемым человеком на селе, его считали первым парнем на деревне, а его гармошку - душой любой компании. Ведь без этого душевного, певучего и заливистого инструмента не обходилось ни одно гуляние. (послушать музыку)

Большую роль сыграли гармонь и баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины.

С 1986 года на «Первом» канале транслируется телепередача «Играй, гармонь любимая!», посвящённая русскому народному музыкальному творчеству России. Её основателем и ведущим был Геннадий Заволокин. Съёмки передачи проходят во всех регионах России. Передача знакомит телезрителей с творчеством людей, исполняющих народную музыку на различных музыкальных инструментах, в основном гармонях, а также песнями, частушками, танцами.

В результате – в эпоху компьютерных технологий из деревенского инструмента гармонь вышла на эстраду. Сельские артисты после участия в телепередачах становились профессионалами.

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Имена этих русских гармонистов известны во всём мире. В наше время расцвета электромузыкальных инструментов, часто слышишь вопросы: а кому сейчас нужна гармоника, кто её слушает, кто и что на ней играют?  Меня очень волнует вопрос: неужели она безвозвратно ушла в прошлое, осталась в памяти как инструмент, под который танцевали, пели, грустили, веселились и влюблялись наши бабушки и дедушки? 

В ходе работы меня заинтересовало отношение моих одноклассников к баяну и гармони, и я провел небольшой опрос в 5б классе. 22 моих одноклассника проявляют интерес к инструментам баяну и гармони, а остальные предпочитают другие инструменты.

Проведя исследование, я узнал, историю создания гармоники и баяна. Узнал, что гармоника за короткий срок прошла огромный путь от игрушки, издававшей один аккорд, до громадного баяна, позволяющего исполнять любые произведения. Основное преимущество гармони в том, что она заменяет целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент. И всё это может делать один музыкант.

Я сделал вывод, что было время, когда происходило снижение интереса к народным инструментам у людей, но это явление было временным. В последние годы, гармонь и баян очень медленно, но довольно уверенно возрождается из забытья. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов и баянистов, выпускников различных учебных заведений.

Всё это подтверждает мою гипотезу о том, что для жизни русского народа, начиная с истоков его существования и до наших времён, очень важны народные музыкальные инструменты баян и гармонь. Я понял, что гармонь и баян в жизни русского народа были больше, чем просто музыкальные инструменты. Можно смело сказать, что их голоса являются музыкальными символами России.

Спасибо за внимание!


2


Просмотр содержимого документа
«000 История создания баяна исследование»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1







Исследовательская работа по музыке на тему:

«История создания баяна»











Выполнил: Жерздев Александр

ученик 5б класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.





2017

Оглавление:

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. История возникновения гармони ………. ………………………. 4

Глава 2. Оркестр хроматических гармоней Н.И Белобородова …………..7

Глава 3. История создания баяна …………………………………………..10

Глава 4. Устройство гармони, баяна …............................................ ………11

Глава 5. Деревенская гармонь – символ России………………. ………….12

Глава 6. Гармонь и баян в современной жизни…………………………… 15


Заключение……………………………………………………………………19

Список используемой литературы……………………………………….......19



















Введение

Я занимаюсь в музыкальной школе, учусь играть на баяне. Народная музыка, народные музыкальные инструменты, баян и гармонь в жизни русского народа были больше, чем просто музыкальные инструменты. Можно смело сказать, что гармонь и баян считались нашими культурными и национальными символами. Прежде они были накрепко связаны с жизнью народа: и в праздниках, и в буднях, и на войне.

В последнее время, можно заметить, возникает проблема потери национального самосознания, забывание народных традиций. Если это действительно так, то следует предпринять срочные меры для того, чтобы вернуть баяну и гармони заслуженную в истории народа роль и значение.

Поэтому целью моего исследования является подтверждение, что баян и гармонь играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем времени.

На мой взгляд, эта тема, особенно актуальна сейчас, когда многие считают, что народные инструменты и музыка в настоящее время не являются важными для жизни русского народа.

Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:

- исследовать историю возникновения баяна и гармони;

- изучить данные виды музыкальных инструментов;

- подтвердить, что баян и гармонь играют важную роль в жизни не только прошлого, но и современного общества.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что для жизни русского народа, начиная с истоков его существования и до наших времён, очень важны народные музыкальные инструменты баян и гармонь.

Гипотеза: гармонь и баян являются музыкальным символом России.

Объект моего исследования – музыкальные инструменты русского народа, предмет исследования – баян и гармонь.

Практическая значимость моей работы – формировать в себе и своих ровесниках национальное самосознание, необходимость соблюдения народных традиций в повседневной жизни.

