"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART Board НА УРОКАХ ФИЗИКИ"
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART Board НА УРОКАХ ФИЗИКИ"
Цель обобщения педагогического опыта:
раскрыть проблемы использования интерактивных досок в образовательном процессе; указать на пути их решения; представить свой опыт эффективного использования возможностей интерактивной доски на уроках физики, позволяющий повысить мотивацию учащихся, повысить интерес к изучаемому предмету.
Задачи обобщения педагогического опыта:
< > предмету.
Актуальность проблемы описания опыта педагогической деятельности
Всякая новая историческая эпоха требует привлечения новых подходов к организации образовательного процесса. Информационная стадия развития общества, в которую вступил мир, требует постоянного поиска новых форм организации учебно-воспитательного процесса. Актуальность проблемы определяется несоответствием между все более широким появлением интерактивных досок в учреждениях среднего образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методических основ использования возможностей информационных досок в процессе обучения, с другой стороны. Учителя не всегда готовы к постоянному использованию интерактивных досок в учебном процессе. Поэтому важно знать технологии и методики работы с ними
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГЛАВА 1 Использование интерактивной доски школе.........................5-9
1.1 Интерактивная доска – современное техническое средство обучения. ........ 5-7
1.2 Проблемы использования интерактивной доски в школе …........7-9
ГЛАВА 2 Использование возможностей интерактивной доски на уроках физики…………………………………………………………………………………………..9-22
2.1 Методические особенности использования интерактивной доски на уроках физики.............................................................................................................................. 9-16
2.2 Мультимедийное программное обеспечение для интерактивной доски ……17-22
ГЛАВА 3 Результативность и эффективность опыта ................................................ 22-24
Список литературы......................................................................................... 24- 25
Введение
Тема опыта
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
SMART Board НА УРОКАХФИЗИКИ»
«Великая цель образования - это не знания,
а действия»
Герберт Спенсер
Цельобобщенияпедагогическогоопыта:
раскрыть проблемы использования интерактивных досок в образовательном процессе; указать на пути их решения; представить свой опыт эффективного использования возможностей интерактивной доски на уроках физики, позволяющий повысить мотивацию учащихся, повысить интерес к изучаемому предмету.
Задачи обобщенияпедагогическогоопыта:
Раскрыть проблемы, с которыми может столкнуться учитель при работе
с интерактивной доской, и предложить возможные пути их решения.
2. Проанализировать основные направления использования интерактивной доски в образовательном процессе, предложить конкретные примеры эффективного использования возможностей интерактивных досок на различных этапах урока физики.
3. Указать на перспективы использования возможностей интерактивных досок.
предмету.
Актуальностьпроблемы описания опытапедагогической деятельности
Всякая новая историческая эпоха требует привлечения новых подходов к организации образовательного процесса. Информационная стадия развития общества, в которую вступил мир , требует постоянного поиска новых форм организации учебно-воспитательного процесса. Актуальность проблемыопределяется несоответствием между все более широким появлением интерактивных досок в учреждениях среднего образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методических основ использования возможностей информационных досок в процессе обучения, с другой стороны. Учителя не всегда готовы к постоянному использованию интерактивных досок в учебном процессе. Поэтому важно знать технологии и методики работы с ними.
Необходимые условия внедрения педагогического опыта
Появление новых вызовов времени диктует и новые требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех
его ступенях. Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса.
Основным критерием качественного образования должны стать его
социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы
готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные
решения, умение проявлять инициативу. В школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального потенциала школьника, его успешное жизненное самоопределение.
Именно поэтому в основу разработки ФГОС ООО второго поколения
положен системно-деятельностный подход, который предполагает
признание существенной роли активной учебно-познавательной
деятельности.
В качестве ключевых условий реализации основной образовательной программы названы: овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном
процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа.
И сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы проектировочные
Умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания
различных курсов, основанных на деятельностном подходе.
Современный урок физики должен быть ориентирован на решение
комплекса образовательных задач:
-усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий;
-формирование умений применять научные знания для анализа
наблюдаемых процессов;
- развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность,
-формирование и поддержание познавательного интереса к физике, раскрытие роли физики в современной цивилизации и др.
Все это требует от педагога использования инструментария, адекватного
уровню развития современных технологий передачи информации и, что не
менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.
