Использование интерактивных методик в образовательном процессе.
Использование интерактивных методик в образовательном процессе.
Использование интерактивных методик в образовательном процессе
Концепция модернизации российского образования на период до 2030 года направлена на формирование личности, способной принимать ответственные решения, непрерывно повышать свое самообразование, легко адаптироваться к любым условиям. Успешность и полезность для общества бывшего ученика зависит от его гибкости, мобильности, способности к саморазвитию.
Сегодня наиболее важным является не сумма знаний, а способность человека самостоятельно добывать недостающие знания, самостоятельно решать встающие перед ним новые, еще неизвестные задачи, умение разрабатывать и проверять гипотезы, работать в коллективе и т.п. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Такую личность весьма затруднительно воспитать, используя репродуктивные методы обучения.
Современное образование нацелено на поиск новых подходов к методикам преподавания, активизацию деятельности школьников в ходе образовательного процесса. Как показывают исследования ученых, проводимые в школах, доминирование репродуктивных подходов создает у половины обучающихся равнодушное отношение к учебе, а у трети – отрицательное. Поэтому многие инновации в современной педагогике связаны сегодня с применением интерактивных технологий обучения.
Применение интерактивных методик обучения способствует формированию умения ориентироваться в жизни, идти на компромисс, считаясь с мнением других участников, работать в команде, самостоятельно добывать любую информацию. Эти умения очень необходимы современному человеку, чтобы быть востребованным в жизни, быть полезным обществу и мировому сообществу в целом. Все это делает очень актуальным внедрение в практику общеобразовательной школы интерактивных методов обучения.
Слово ИНТЕРАКТИ?ВНЫЙ с английского языка переводится взаимодействующий. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы. При традиционных методах обучения взаимодействие возможно лишь в комбинации «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся». При интерактивном обучении количество комбинаций взаимодействия увеличивается («ученик — группа учащихся», «ученик — ученик», «ученик – аудитория» , «группа учащихся — аудитория» и т.д).
В процессе интерактивного обучения учитель общается с каждым учащимся не непосредственно, а через учебную группу. Учитель не вмешивается в работу групп, постоянно наблюдая за их работой. В процессе такой формы взаимодействия происходит процесс познания, процесс взаимодействия личностей, где каждый может отстаивать свою точку зрения.
Роль учителя в процессе интерактивного обучения меняется, перестает быть главенствующей. Он побуждает учащихся к самостоятельному поиску, а не даёт готовых знаний. Активность учителя уступает место активности учеников. Учитель консультирует, контролирует время и порядок выполнения, разъясняет непонятные моменты, помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащиеся работают с дополнительными источниками информации ( книгами, интернетом, жизненным опытом одноклассников).
Правила применения интерактивных методов на уроке:
1.Интерактивные методы обучения не следует использовать в классах с большим количеством учащихся (оптимальное количество участников - 25 человек). Только в этом случае возможна результативная работа в группах.
2.Каждому ученику должна быть предоставлена возможность учебной деятельности.
3.Четкое закрепление (фиксация) правил поведения в группах и регламента выполнения заданий.
4.Необходимо психологически подготовить учащихся. Не все ребята готовы к участию в тех или иных видах работы.Поэтому необходимо поощрять активных учащихся, создавать условия, при которых они смогут самореализоваться.
5.Помещение для занятий должно быть подготовлено так, чтобы учащиеся имели возможность пересаживаться для работы в группах.
6. Необходимо с пониманием относиться к распределению учащихся класса по группам. На начальном этапе ребятам нужно дать возможность распределиться по группам пожеланию. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Аспекты анализа интерактивного урока
Содержательный аспект
а) соответствие учебного материала целям, задачам урока, требованиям образовательной программы;
б) адекватное определение индивидуальных и групповых познавательных возможностей учащихся;
в) формирование системного представления учащихся о предмете изучения;
г) практическое значение учебного материала для формирования ценностных отношений, творческих способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методик в образовательном процессе. »
Использование интерактивных методик в образовательном процессе
Ивашина Ирина Владимировна, учитель музыки
МАОУ лицей №14 им.А.М.Кузьмина (г.Тамбов)
Концепция модернизации российского образования на период до 2030 года направлена на формирование личности, способной принимать ответственные решения, непрерывно повышать свое самообразование, легко адаптироваться к любым условиям. Успешность и полезность для общества бывшего ученика зависит от его гибкости, мобильности, способности к саморазвитию.
Сегодня наиболее важным является не сумма знаний, а способность человека самостоятельно добывать недостающие знания, самостоятельно решать встающие перед ним новые, еще неизвестные задачи, умение разрабатывать и проверять гипотезы, работать в коллективе и т.п. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Такую личность весьма затруднительно воспитать, используя репродуктивные методы обучения.
Современное образование нацелено на поиск новых подходов к методикам преподавания, активизацию деятельности школьников в ходе образовательного процесса. Как показывают исследования ученых, проводимые в школах, доминирование репродуктивных подходов создает у половины обучающихся равнодушное отношение к учебе, а у трети – отрицательное. Поэтому многие инновации в современной педагогике связаны сегодня с применением интерактивных технологий обучения.