Глава 1. История возникновения аккордеона и гармони

Несколько тысяч лет назад в Китае появился деревянный музыкальный инструмент, изго­товленный из ряда бамбуковых трубочек, в каж­дой из которых был миниатюрный свободно ко­леблющийся язычок. Это шэн — предшествен­ник русской гармоники. О том, как он появился в Европе, мы точно сказать не можем. Возмож­но, его привезли торговцы или путешественни­ки, а может быть, это были ученые или архитек­торы. Во всяком случае, в Европе появились сна­чала стеклянные, а позже и деревянные гармо­ники. Конечно, они были очень просты и при­митивны. И сыграть на них можно было от ше­сти до десяти нот — столько клавиш было в пра­вой клавиатуре. А левой — не было вообще.

Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.

Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер по настройке фортепиано и органов Христиан Бушман изобрел губную гармонику, чтобы облегчить настройку органов: это была маленькая коробочка с встроенным в нее металлическим язычком. Позже Бушман понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, пришел к новой форме музыкального инструмента. А было ему в ту пору всего 17 лет.

Гармоника очень быстро распространилась по всему миру и продолжала совершенствоваться. Есть патент – авторское свидетельство, выданное в Вене 25 мая 1829 года на имя Кирилла Демиана. Этот мастер назвал своё изобретение «аккордеон». У инструмента было 5 кнопок с левой стороны и 5 с правой. Инструмент издавал 10 различных отдельных звуков и 10 аккордов. Это был конечно, не тот аккордеон, который мы привыкли видеть сегодня. Название «аккордеон» инструмент получил за то, что в левой руке при нажатии кнопок, получались не отдельные звуки, а уже готовые аккорды.

Быстроту распространения гармоники по всей Европа можно сравнить со стремительностью снежной лавины. В считанные годы она стала популярнейшим инструментом в Австрии, Германии, Франции, Италии. И в этом нет ничего удивительного. В самом деле, это портативный инструмент, его можно легко переносить с места на место, даже играть на нём при ходьбе.

Тульский оружейник Иван Сизов увидел гармонику на знаменитой Нижегородской ярмарке и, купив её за огромную по тем временам цену 35 рублей, привёз в Тулу. Этот старинный город издавна славился своими мастерами. Именно в Туле, городе русских умельцев суждено было появиться инструменту такой сложности.

В Чулковой слободе были произведены на свет первые тульские гармоники. Для их изготовления применяли медную проволоку, которую расплющивали молотком на наковальне. Получалась длинная узкая проволока, из неё нарезали планки. Планки приклёпывали к железным рамочкам, а всё остальное делалось из бумаги и дощечек. Это были первые единичные экземпляры. К 40м годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоней в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента.

Русские фольклористы с удивлением наблюдали за тем, как гармоника начала вытеснять рожки, свирели. Балалайки и другие музыкальные инструменты.

В России, в связи с огромным пространством страны, в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента, приспособленные прежде всего к особенностям фольклора той или иной местности. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенке, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник, создаваемые в городе Череповце, которые получили название ЧЕРЕПАШЕК. Эти миниатюрные гармошки были высотой от 7 до 20 сантиметров, на которых играли, зажав их в ладонях. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

В елецком уезде воронежской губернии появляется гармоника, у которой клавиши были похожи на фортепианные – она получила название ЕЛЕЦКАЯ рояльная гармонь.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести мелодию.

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Начиная со второй половины XIX столетия, гармонь всё шире используется в концертах для исполнения не только фольклора, но и классической музыки. Это вызывает появление нового вида гармони с хроматическим звуком. Наиболее распространёнными, особенно в городах, стали двухрядные гармони венки и хромки.

Для расширения круга тональностей в верхней части клавиатуры стали добавлять 2-3 хроматических звука. Хромка фактически сделала ненужными местные настройки, потому, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Её называли «двухрядкой» за то, что кнопки в правой руке были расположены в 2 ряда. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ. Такая гармонь появилась в Туле в 1870 году.

Глава 2. Оркестр хроматических гармоней Н.И Белобородова

Путь совершенствования гармоники был долгим и сложным. Вначале она была очень про­ста и примитивна (5-7 кнопок на правой сторо­не и 2 баса на левой). Пришло время, и в таком виде она уже не могла удовлетворять возрос­шее мастерство исполнителей. И вот в 1871 году тульский музыкант-самородок Николай Иванович Белобородов сконструировал новый вид инструмен­та — хроматическую гармонику. В ней уже был расширенный аккомпанемент (состоял из басов, трех мажорных и двух минорных аккордов), два ряда кнопок. И теперь на инструменте можно было сыграть целых 42 звука.