В настоящее время появилась реальная возможность улучшить условия педагогического труда педагога благодаря внедрению в педагогический процесс средств информационно-коммуникационных технологий.
В первую очередь, следует обратить внимание на интерактивную доску, дидактический потенциал которой пока еще до конца не раскрыт.
Интерактивная доска на уроках физики позволяет выдвинуть на первый план
аналитическую, продуктивную и исследовательскую деятельность учащихся, открывая для учителя широкие возможности по совершенствованию образовательного процесса.
После установки и подключения нового устройства информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке к урокам. Современное общество таково, что ставит перед учителем новые задачи, решение которых состоит и в свободном владении компьютерным оборудованием, программными продуктами, электронными средствами обучения (ЭСО)
Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети - мы испытываем огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения.
Определим понятие «интерактивная доска». Можно привести несколько определений данного понятия, позволяющих наиболее полно раскрыть еѐ на- значение и особенности использования:
• Интерактивная доска - это устройство, позволяющее учителю объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску
• Интерактивная (электронная доска) – это удобный инструмент для про- ведения совещания, семинара и для организации учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения, и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от экрана и не прерывая выступления
Современный рынок предлагает интерактивные доски различных производителей. Я работаю с интерактивной доской SMART Board и считаю, что данная доска – это одна из наиболее удачных моделей для использования в школе и, особенно, на уроках физики.Длительность работы над опытомсоставляет около трѐх лет. В данной доске используются две технологии – ультразвуковая и инфракрасная, позволяющие наносить метки или только специальным электронным, или любым подходящим предметом, в том числе и рукой. Программное обеспечение SMART Board. позволяет работать на клетчатой поверхности, на интерактивной доске можно работать двум ученикам одновременно.
1.2Проблемыиспользованияинтерактивнойдоски
вшколе
В статьях и электронных ресурсах[2, 3, 9, 11] описывается ряд проблем, которые могут встать перед учителем, желающим проводить уроки с использованием интерактивной доски , требующие своевременного и обязательного решения:
проблемытехническогохарактера
проблемы организационногохарактера
проблемыметодическогохарактера
Первая проблема, которую я обозначил, - это проблема технического характера. Связана она прежде всего со знанием особенностей и принципа работы данного технического устройства.
Конструктивно интерактивная доска включает в себя следующие устройства, необходимые для работы: компьютер, мультимедийная установка и непосредственно сама доска (может быть и интерактивный уголок, делающий интерактивной любую поверхность). Что должен знать учитель, работающий с данным оборудованием? Самое главное – это жѐсткое крепление мультимедийной установки и интерактивной поверхности, так как между этими устройствами существует тесная связь. И малейшее смещение одного устройства относительно другого нарушает их взаимодействие. В этом случае необходимо отвлекаться на проведение калибровки (восстановлению полного соответствия между данными электронными устройствами). Таким образом, для решения данной проблемы интерактивную доску лучше всего жестко крепить к стене, а мультимедийный проектор – к потолку. В таком случае исчезает опасность смещения указанных устройств относительно друг друга. Важно обращать внимание на использование короткофокусных мультимедийных проекторов. Именно они позволяют и учителю, и учащемуся работать, во-первых, не заслоняя своей тенью изображения на ИД, а, во-вторых, не слепя глаза световым потоком от лампы накаливания мультимедийной установки.
Проблемы организационногохарактера. Согласно результатам опросов учителей, высказываний их мнений в интернет-ресурсах [10, 11] можно выделить два основных варианта организации работы в классах оборудованных интерактивной доской в учреждении образования. Либо оборудован один общий кабинет для всех педагогических работников, и любой учитель учреждения может по своему усмотрению проводить урок, Иначе интерактивная доска за- креплена за конкретным учителем-предметником, постоянно работающим в кабинете. Конечно, и один вариант организации, и второй имеют свои преимущества и недостатки. Однако второй вариант позволяет более широко использовать возможности интерактивной доски . Зачастую бывает, что электронная доска для общего пользования – в итоге ни для кого. В то же время и учитель, не работающий постоянно с интерактивной доской, не может свободно и легко подготовить задуманный урок. Итак, решение проблемы организационного характерасостоит в грамотной организации работы кабинета администрацией школы.