Применение интерактивных методик обучения способствует формированию умения ориентироваться в жизни, идти на компромисс, считаясь с мнением других участников, работать в команде, самостоятельно добывать любую информацию. Эти умения очень необходимы современному человеку, чтобы быть востребованным в жизни, быть полезным обществу и мировому сообществу в целом. Все это делает очень актуальным внедрение в практику общеобразовательной школы интерактивных методов обучения.
Слово ИНТЕРАКТИ́ВНЫЙ с английского языка переводится взаимодействующий. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы. При традиционных методах обучения взаимодействие возможно лишь в комбинации «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся». При интерактивном обучении количество комбинаций взаимодействия увеличивается («ученик — группа учащихся», «ученик — ученик», «ученик – аудитория» , «группа учащихся — аудитория» и т.д).
В процессе интерактивного обучения учитель общается с каждым учащимся не непосредственно, а через учебную группу. Учитель не вмешивается в работу групп, постоянно наблюдая за их работой. В процессе такой формы взаимодействия происходит процесс познания, процесс взаимодействия личностей, где каждый может отстаивать свою точку зрения.
Роль учителя в процессе интерактивного обучения меняется, перестает быть главенствующей. Он побуждает учащихся к самостоятельному поиску, а не даёт готовых знаний. Активность учителя уступает место активности учеников. Учитель консультирует, контролирует время и порядок выполнения, разъясняет непонятные моменты, помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащиеся работают с дополнительными источниками информации ( книгами, интернетом, жизненным опытом одноклассников).
Правила применения интерактивных методов на уроке:
1.Интерактивные методы обучения не следует использовать в классах с большим количеством учащихся (оптимальное количество участников - 25 человек). Только в этом случае возможна результативная работа в группах.
2.Каждому ученику должна быть предоставлена возможность учебной деятельности.
3.Четкое закрепление (фиксация) правил поведения в группах и регламента выполнения заданий.
4.Необходимо психологически подготовить учащихся. Не все ребята готовы к участию в тех или иных видах работы.Поэтому необходимо поощрять активных учащихся, создавать условия, при которых они смогут самореализоваться.
5.Помещение для занятий должно быть подготовлено так, чтобы учащиеся имели возможность пересаживаться для работы в группах.
6. Необходимо с пониманием относиться к распределению учащихся класса по группам. На начальном этапе ребятам нужно дать возможность распределиться по группам пожеланию. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Аспекты анализа интерактивного урока
Содержательный аспект
а) соответствие учебного материала целям, задачам урока, требованиям образовательной программы;
б) адекватное определение индивидуальных и групповых познавательных возможностей учащихся;
в) формирование системного представления учащихся о предмете изучения;
г) практическое значение учебного материала для формирования ценностных отношений, творческих способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
Организационно-деятельностный аспект
а) использование учителем приемов актуализации жизненного опыта учащихся;
б) была ли продуктивной многосторонняя коммуникация;
в) включались ли в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадали с точкой зрения преподавателя;
г) были ли целенаправленно организованы для обучающихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;
д) чувствовалось ли доверие в учебном взаимодействии, создавалась ли ситуация успеха для для каждого ученика;
е) учитывались ли индивидуальный темп учебной деятельности учащихся, были ли созданы условия для проявления самостоятельности учащихся
Мотивационно-ориентированный аспект:
а) какие приемы использовал учитель для обеспечения мотивации и положительного эмоционального настроя у учащихся на уроке;
б) стали ли целевые ориентиры учебного занятия личностно значимыми для учеников;
в) было ли эффективно организовано совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих осуществлению решения задач
Рефлексивно-оценочно-результативный:
а) стали ли предметом оценки учителя оригинальность ответа, а также рациональность путей выполнения задания;
б) способствовало ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработки у ребенка индивидуального стиля познания;
в) выполняло л учебное взаимодействие не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы.
К достоинствам интерактивных методов относятся следующие:
Повышение результативности самого процесса обучения за счет того, что знания становятся более доступными , что создает ситуацию успеха.
Ребёнок учится работать в команде, вести дискуссию, уважая мнение участников команды.
В интерактиве доминирование одного мнения над другим практически исключено. Школьник учится принимать чужую точку зрения.
Интерактивные формы обучения формируют навыки самостоятельности и пробуждают творческую инициативу.
Структуру интерактивного урока:
Мотивация. Задача этапа привлечь внимание обучающихся, заинтересовать их данной темой. На данном этапе могут использоваться приемы: «Блицопрос», «Мозговой штурм».
Определение целей урока. На этом этапе обеспечивается понимание учащимися того, чего они должны достигнуть в результате урока; выдвигаются предметные цели (связанны со знаниями учащихся по предмету), метапредметные (связанны с умениями), личностные, которые направлены на выражение своего отношения, высказывание своего суждения, формулирование выводов о практической пользе полученных знаний. На данном этапе можно использовать следующие приемы: «Корзина знаний», «Ожидания» и др.