Он родился 15 февраля (ст. ст.) 1828 года в семье коренного туляка, занимавшегося торговлей.  В юности в руки Н. Белобородова попала маленькая семиклавишная гармоника; он научился хорошо играть на ней и все больше стал задумываться над ее усовершенствованием, а затем и над созданием новой модели.

В 60-х годах Белобородов начинает изучать нотную грамоту и приходит к твердому убеждению, что для расширения возможностей гармоники нужно, чтобы на ней можно было исполнять все звуки хроматической гаммы. Оставив диатоническую гамму в одном ряду, он добавил второй ряд клавиш, сделав их черными и расположив в промежутках между белыми первого ряда. Черные клавиши, дающие производные звуки и звуки си, чередовались через одну белую клавишу (а не так, как на обычной фортепианной клавиатуре). Хроматические полутоны наглядно отличались от основных тонов. Звуки на сжим и разжим меха были разные. Компактность клавиатуры позволяла при небольшом размере (11 белых и 10 черных клавиш) извлекать 42 различных звука. На левой стороне был аккомпанемент, состоявший из басов, трех мажорных и двух минорных аккордов.

В 1871 году  была сделана первая двухрядная гармоника новой системы — настоящий шедевр в сравнении с выпускавшимися в то время гармониками в отношении конструкторской мысли, продуманности всех деталей, а главное — звуковых качеств: гармоника обладала нежным, певучим звуком. При нажатии одной клавиши звучат одновременно три голоса: два, настроенные в унисон, и один — на октаву ниже (как в современных трехголосных аккордеонах). Голоса мягкие, из польского серебра. Внутри гармоники впервые встречается резонаторная камера, в которой, как выражались старые мастера, звук «перерабатывается», то есть происходит преломление звуковых волн, заключающееся в возникновении новых обертонов; от этого звучание приобретает своеобразную окраску. Затем в грифе поток звуковых волн снова преломляется (как в современной тембровой камере) и проходит через круглые отверстия в сторону исполнителя.

Все это сложное акустическое устройство представляет большой интерес с точки зрения конструкторской мысли, а ведь оно сделано впервые русским мастером-умельцем Леонтием Чулковым. Эта гармоника Белобородову очень понравилась, и вскоре по его заказу Чулков сделал еще две такие гармоники. Разница была только в цвете корпуса: первая была зеленая, вторая — желтая, а третья — черная.

Возможности новой гармоники воодушевили Николая Ивановича к написанию руководства игры на ней. В 1880 году в Москве издатель Н. М. Куликов напечатал «Школу для хроматической гармоники по системе Н. И. Белобородова» — это была небольшая тетрадь, состоявшая из десяти разделов, каждый из которых занимал примерно одну страницу.

Хотя новая гармоника была более совершенна, чем ее предшественницы, но для сольной игры недостаточно удобна. Основным недостатком стала частая смена меха при игре, так как на сжим и разжим меха звуки были разные. Очень трудно, а иногда и невозможно было брать аккорды. Однако Белобородов не пошел по линии дальнейшего улучшения системы, а избрал иной путь: он решил использовать одновременное сочетание нескольких инструментов.

Когда в доме Белобородова появились три гармоники его системы, образовалось домашнее трио: Николай Иванович и дочери Софья  и Мария, которым отец привил любовь к музыке и дал музыкальное образование.

Это первое трио хроматических гармоник, просуществовавшее много лет, имело большой успех среди музыкантов и любителей-гармонистов. Звучание трио было так необычно, что летом во время репетиций прохожие часто останавливались и интересовались, на чем это играют.

Постепенно Белобородов приходит к мысли о возможности создания целого оркестра гармоник. Его решение было поддержано кругом друзей. Белобородов заказывает оркестровые гармоники разных диапазонов и тембров. Изготовленные на заказ гармоники имели одинаковые клавиатуры системы Белобородова, поэтому осваивать игру на них не приходилось: все будущие участники оркестра уже играли на таких гармониках. Хуже обстояло дело с изучением нотной грамоты: многие из оркестрантов плохо знали даже названия нот, и никто не имел навыка игры по нотам в ансамбле.

Занимаясь с участниками оркестра, он одновременно занимался и сам. Много времени уходило на создание партитур для оркестра гармоник. При составе оркестра в 10—11 человек Белобородов писал партитуры на 8 партий. Помогал ему в этом В. П. Хегстрем, концертмейстер оркестра.

80—90-е годы были самыми плодотворными в деятельности Белобородова. В это время он пробует свои силы и в композиции. Так появляются его кадриль «Охота» и «Полька-фантазия», а позднее еще несколько произведений (наибольшее распространение из всего написанного им получила «Полька-фантазия»).