Если говорить о проблемах методическогохарактера, то можно сказать о следующем.
Во-первых, это отсутствие специальных методических рекомендацийпо использованию интерактивной доски в целом и частности на учебных занятиях по отдельным учебным дисциплинам.
Во-вторых, большинство учителей все еще плохо знакомы с особенностями интерактивного обучения. Многие не имеют возможности обучаться и повышать свою квалификацию, чувствуют себя не совсем уверенно в современной интерактивной образовательной среде.
Глава 2 Использование возможностей интерактивной доски на уроках физики
Отмечу некоторые методические особенности проведения уроков с ис- пользованием интерактивной доски SMART Board. Современные учащиеся любят и знают компьютер порой лучше, чем сами учителя. Поэтому, зачастую, во время работы учеников на уроках с использованием компьютерного оборудования, приходится наблюдать, как ученики часто отвлекаются на цепочку действий учителя по открытию и закрытию программ и документов. При этом у учащихся происходит непроизвольный анализ цепочки действий учителя, а не сути проблемы решаемой на уроке. Здесь важно учителю подумывать все переходы по открытию и закрытию необходимых программ и документов на уроке так, чтобы они не были видны ученикам. Например, открывать все необходимые файлы до урока, а затем лишь переключаться на нужный документ или программу. Можно отметить, что очень эффективен приѐм «штора». С помощью кнопки управления MUTE мультимедийной установки гасится экран. В этот момент учитель может сделать все необходимые действия по открытию-закрытию документов на персональном компьютере. Ученики же в свою очередь то и дело поднимают глаза на интерактивной доске, они ждут новой информации и готовы к ее восприятию.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Все это происходит у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание
К интерактивным доскам прилагается программное обеспечение .После установки программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивными досками, учитель получает возможность доступа к различным сервисам и средствам, в том числе – к редактору SMART Notebook. Это главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов (презентаций), «чертежной доски», «электронной записной книжки» и основного средства хранения сделанных в процессе демонстрации рукописных примечаний, пометок.
Работая с интерактивной доской я стараюсь сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доска позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также является ценным инструментом при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.
Работая с редактором SMART Notebook, можно (так же, как и в среде MS PowerPoint) создавать слайды – кадры, размер которых соответствует размерам экрана и которые демонстрируются на интерактивной доске целиком. На создаваемом кадре размещаются желаемые рисунки, текст и другие объекты, которые можно масштабировать (изменять размеры), поворачивать, копировать, управлять прозрачностью любых объектов и т.д.
Важно то, что любой объект на интерактивной доске становится подвижным и может быть перемещен в любое другое положение при помощи технологии Drag and Drop («тащи и бросай»).
Задание 1.Луч света падает на стеклянную призму. Покажите дальнейший ход лучей.
Рис 1.Пример использования инструментов из коллекции SMART Notebook (технологии Drag and Drop)при построении хода луча в треугольной
Задание 2.Начертите принципиальную схему соединения электрических приборов.
Рис 2.Пример использования объектов из коллекции SMART Notebook (технологии Drag and Drop)при построении принципиальных электрических схем
Большая часть интерактивных заданий построена на технологии Drag & drop. К ним относятся задания на конструирование объектов, установление соответствия, ранжирование и классификацию объектов, выявление и установление закономерностей и логических последовательностей и т.п.
Например, при изучении темы «Постоянный электрический ток» важно научить учащихся строить, читать и понимать схемы электрических цепей. Для этого они хорошо должны знать условные изображения приборов. Целесообразно выполнить несколько несложных упражнений, позволяющих запомнить необходимые обозначения и правила построения схем. Предварительная подготовка слайда позволит оптимизировать по времени процесс выполнения упражнения на уроке.
Задание 3.Выполнение заданий на «включение» измерительных приборов для измерения напряжения и силы тока
Выполняя упражнение, учащиеся должны аргументированно объяснить, какой измерительный прибор должен стоять на данном участке цепи и что он измеряет. Для простоты выполнения задания к условным обозначениям амперметра и вольтметра применяется утилита множественного клонирования, после чего учащиеся могут применять технологию Drag & drop («тащи и бросай»).
