Методическая разработка из опыта работы учителя музыки. Рекомедации по использованию ИКТ в сельской школе как на уроках так и во внеурочной деятельности. Удаленность сельских школ от очагов культуры не должна влиять на уровень духовно-культурного развития детей, а значит именно в сельской школе информационные и музыкально-компьютерные технологии должны стать приоритетными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках музыки. »
МБОУ «СОШ п. Целинный Перелюбского района Саратовской области»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ШКОЛЕ.
Учитель музыки: Ярохно Т.А.
Преимущество преподавания предметов художественно-эстетического цикла с использованием информационно-коммуникационных технологий в настоящее время уже стало очевидным и не требует доказательств. Одним из условий успешного обучения на уроках музыки в школе, несомненно, является качество используемых аудио - и видеоматериалов. С появлением ИКТ в образовании перед учителями музыки открылись новые возможности.
Насколько необходимы новые музыкальные технологии сельским детям? Удаленность сельских школ от очагов культуры не должна влиять на уровень духовно-культурного развития детей, а значит именно в сельской школе информационные и музыкально-компьютерные технологии должны стать приоритетными.
Перед современным учителем встает задача, идти вместе с детьми к пониманию музыки, учить самостоятельно, познавать музыкальное искусство и вырабатывать потребность общения с музыкой.
Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
· Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
· Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
· Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио - и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т. д.) позволяет добиться желаемого результата.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться.
Анализ результатов анкетирования учащихся, проведенного мною, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов.
Для проведения школьных праздников создаются тематические презентации и фонограммы песен. .
Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод»), серия «Музыка и живопись для детей» («Alisa Group») и т.д. А освоение новых компьютерных программ, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge и т.д. позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.
Формы использования ИКТ на уроках музыки
Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В качестве основной цели использования ИКТ на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Не следует также забывать, что урок музыки должен иметь свою драматургию, кульминацию и, конечно, содержать художественно-педагогическую идею. Поэтому я считаю целесообразными следующие формы использования ИКТ на уроках музыки:
1)Презентация о жизни и творчестве композитора или художника, включающая в себя его портреты (по возможности разных авторов), его фотографии (если имеются), репродукции известных картин и др., либо о художественном направлении эпохи, стиле в искусстве и т. д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.
2) Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др. В зависимости от того, на каком этапе урока используется данный материал, могут решаться различные задачи. Так просмотр фрагмента в начале урока может стать отправной точкой в изучении темы, создать атмосферу главной идеи урока, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.
3) Виртуальные путешествия в мир музеев изобразительного искусства, мастерскую художника, в музей музыкальных инструментов. Осуществить такое путешествие возможно благодаря различным электронным пособиям, таким как, «Учимся понимать музыку», «Музей музыкальных инструментов», «Шедевры музыки» и др. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Так на уроках музыки дети, знакомясь с музыкальными тембрами, могут не только увидеть музыкальный инструмент, услышать его звучание, но и увидеть то, как на нём играет музыкант-исполнитель.
4) Исполнение песен под караоке на уроках музыки. Само это название в переводе с японского означает «пустой оркестр». Каким же образом мы можем использовать караоке на уроке музыки? Прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано.
Кроме исполнения хором той или иной песни, мы получаем также возможность выбора одного или нескольких солистов, которые будут исполнять сольно запевы куплетов с микрофоном, а припев будет петь весь класс. Это наверняка станет мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих школьников, увлекающихся модными эстрадными «звездами», особенно привлекательно.
Еще одним интересным методическим приемом использования караоке на уроке музыки и во внеклассной работе становится конкурсное исполнение – «кто лучше споет» (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемой компьютером). Кроме того, караоке позволяет провести такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Два рояля» и т. д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей.
Зная особенности применения караоке, а также, имея в своем кабинете соответствующую аппаратуру, я успешно применяю эту технологию на уроках музыки.
4) Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.
Использование ИКТ на уроке (поэтапно)
Этап “объяснение”. цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.
Видеофрагменты – выолняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т. д.)
Вспомогательный материал – сюда можно отнести обобщающие таблицы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока.
Этап “закрепление”. Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из-за предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, мелодии, а также фотографии, видео – и анимационные фрагменты.
Вспомогательный материал – обобщающие таблицы и т. п. могут быть использованы и на этапе закрепления
Этап “контроль”. Викторины, задания с выбором ответа, с использованием фото, видео и анимации, все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля.
Важным направлением в использовании ИКТ является интернет – обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных композиторов в развитие искусства, нет исторических справок, недостаточно материала о современной музыке. Необходимую информацию они находят в интернете.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.
Использование интернета на уроке
для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В интернете можно найти тематические сайты, тесты, рефераты, минусовки, новые песни.
Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов, позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной и творческой активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.
Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера.
Заключение.
В небольшом населенном пункте, где всего одна школа, учитель музыки несет нагрузку по выполнению не только педагогической функции, но и просветительской. Посредством активной музыкальной деятельности учащихся осуществляется связь с общественностью. На первом месте, конечно, концертные выступления учащихся. Благодаря новым музыкальным технологиям, детские концерты стали наиболее яркими, профессиональными и увлекательными.
В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень.
ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Анализ результатов анкетирования учащихся, проведенного Службой сопровождения школы, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 11-го класса, классным руководителем которого я являюсь, созданная к уроку истории по теме «Искусство серебряного века», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках музыки. А ребята, создавшие ее, стали победителями школьного конкурса презентаций.
Для проведения школьных праздников создаются тематические презентации и фонограммы песен. Организованы «музыкальные» перемены. Через школьную трансляцию звучит классическая музыка, в том числе в современных обработках из фонотеки кабинета «Музыки». С помощью программы « Sound Forge » записаны диски с фонограммами школьного гимна «Колокола» в исполнении школьного хора (звучит ежедневно перед уроками через школьную трансляцию), «Песни Учителей» в исполнении хора учителей школы (звучит ежегодно на празднике «День знаний») и песни «Мы желаем счастья вам» в исполнении хора учителей школы (звучит ежегодно на празднике «Последнего звонка»).
Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод»), серия «Музыка и живопись для детей» («Alisa Group») и т.д. А освоение новых компьютерных программ, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge и т.д. позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.
Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными. Примеры мультимедийных игр для уроков и внеурочной деятельности: «Угадай мелодию» «Мои первые знания о музыке» «Инструменты симфонического оркестра» «Разгадай кроссворд» «Что я знаю о музыке» «Знатоки музыки» «Нотная азбука» Таким образом, применение ИКТ на уроке музыки решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления. Используемая литература