Оркестр Белобородова к началу 90-х годов представлял собой очень слаженный коллектив с разнообразным репертуаром, в котором было много произведений классиков — малых и больших форм. Постепенно  оркестр стал приобретать известность не только в Туле, но и за ее пределами.

Деятельность оркестра Н. И. Белобородова продолжалась много лет и прекратилась только в конце 1902 года. Приблизительно через год после распада оркестра Белобородова В. П. Хетстрем организовал новый оркестр. Белобородов же до конца своих дней проявлял большой интерес ко всему, что делалось в музыкальной жизни Тулы: посещал оркестр Хегстрема, не пропускал возможности услышать знаменитых артистов, приезжавших в Тулу.

Скончался Николай Иванович Белобородов (на 85-м году жизни) 28 декабря 1912 года. Заслуги Белобородова состоят в создании клавишной хроматической гармоники совершенно новой конструкции и в организации первого в мире оркестра гармоник, по образцу которого мы встречаем сейчас бесчисленное множество больших и малых оркестров из современных гармоник у нас  и за рубежом.





Глава 3. История создания баяна

Но поиск более удобной конструкции про­должался. Стали появляться трех- и четырех­рядные гармоники. В начале XX столетия по всей России славился гармонист Яков Фёдорович Орланский-Титаренко. Это был выдающийся музыкант. Он постоянно выступал с концертами. Он мечтал об усовершенствовании хроматической гармони. Поиски привели его к Петру Стерлигову. Стерлигов по заказу музыканта сделал инструмент с четырёхрядной клавиатурой собственной системы, которая впоследствии названа «петербургской». Инструмент имел 52 кнопки в правой и 100 в левой клавиатуре. Оба, и мастер, и музыкант, были довольны и назвали инструмент в честь легендарного певца-сказителя Баяна – «баяном». Было это в 1907 году. С этой поры существует на Руси баян – инструмент настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

Работа по совершенствованию инструмента продолжалась еще много лет. Она продолжается и сейчас. В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в тоже время очень усложняет технику игры.

У нас в России есть замечательные фабрики, где делают по специальной технологии на заказ современные замечательные концертные баяны последнего поколения «Юпитер», «Аппассионата», «Левша», «Россия», на которых играют выдающиеся музыканты. Многотембровый готово-выборный баян — это инструмент, больших динамических, тембровых и акустических возможностей, которому под силу исполнение самых сложных произведений, написанных для различных инструментов. Уровень баянного исполнительства в наши дни чрезвычайно высок. Имена прекрасных баянистов Ивана Паницкого, Юрия Казакова, Владимира Бесфамильного, Виктора Фильчева, Александра Склярова, Фридриха Лидса, Вячеслава Семено­ва, Юрия Шишкина и многих других известны во всем мире.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Глава 4. Устройство гармони, баяна

Мало кому приходит в голову, что гармонь родственница самого грандиозного музыкального инструмента — органа, а еще больше — фисгармонии, в названии которой не случайно тот же корень.

Вы никогда не слышали, как дышит баян? Попросите баяниста просто растя­гивать меха инструмента, не нажимая кнопоч­ки. И вы услышите, что баян дышит, как чело­век, даже звук похож. Этот инструмент тоже можно отнести в духовым, ведь для того, чтобы извлечь на нем звук, надо накачать мехами воз­дух внутрь. Это делается вручную. Потом воз­дух проходит через специальные язычки, и гар­моника поет. Все разновидности гармоники так­же относятся к группе клавишных инструмен­тов. Только клавиши немного отличаются от фортепианных: это не клавиши, а кнопки.

Такие инструменты, как гармонь, баян, аккордеон дали возможность широкому кругу людей приобщиться к музыке.  Эти инструменты относятся к язычковым музыкальным инструментам.

Звучащий элемент гармошки, аккордеона, баяна - язычок. Это узкая тонкая пластинка из специальной голосовой стали. Если закрепить один конец язычка, а другой оттянуть и отпустить, он начнет колебаться, и мы услышим звук. Чем короче и тоньше язычок, тем выше звук. Однако сам по себе язычок звучит тихо и невыразительно. Чтобы он зазвучал в полную силу и обрел приятный тембр, нужно создать ему определенные условия.

Из листового металла – латуни или дюралюминия – выштамповывается прямоугольный кусочек. Он называется рамкой. В рамке делается длинный сквозной проем. Язычок приклепывается одним концом к рамке так, чтобы вся остальная длина язычка полностью закрывала проем. Но размеры свободной части язычка чуть-чуть меньше размеров проема, поэтому язычок, если попробовать отогнуть его внутрь проема, свободно войдет в него, хотя зазор между краями язычка и стенками проема останется очень небольшой – всего несколько сотых долей миллиметра.