Традиционно задания на установление соответствия используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть понимания связей между различными явлениями, законами, формулами, объектами, величинами, классами и др. Представление такого рода заданий с помощью интерактивной доски позволит визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой (как правило, слайды готовятся заранее). В заданиях на соответствие могут быть использованы графики различных физических процессов, например по теме «Плавление и отвердевание веществ»
Доступ к объектам SMART Notebook осуществляется через специальную закладку «Коллекция»
В SMART Notebook в разделе Essentials for Educators/Science and Technology/Physics доступны 98 различных рисунков, 26 интерактивных моделей и 60 файлов и страниц, иллюстрирующих различные физические процессы и явления. Объекты сгруппированы по основным разделам: Mechanics (Механика), Electricity (Электричество), Magnets (Магнетизм) и др.
Рис3.Использованиеобъектовизколлекции SMART Notebook (вразделеEssentials for Educators/Science and Technology/Physics)
Кроме того, я использую вкладку «Вложение» (условно обозначенную скрепкой), где может формировать свою коллекцию, включив в нее текстовые документы, графические файлы и другие объекты, которые можно будет открыть по мере необходимости.
Уникальные возможности для реализации деятельностного подхода обеспечивают и интерактивные модели, без которых современный урок физики невозможно представить, ведь физика должна изучаться, прежде всего, как экспериментальная наука. Без эксперимента невозможно ни формирование научного мировоззрения, ни изучение современных физических методов исследования окружающего мира, ни формирование интереса к предмету, поэтому наряду с анализом тео-ретического материала при изучении любой темы требуется на должном уровне (научном и методическом) подготовить физический эксперимент.
Не отрицая дидактической значимости натурного эксперимента, я все чаще используют и виртуальные модели, которые в большинстве своем являются интерактивными (параметры объекта, процесса или явления задаются пользователем непосредственно в процессе эксперимента) и обладают уникальным свойством воспроизводимости неограниченное число раз (что способствует более детальному изучению предмета исследования).
Например, в коллекции объектов редактора Smart Notebook, имеется интерактивная модель термометра, которую я использую для объяснения принципа действия психрометра (прибора для измерения влажности) и проведения учащимися виртуальных экспериментов. Они имеет особую дидактическую ценность, поскольку практика работы показывает, что физическое понятие влажности воздуха довольно трудно воспринимается учащимися, несмотря на простоту явления и ежедневные личные наблюдения. Психрометр состоит из двух термометров , один из которых называется сухим и показывает комнатную температуру. Конец второго термометра (влажного) должен быть обмотан кусочком влажной ваты. Его показания будут зависеть от скорости испарения воды с влажного кончика термометра. Чем выше влажность воздуха в комнате, тем скорость испарения воды будет ниже, т.е. меньше потребуется энергии для ее испарения.
Рис. 4. Интерактивная модель психрометра
Задание 4 Определить влажность воздуха на основе показаний сухого (например, 250С) и влажного (например, 210С) термометров, используя таблицу, размещенную на этом же слайде.
Меняя ползунком значения, «показываемые» термометрами, можно проводить учебные тренинги по расчету относительной влажности воздуха, я организую парную работу учащихся.
Существует и особый вид задач, стимулирующих мыслительную деятельность, так как они активизируют несравненно большую область знаний и общеинтеллектуальных умений. К ним, например, в геометрической оптике относятся задачи-исследования с использованием «черного ящика» , которые оказываются весьма эффективными в плане развития прогностического мышления. Функции «черного ящика» выполняет черный квадрат, который легко удаляется или передвигается в случае правильного ответа.
2.2. Мультимедийное программноеобеспечение
для интерактивной доски.
В настоящее время существует достаточно большое количество программной продукции , которую возможно использовать на уроках физики. Эти программы можно классифицировать следующим образом:
1. Обучающие программы.
Эти программы предназначены для ознакомления учащихся с изучением материалов, для обработки основных умений и навыков. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах – информационно- справочном и контрольно-обучающем.
Первый режим (информационно-справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио – и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала, лёгкости навигации по нему.
Второй - контрольно – обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.
2. Компьютерные модели.
Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяют углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны. Как показывает практика, наибольший интерес вызывают модели, предполагающие участие самих учащихся в процессе их построения и модификации.
3. Пакет задач.
Целью данных программ является обучение учащихся решению задач в общем виде. Пакеты могут содержать задачи различного уровня сложности, а также справочные материалы, подсказки и реакции на характерные ошибки.