Остановимся на последнем. Приём «Ожидания» применяется на этапе, когда учитель вместе с учащимися определяет цели урока. На доске записывается слово: «Ожидания». Учитель объявляет тему урока и предлагает детям выдать свои предположения, ожидания, что они хотят узнать сегодня на уроке по заданной теме. Учитель записывает на доске высказывания ребят, потом объявляет им цели урока с учетом мнений учащихся. Использование этого приема позволяет учителю выявить круг вопросов, интересующих учащихся по данной проблеме, узнать первоначальный уровень знаний по теме, чтобы учитывать уровень сложности понимания проблемы учащимися, дать возможность детям почувствовать себя личностью, с чьим мнением считаются.
Знакомство с новой информацией. Можно использовать следующие приемы: презентация домашнего задания, мини-лекция, «аквариум», «карусель», «дерево решений» и т.д.
Работа в группах (парах, тройках и т.д.) является эффективным приемом на этапе освоения и закрепления учебного материала. Групповые формы позволяют привлечь к работе всех участников учебного процесса. Ученики, разбившись на группы, распределяют между собой роли, обязанности. От качества работы конкретного ученика зависит успех выступления всей группы. Ответственность не подвести участников команды является большим стимулом для выполнения работы. Положительным моментом использования этого приема является то, что дети, прежде чем озвучить свои идеи всему классу, имеют возможность высказать их участникам группы. Работа в группах может быть использована при обсуждении текста, взятии интервью, анализе работы партнёра, разработке вопросов к классу или ответах на вопросы учителя и т.д. Например, учитель заранее записывает приготовленные вопросы на доске. Самостоятельно внимательно прослушав лекцию с помощью ЭОР нового поколения, ученики должны ответить на вопросы. Ответы детей можно организовать в виде соревнования. Класс делится на три группы. Каждой группе задается одинаковое количество вопросов, за каждый правильный ответ команда получает один балл. В итоге команда, набравшая большее количество баллов, получает поощрение.
Интерактивные упражнения( практическое усвоение материала). Используемые методы: дебаты, кейс-метод, «пойми меня», «защита проекта», работа в малых группах и др.
Подведение итогов.Обсуждение с целью закрепления материала. Используемые методы: «Свеча», «Большой круг», «Снежный ком», «Творческое задание», «Проект»,«Пресс», «Синквейн».
Рефлексия (подведение итогов деятельности учащихся).
–Чему научились на уроке? Что понравилось? Могут ли вам пригодиться эти знания в жизни? Какие выводы сделали для себя?
Оценивание. Оценка должна стимулировать учащихся. Можно использовать такой подход: каждый член группы выставляет оценку всем участникам в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Другой способ воспользоваться самооценкой работы учащихся.
Домашнее задание. Последний этап.
Интерактивные методы обучения имеют как свои достоинства, так и недостатки:
не всякий ученик психологически подготовлен к вовлечению в интерактивные формы работы;
некоторые учащиеся могут «отсиживаться» во время групповой работы;
новые методики приводят к внутреннему дискомфорту у некоторых учащихся из-за непривычности новых форм и методов работы в процессе обучения;
не всегда удается исключить преобладающее мнение лидера группы;
преподаватель должен хорошо владеть технологией интерактивного обучения, иначе он рискует потерять контроль над дисциплиной в аудитории;
чрезмерное увлечение интерактивом может увести от главной цели урока – получения знаний по определённой теме.
Известно, что процент усвоения учебного материала с использованием средств ИКТ намного выше по сравнению с традиционными средствами обучения. Идеи интерактивного обучения приобретают новое качество с использованием компьютерных технологий (обучающих компьютерных программ, ЭОР, интерактивной доски) . Данные средства обучения, разработка для них дидактических пособий способны поднять традиционное обучение на новый качественный уровень. Интерактивные элементы обучающих компьютерных программ дают возможность перейти к активному усвоению информации, потому что учащиеся могут воспринимать учебный материал при необходимости с возвратом к какому-либо фрагменту, самостоятельно моделировать явления. Мультимедиа позволяют интенсифицировать работу учеников на уроке, повысить уровень индивидуализации обучения.
Проведение уроков с применением интерактивных методов дают возможность повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, воспитывать толерантность в течении дискуссий, формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде в условиях сотрудничества и взаимопомощи (эффект социализации), осознавать ответственность за результат – собственный и коллективный. Уроки с использованием интерактивных методов позволяют педагогу по-новому оценить индивидуальные особенности некоторых учащихся, когда даже самые пассивные включаются в активную деятельность с огромным интересом, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, появляется творческая инициатива. Все выше перечисленные плюсы говорят о целесообразности и эффективности применения интерактивных методик в практике общеобразовательной школы.
Литература:
1.Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.
2.Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.
3.Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.
4.Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М : Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
5.Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87 с.