Рассмотрим, как работает язычок. Под действием воздушного потока он входит в проем рамки и перекрывает его. Поток воздуха прекращается. Тогда сила упругости язычка возвращает его в прежнее положение, поток воздуха возобновляется, и цикл повторяется. От того, сколько таких колебаний в секунду совершает язычок, зависит высота звука.

Рамка, к которой приклепан язычок, усиливает его звучание. Но недостаточно. Нужно еще что-то. Это «что-то» – резонаторная камера. Выполнена она из ели таким образом, что рамка составляет одну ее стенку. Камера еще больше усиливает звук язычка и заодно обогащает его тембр. Объем камеры подбирается для каждого тона отдельно, а сами камеры с рамками собраны в единый блок.

Мех в ручных гармониках то разжимается, то сжимается. Значит, воздух подается к рамке то с одной, то с другой стороны. Но язычок может колебаться только в том случае, если воздушная струя поступает с той стороны, с которой он приклепан к рамке. Поэтому в рамке делают два проема и к каждому приклепывают по одинаковому язычку, но с разных сторон. При разжиме меха звучит один язычок, при сжиме – другой. А проем неработающего язычка, чтобы зря не расходовался воздух, прихлопывается узкой полоской эластичной кожи.

Глава 5. Деревенская гармонь – символ России

В начале XIX века гармонь приобретает большую популярность и становится любимым музыкальным инструментом российской деревни. Внезапный интерес народа к гармони можно объяснить её простотой: для того чтобы играть на ней и воплощать природные музыкальные данные, не обязательно получать специальное образование. Эту тенденцию быстро уловили российские предприниматели. В 1830 году в Туле началось массовое изготовление гармоней. И «зацвела Россия ситцевыми разноцветными мехами». Поплыли величавые и светлые русские песни — живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой.

Без гармони нельзя было себе представить ни праздника, ни свадьбы, ни проводов в армию. А хороший гармонист считался едва ли не самым уважаемым человеком на селе, его считали первым парнем на деревне, а его гармошку - душой любой компании. Ведь не было,  и нет, наверное, более душевного, певучего и заливистого инструмента, без которого не обходилось ни одно гуляние.

Как только на Руси появилась гармонь, какими только эпитетами её не наделяли. Насчитывается более тридцати обращений к ней. Она и говорушечка, и подруженька, разлюбезная, размалиновая.

Гармонь – удивительный музыкальный народный инструмент. Под нее смеются и плачут, горюют и радуются.

Русланова Лидия Андреевна, исполнительница русских народных песен, рассказывала: «С какими музыкантами я ни пела, и с ансамблями, и с оркестрами, а голос летит только тогда, когда запевает саратовская гармошка с колокольцами. Тебе и делать ничего не надо, только пой, а гармошка сама всем расскажет про твои чувства и настроение».

Права была Русланова. Вдвойне права, особенно если гармошка оказывается в руках талантливого человека, не равнодушного к русской мелодии. Послушайте его, и вы с первой минуты попадете в плен радости и счастья. Видится и слышится: перед вами не просто гармонист – перед вами русское раздолье, удаль, печаль и радость.

Большую роль сыграл баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины.

С самых первых дней Великой Отечественной войны Лидия Андреевна была в составе фронтовых бригад, которые обслуживали передовые позиции. Она, как солдат, дошла до Берлина, до рейхстага. И там, на его ступеньках, русская артистка пела советским солдатам-победителям народные песни. “Звездой” всенародной военной эстрады была гармонь. Под гармонь пела великая Лидия Русланова, дав на фронте 1120 концертов. В 1942 году Руслановой Л. А. присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

В советские годы в нашей стране было 22 фабрики по изготовлению гармони. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн гармонисты шли на фронт вместе со своими инструментами. Любопытный факт: слепой Иван Маланин в Новосибирске вёл радиопередачи «Открываем огонь по врагу». Каждая радиопередача состояла из двух частей. Сначала Иван Маланин читал фронтовые сводки, а после этого исполнял на баяне любимые мелодии. Популярность у этой передачи была необычайная.

Огромное значение в годы войны для поддержания боевого духа русского воина играли русская песня, русский танец и русская гармонь. Их можно смело назвать символами Великой Победы. В самых экстремальных условиях они, словно генератор, включали в человеке потаенные резервы, будоражили кровь и помогали начисто погасить чувство страха.