4. Лабораторные работы.
Такие программы позволяют учителю и учащимся воспроизводить на интерактивной доске и экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.
5. Контролирующие программы.
Эти программы позволяют учителю проводить как текущий, так и итоговый контроль знаний и умений. Некоторые программы позволяют оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, а также распечатывать результаты их деятельности.
За три года в кабинете физике появились библиотека электронного программного обеспечения.
Каталог
мультимедийного программного обеспечения интерактивной доски
в школе
№
НАЗВАНИЕ ДИСКА
1.
Интерактивный курс для 7 – 11 классов
«ФИЗИКОН».
2.
Открытая физика. Часть I.
«ФИЗИКОН».
3.
Открытая физика. Часть II.
«ФИЗИКОН».
4.
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
5.
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
6.
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 9 класс.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
7.
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
8.
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 11 класс.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
9.
Физика – 10. Интерактивное приложение.
«Илекса».
10.
Физика в школе. Электронные уроки. Электромагнетизм. «Новый диск» «Просвещение МЕДИА» .
11.
Физика в школе. Электронные уроки. Земля. Атомная физика. «Новый диск» «Просвещение МЕДИА».
12.
Физика. Основная школа. 7 – 9 классы. Часть I.
«Новый диск» «Просвещение МЕДИА».
13.
Физика. Основная школа. 7 – 9 классы. Часть II.
«Новый диск» «Просвещение МЕДИА».
14.
Физика. Лабораторный практикум.
«Нью МЕДИА»
15.
Репетитор по физике Кирилла и Мефодия.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
16.
Репетитор по физике.
«Акелла». Микон.
17.
ФИЗИКА 7 – 11. Библиотека пособий.
«Кирилл и Мефодий».
Программное обеспечение работает в разных режимах, одни программы можно запускать с жёсткого диска, выбирая нужные файлы с учебным материалом, что занимает буквально секунды, другие программы требуют запуска со сменных дисков – это требует 1-2 минуты. Некоторые программы просты в использовании, другие иногда даже не сразу и запускаются, неудобен процесс их применения. С одних программ быстро и удобно распечатывать нужный материал, другие не дают такой возможности.
Преимуществ и недостатков программного обеспечения достаточно много, и здесь применение каждого диска программы связано с индивидуальными способностями каждого учителя, возможностями работы оборудования, личным опытом пользования ПК и т.д.
Хочу остановить только на тех программных продукция, которые использую в своей работе очень часто, т.е они наиболее полно и разнообразно удовлетворяющим общим требованиям.
«Интерактивный курс физики 7 – 11 класс» серии ФИЗИКОН
Иллюстрированный учебник
• Материалы для углублённого изучения физики
• Видеофрагменты со звуковым сопровождением
• Виртуальные лаборатории
• Интерактивные модели
• Справочные материалы
• Методические материалы для учителей
• Сетевой тестирующий комплекс
• Каталог Интернет-ресурсов по физике
Мультимедийный курс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики». На отдельных дисках для каждого класса 7, 8, 9, 10 и 11 представлен учебный и сопровождающий материал.
• Мультимедийные уроки
•Видеофрагменты со звуковым сопровождением, рисунки, модели
• Интерактивные тренажёры
• Тесты и проверочные задания
• Лабораторные работы
• Справочник
• Энциклопедия
• Калькулятор
Открытая физика серии ФИЗИКОН части 1 и 2
• Иллюстрированный учебник
• Материалы для углублённого изучения физики
• Учебные модели
• Конспекты
• Лабораторные работы
• Разбор типовых задач
• Итоговые сертификационные тесты
• Справочные и методические материалы
• Поисковая система
• Биографии учёных- физиков
Применение указанных мною программ даёт возможность:
- получение основополагающих знаний по изучаемому курсу;
- факультативные материалы по курсу, энциклопедические статьи;
- отработку умений и навыков с помощью интерактивных тренажёров;
- проверку знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме, всему курсу – экзамен;
- занесение результатов тестирования в дневник успеваемости;
- отслеживание динамики успеваемости;
- обучение самостоятельной работы с учебным материалом;
- выявление слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому его изучению;
- подготовка к уроку, контрольному занятию, экзамену.