Вот описание русской психической атаки «под гармонь» в годы Великой Отечественной войны: «Полк поднимался во весь рост. С одного фланга шёл гармонист, играя переборы "Под драку" – своеобразный боевой сигнал. С другого фланга шёл другой гармонист, играя уральскую "Мамочку". А по центру шли молоденькие красивые санитарки, помахивая платочками, и весь полк издавал при этом традиционное мычание, какое обычно издают плясуны, когда дело движется к драке, для устрашения противника. После такой психической атаки немцев можно было брать в окопах голыми руками, они были на грани умственного помешательства».

Представьте: жестокая война, фронт... И полковая атака под гармонь: «Мы, русские, идём хозяевами по своей земле!» Рядом с мужчинами-воинами идут бесстрашно и спокойно девушки-санитарки в полный рост. Вот так ломают противника! И враг бежит...

Всю Великую Отечественную войну, от Ленинграда до Берлина, прошагала вместе с русским солдатом гармошка. Солдат на войне был уверен в Победе, потому что думал о грядущей встрече со своей гармонью так же, как о встрече с матерью, женой, любимой.

Пусть этот поразительный эпизод Великой Отечественной вдохновит на подвиги русских воинов нашего времени! Сейчас жестокая битва происходит в сфере культуры, миропонимания, мироустройства... Сердце народа, его духовные ценности, душа, воля народа, история, вековые традиции, культура — вот что уничтожают сейчас в первую очередь наши враги! Нам сегодня, как никогда, нужны наша воля, наша правда на нашей земле!

К сожалению, сегодня уже  редко   встретишь  людей  с гармонью в руках, а на нечастые посиделки с русским инструментом давно не спешит молодежь. А так хочется, чтобы звуки любимого русским народом инструмента никогда не смолкали и продолжали волновать сердца слушателей. Ведь у нашего народа есть прошлое, настоящее и будущее, многовековая история и культура. Нам есть что сохранять, развивать, ради чего жить.

Осваивать народную культуру необходимо не только для того, чтобы как нечто экзотическое и устаревшее показывать на сценах и выставках, а прежде всего для возвращения её в наш быт, в повседневную жизнь. Народную культуру в наше трудное время может спасти только сам народ — гениальный её создатель и хранитель. Чтобы каждому из нас почувствовать себя русским, надо петь песни, которые пели наши предки. Только так мы объединимся в единое целое. А русская гармонь всегда была верной нашей подругой и вечной спутницей. Если такая сила у русской гармони, сохраним ее нашим потомкам.

Много замечательных стихов, шуточных и лириче­ских, посвящено гармони. Вот одни из них:

Только взял боец трехрядку, сразу видно — гармонист.

Для начала, для порядку кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой, что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой.

А. Твардовский. «Василий Теркин»

Глава 6. Гармонь и баян в современной жизни

История развития народных инструментов в России насчитывает не одно столетие. Из поколения в поколение, постоянно видоизменяясь, совершенствуясь, искусство наших предков представляло собой важную часть их духовной жизни. И такой замечательный музыкальный инструмент как гармонь, давно стал символом  русского народного искусства. Снова и снова обращают свои взоры на этот инструмент и  исполнители, и собиратели фольклора.   

В наше бурное время компьютеризации, расцвета электромузыкальных инструментов, рок-культуры, дискотек часто слышишь вопросы: а кому сейчас нужна гармоника, кто её слушает, кто и что на ней играют?  Меня очень волнует вопрос: неужели она безвозвратно ушла в прошлое, осталась в памяти как инструмент, под который танцевали, пели, грустили, веселились и влюблялись наши бабушки и дедушки? 

Известно, что в России гармоника распространялась очень интенсивно. Этот, казалось бы, простой инструмент вскоре потеснил другие народные музыкальные инструменты и занял главенствующее место в русской музыкальной культуре. Вначале примитивная, имевшая ограниченные возможности в связи с диатоническим строем, несовершенством конструкции и небольшим диапазоном, гармоника «за короткий срок... прошла огромный путь от игрушки, издававшей один аккорд, до громадного баяна, позволяющего исполнять любые произведения». И в этом нет ничего удивительного. Гармонь – портативный инструмент, его можно легко переносить и даже играть на нём при ходьбе. Основное преимущество гармони в том, что она заменяет целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент. И всё это может делать один музыкант. Впоследствии гармоника стала самостоятельной, очень яркой краской в многоцветной палитре народной музыки.

С 1986 года на «Первом» канале транслируется телепередача «Играй, гармонь любимая!», посвящённая русскому народному музыкальному творчеству России. Её основателем и ведущим был Геннадий Заволокин. С 2001 года ведущими являются Анастасия и Захар Заволокины (дети Геннадия Заволокина). Съёмки передачи проходят во всех регионах России. Передача знакомит телезрителей с музыкальным самобытным и профессиональным творчеством людей, исполняющих народную музыку на различных музыкальных инструментах (в основном — на гармонях), а также песни, частушки, танцы. В передаче регулярно участвует ансамбль Геннадия Заволокина «Частушка» (участники ансамбля также входят в состав съёмочной группы).

Особая заслуга Геннадия Заволокина состоит в сохранении русской традиции. Он организовал свою телепередачу как раз в тот период, когда стала актуальной фраза: «Умирает в России гармонь в молчаливом согласии власти». Патриарх всея Руси Алексий II благословил Г. Заволокина и гармонистов в тяжёлое время перестройки поднимать людей на подвиг, на труд, на любовь.

В результате – в эпоху компьютерных технологий Геннадий Заволокин придал гармони новый статус. Из деревенского застольного инструмента она вышла на эстраду. Простого человека-самородка Г. Заволокин поднял на большую высоту. Сельские артисты после участия в телепередачах становились профессионалами.

Вновь пошли заказы на изготовление гармошек. Хотя следует признать, что из 22 фабрик по изготовлению гармони осталось только 2: Тульская и Шуйская. 

На современном этапе становление гармоники как профессионального инструмента началось с 90-х  годов 20 века. Центром возрождения стал Орел, старинный город в верховьях Оки, знаменитый своими литературными, театральными  и музыкальными традициями.  Именно в Орловской области была сформирована трехступенная система обучения гармонистов: школа, училище, вуз. В 1993 г. впервые в России в Орловском музыкальном училище был открыт класс гармони. Энтузиастом, взявшимся за судьбу гармони, стал Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов  Евгений Петрович  Дербенко. Талантливый педагог, композитор широкого диапазона, добрый и вдумчивый человек, обладающий творческой энергией и высоким профессионализмом, бесконечной преданностью народным инструментам.   В русской  хроматической гармони композитор увидел яркий, полноправный инструмент, способный жить самостоятельной концертной жизнью. Занимаясь музыкально - общественной деятельностью Е. Дербенко помогал создавать классы гармони  во многих регионах России. В настоящее время создается обширный репертуар для нее.

12 июня 2008 года в рамках Х открытого Всероссийского фестиваля «Играй, гармонь» на набережной реки Уводь города Иваново состоялось торжественное открытие первого памятника русскому народному музыкальному инструменту. В 2010 году на центральной площади Орехово-Зуево был открыт памятник Василию Тёркину с гармошкой в руках, а в его лице – всем гармонистам-фронтовикам.

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена И. Паницкого, Ю. Казакова, А. Склярова, В.Романенко, Ю.Ткачёва, Г.Зайцева и других известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов.

В ходе работы меня заинтересовало отношение моих одноклассников к баяну и гармони, и я провел небольшой опрос в 5б классе.

Результаты опроса

Фамилия, имя ученика

Мне нравится гармонь и баян

Мне не нравятся гармонь и баян

1.Авдеев Аким

+


2.Агфонова Маргарита


+

3.Баринов Михаил

+


4.Баринов Павел


+

5.Баша Денис


+

6. Гончаров Даниил

+


7.Гулевич Алина

+


8. Жердев Никита

+


9. Жерздев Александр

+


10.Жилин Никита

+


11.Иванова Анастасия

+


12.Ионкина Анна

+


13.Камнев Илья


+

14.Кашицына Варвара

+


15 Колесников Павел

+


16.Коротков Руслан


+

17.Корчёмкин Максим

+


18.Кошкарёва Виктория


+

19.Кузьмин Дмитрий


+

20.Лебедев Антон

+


21.Легостин Артём

+


22. Маркова Юлия

+


23.Наумова Ксения

+


24.Недорезова Софья

+


25.Сатаров Никита

+


26.Травкин Григорий


+

27.Трофимова Анна

+


28.Шишова Виктория

+


29.Щеголяева Ксения

+


30.Якунин Михаил

+


Результаты

22 – 73,3%

8 - 26,7%


По полученным результатам можно судить, что 73,3% моих одноклассники проявляют интерес к русским народным инструментам баяну и гармони. Это даёт большие надежды на то, что в 21 веке русская гармонь и гармонисты будут всегда нужны людям.

Заключение

Проведя исследование, я узнал, как выглядел предшественник баяна и аккордеона, где и кем он был создан и почему его так назвали.

Работая над темой своего исследования, я сделал вывод, что было время, когда происходило снижение интереса к народным инструментам у людей, но это явление было временным. В последние годы, гармонь и баян очень медленно, но довольно уверенно возрождается из забытья. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов и баянистов, выпускников различных учебных заведений. Исследуя интернет-пространство, можно заметить, что зарождается очень большой интерес к записям баянистов, люди просят ноты, задают различные вопросы, касающиеся обучения игре на инструменте.