О каждой из программ можно было бы говорить и писать много, возможно проблемы и вопросы, поднятые мною , в чём-то спорные, ведь, сколько людей столько и мнений, мне хотелось поделиться опытом своей работы. Но лучше всего надо попробовать самому вникнуть в содержание программного обеспечения, возможности использования в учебном процессе. Применяя ИКТ следует не забывать продумывать и варианты работы по традиционным технологиям (мало ли, что может произойти во время урока – выйдет из строя оборудование, отключат электроэнергию, что часто и бывает) .
Программное обеспечение ПК позволяют создавать современные электронные учебно-методические материалы самому учителю. Чем больше работаешь с оборудованием интерактивной доски, программным обеспечением, тем больше раскрываются возможности их применения.
Хотелось бы остановиться ещё на одном вопросе применения ИКТ – использовании дополнительного оборудования – применение сканера, принтера, ксерокса, цифровой видеотехники, которые делают работу учителя более продуктивной, наглядной и эффективной. Применение этого высокопроизводительного оборудования позволяет значительно увеличить возможности учителя по созданию и размножению дидактического материала, улучшить их содержание, внешний вид, количество.
Но одно вероятно, что использование информационных технологий позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным, эффективным и объективным.
Глава 3 Результативность и эффективность опыта
Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов.
1.Анализ результатов обученности обучавшихся в 7 – 9 классах по курсу А.В. Пёрышкина в течение трех лет на основании результатов итоговых контрольных работ.
Учебный год
класс
Количество обучающихся
% успеваемости
% качества
2012-2013
учебный год
7
23
97
53
2013-2014
учебный год
8
24
100
74
2014-2015
учебный год
9
24
100
84
2.Положительную динамику качества знаний по физике характеризуют следующие данные за 2012-2015 учебные годы.
Учебный год
класс
Количество обучающихся
% успеваемости
%
качества
2012-2013
учебный год
7
23
100
66
2013-2014
учебный год
8
24
100
64
2014-2015
учебный год
9
24
100
65
3. Результаты анкетирования учащихся 7-9 класса (2012-2015 учебный год)
Цель: изучение мотивации к изучению физики.
В опросе принимали участие учащиеся одного и того же класса , но в разные годы обучения .
2012-2013
7 класс
2013-2014
8 класс
2014-2015
9 класс
Познавательная активность
35
56
69
Мотивация
45
72
84
Аналитическое мышление
28
45
47
Информационная культура учащихся
40
75
79
Навыки коллективной работы
38
64
65
Навыки самостоятельного исследования
12
36
43
.
Заключение
Интерактивная доска помогла расширить мне использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию ученику быстрее, чем при использовании стандартных средств.
Интерактивная доска позволила мне увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или физический процесс. Интерактивная доска стала моим незаменимым спутником на уроке, отличным дополнением моих слов.
Интерактивная доска позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретный класс, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
Интерактивная доска позволила ученикам воспринимать информацию быстрее.
Интерактивная доска позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными
Использование высокотехнологического учебного оборудования, обеспечивающего выход в глобальные информационные сети, овладение учащимися информационно-коммуникационными технологиями, которые пригодятся им в будущем, вовлечение в исследовательские проекты, дающие им возможность осваивать новое, учиться принимать решения, выражать собственные мысли, – это одни из главных результатов школьного образования, определяемых национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Список литературы
1.Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе
обучения //Учитель. – 2012. - №4. – с. 8-10.
2. Голодов Е. А. Интерактивная доска в школе / Е. А. Голодов, И. В. Гроцкая,
В. Е. Бельченко . – М.: Учитель, 2011.
3. Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном
процессе (+ CD-ROM) /М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева . – БХВПетербург,2010.
4. С. В. Калитин, Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах, Москва, Солон-Пресс, 2013.
5.Телегина И. В., Интерактивная доска на уроке физики: реализация дидактического потенциала: учебно-методическое пособие, Самара, 2010.
6.Информационные технологии в деятельности учителя – предметника [Электронный ресурс] / Учебно-тематический план программы "Интернет-технологии для учителя предметника". – http://rmmc.kob.ru/Doc/Documents/program.doc
7.Сайт газеты «1 сентября» [Электронный ресурс] – http://fiz.1september.ru/urok