Всё это подтверждает мою гипотезу о том, что для жизни русского народа, начиная с истоков его существования и до наших времён, очень важны народные музыкальные инструменты баян и гармонь. Я понял, что гармонь и баян в жизни русского народа были больше, чем просто музыкальные инструменты. Можно смело сказать, что их голоса являются музыкальными символами России.

Список используемой литературы

  1. «Музыкальная литература» М. Шорникова (1 год обучения)

  2. «В мире музыкальных инструментов» С. Газарян 1989 год

  3. Фото с сайта

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD&img_url=https%3A%2F%2Ftimenews.in.ua%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2015%2F03%2Fbayan.jpg&pos=2&rpt=simage&stype=image&lr=10833&noreask=1&parent-reqid=1483288232116759-3893202194575080584253243-man1-3704&source=wiz

14


Просмотр содержимого презентации
«000 История создания баяна»

исследовательская работа по музыке «История создания баяна» Выполнил: Жерздев Александр ученик 5б класса Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

исследовательская работа по музыке

«История создания баяна»

Выполнил: Жерздев Александр

ученик 5б класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

Цель: подтверждение того, что баян и гармонь играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем времени.   Задачи: - исследовать историю возникновения баяна и гармони; - изучить разные виды гармоней; - найти данные, подтверждающие, что баян и гармонь играют важную роль в жизни не только прошлого, но и современного общества.

Цель:

подтверждение того, что баян и гармонь играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем времени.

Задачи:

- исследовать историю возникновения баяна и гармони;

- изучить разные виды гармоней;

- найти данные, подтверждающие, что баян и гармонь играют важную роль в жизни не только прошлого, но и современного общества.

Гипотеза:  гармонь и баян являются музыкальным символом России.

Гипотеза:

гармонь и баян являются музыкальным символом России.

Картина «Музыкант играющий на шэне» около 1780 года

Картина

«Музыкант играющий на шэне» около 1780 года

Христиан Бушман Первая гармоника напоминала гофрированный кубик с тремя складками, двумя деревянными планками по бокам и медными клапанами на них. Внутри гармоники находились язычки, настроенные на определённый тон.

Христиан Бушман

Первая гармоника напоминала гофрированный кубик с тремя складками, двумя деревянными планками по бокам и медными клапанами на них. Внутри гармоники находились язычки, настроенные на определённый тон.

Кирилл Демиан  Точная копия первого аккордеона Демиана

Кирилл Демиан

Точная копия первого аккордеона Демиана

Иван Сизов

Иван Сизов

Тульская гармонь

Тульская гармонь

Гармони черепашки

Гармони черепашки

Саратовские гармошки

Саратовские гармошки

Елецкая гармонь

Елецкая гармонь

Вятская гаромонь

Вятская гаромонь

Ливенская гармонь

Ливенская гармонь

Николай Иванович Белобородов (1828-1912)

Николай Иванович Белобородов

(1828-1912)

Хроматическая гармонь

Хроматическая гармонь

Тульский мастер Пётр Стерлигов  гармонист Яков Фёдорович Орланский-Титаренко

Тульский мастер

Пётр Стерлигов

гармонист

Яков Фёдорович Орланский-Титаренко

В 1907 году гармонь с четырёхрядной клавиатурой названа баяном в честь легендарного певца-сказителя Баяна.

В 1907 году гармонь с четырёхрядной клавиатурой названа баяном в честь легендарного

певца-сказителя Баяна.

«Отдых после боя» Ю. Непринцев

«Отдых после боя» Ю. Непринцев

Геннадий Дмитриевич Заволокин

Геннадий Дмитриевич Заволокин

Участники передачи «Играй гармонь»

Участники передачи

«Играй гармонь»

Российские баянисты Ю. Казаков А. Скляров И. Паницкий Группа «Экс-ББ»

Российские баянисты

Ю. Казаков

А. Скляров

И. Паницкий

Группа «Экс-ББ»

Результаты опроса 5б класса

Результаты опроса 5б класса

Гипотеза:  гармонь и баян являются музыкальным символом России.

Гипотеза:

гармонь и баян являются музыкальным символом России.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "История создания баяна"

Автор: Вакуленко Галина Александровна

Дата: 27.05.2017

Номер свидетельства: 418886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Исследовательская работа "Из истории простых вещей. Утюг"". "
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-iz-istorii-prostykh-vieshchiei-utiugh"
    ["file_id"] => string(6) "108600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403779183"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства