kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ИКТ как средство моделирования художественно-творческого процесса на уроках музыки в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Сегодня электронное музыкальное творчество – это реальная потребность подростков в самовыражении, а увлечение этим творчеством сегодня можно сравнить с популярностью фортепианной музыки в салонах ХIХ века. Особой популярностью в настоящее время пользуются  в образовательном процессе те или иные музыкально-компьютерные программы, что обусловлено развитием разного рода способностей учащихся  –  вокально-интонационных, слуховых и др.

Актуальность данной темы определяется тем, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом школьного образования. Музыкально-компьютерные программы — одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Замечу, что  такие уроки музыки, с использованием ИКТ, всегда проходят увлеченно, познавательно.

     Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современных детей, то есть в вооружении учащихся знаниями в сфере компьютерно - музыкальной деятельности. Новое содержание музыкального образования, соответственно, требует новых подходов к обучению.

Цель работы – раскрытие возможности музыкального развития детей младшего школьного возраста с использованием  компьютерных технологий.

 Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1.         Проанализировать  тенденции обновления в музыкальном образовании;

2.         Рассмотреть механизмы использования ИКТ на уроках музыки в начальной школе;

3. Дать сравнительную характеристику обучающих музыкально – компьютерных программ  для детей младшего школьного возраста;    

4.  Моделирование художественно-творческого процесса на уроках музыки в начальной школе средствами ИКТ –технологий.

 Практическая значимость этой работы заключается в возможности применения данной работы для приобщения детей младшего школьного возраста к информационным технологиям на уроках музыки. 

Методы работы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.

Далее я подробно описала    информационные технологии на уроках музыки в начальной школе и сделала обзор обучающих  музыкально – компьютерных программ для детей.

Просмотр содержимого документа
««ИКТ как средство моделирования художественно-творческого процесса на уроках музыки в начальной школе»»

Управление образования администрации

Советского района Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа

с. Любимово Советского района Саратовской области

_____________________________________________________________________________________

413201, Саратовская область, Советский район, с. Любимово, ул. Школьная, д.15.,

Т. 8(845-66)6-71-94, lubimovo2012@yandex.ru









Инновационный продукт

«ИКТ как средство моделирования художественно-творческого процесса на уроках музыки в начальной школе»



учителя музыки

МБОУ-ООШ с. Любимово

Замудрякова Наталья Валентиновна









Любимово

2015



Введение

Сегодня электронное музыкальное творчество – это реальная потребность подростков в самовыражении, а увлечение этим творчеством сегодня можно сравнить с популярностью фортепианной музыки в салонах ХIХ века. Особой популярностью в настоящее время пользуются в образовательном процессе те или иные музыкально-компьютерные программы, что обусловлено развитием разного рода способностей учащихся – вокально-интонационных, слуховых и др.

Актуальность данной темы определяется тем, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом школьного образования. Музыкально-компьютерные программы — одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Замечу, что такие уроки музыки, с использованием ИКТ, всегда проходят увлеченно, познавательно.

Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современных детей, то есть в вооружении учащихся знаниями в сфере компьютерно - музыкальной деятельности. Новое содержание музыкального образования, соответственно, требует новых подходов к обучению.

Цель работы – раскрытие возможности музыкального развития детей младшего школьного возраста с использованием компьютерных технологий.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать тенденции обновления в музыкальном образовании;

2. Рассмотреть механизмы использования ИКТ на уроках музыки в начальной школе;

3. Дать сравнительную характеристику обучающих музыкально – компьютерных программ для детей младшего школьного возраста;

4. Моделирование художественно-творческого процесса на уроках музыки в начальной школе средствами ИКТ –технологий.

Практическая значимость этой работы заключается в возможности применения данной работы для приобщения детей младшего школьного возраста к информационным технологиям на уроках музыки.


Методы работы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.



Далее я подробно описала информационные технологии на уроках музыки в начальной школе и сделала обзор обучающих музыкально – компьютерных программ для детей.





Тенденции обновления в музыкальном образовании.


Урок-это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального

богатства, показатель его

кругозора и эрудиции.


.В.А.Сухомлинский.


Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося. Тенденции обновления отразились и на музыкальном образовании детей. Основной целью современного музыкального образования является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования).

Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:


  • развитие сознания, музыкального мышления детей;

  • развитие эмоциональной сферы обучающихся;

  • развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.


Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:


  • использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • внедрение новых образовательных технологий;

  • использование инновационных форм работы;

  • использование современных методов музыкального воспитания;

  • использование принципов художественной дидактики.


В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений. Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.


Механизмы использования ИКТ на уроках музыки.

(Готовые программные продукты).


После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В своей работе я также использую следующие готовые программные продукты:


«Энциклопедия классической музыки»


На CD-ROM представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.


«Соната не только классика»


Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты.

Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся. Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства.


«История искусства»


Представляет собой набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации и др.), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.

Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по музыкальному искусству обучающиеся пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 10 CD и «Большая Советская Энциклопедия» на 3 CD, «Энциклопедия современной музыки» на 2 CD. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:


  • поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

  • имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

  • поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;

  • включают в себя аудио- и видеофрагменты;

  • включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.


Так, например, в начальной школе я использую интерактивные обучающе-развивающие программы с игровым сценарием. Такими являются «Чайковский. Щелкунчик», «Мусоргский. Картинки с выставки». На работу можно затратить несколько уроков. На одном занятии мы знакомимся с основным содержанием программы, куда входят сведения о композиторе, музыкальные темы из балета и задания, которые предлагается выполнить после просмотра и прослушивания музыкальных тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. На следующем уроке по выбору детей мы вспоминаем наиболее понравившиеся и запомнившиеся им номера, некоторые из них прослушиваем, а затем я предлагаю ребятам раскрасить картинки к понравившимся им номерам, которые предлагаются в раскраске этой программы. В данном случае происходит интеграция уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).

К сожалению, нет готовых «обучающих» программ связанных со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемых логикой курса и образовательным стандартом. Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока, требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, она также способствует повышению интереса к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Презентация позволяет учителю сопровождать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведениям музыкально-сценического жанра.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.


Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.


Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке».

Структура музыкальной деятельности ребенка содержит элементы: цель - средства - процесс - результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности обучающихся.

Модернизация музыкального образования

Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых методов работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности обучающегося. Это:


  • изучение музыкального фольклора с использованием художественно-образных элементов;

  • духовная музыка;

  • музыка современных стилей;

  • пластическое интонирование;

  • графическая звукозапись;

  • цветовое моделирование;

  • импровизация;

  • моделирование художественно-творческого процесса;

  • демонстрация и анализ видеофрагментов;

  • пение в сопровождении караоке.


Русский фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Целесообразно использование таких форм работы, как беседы, сопровождаемые показом картин известных художников, демонстрацией народных костюмов, использование поэтических текстов, просмотр презентаций, видеофрагментов, прослушивание образцов народной музыки, исполнение и разыгрывание русских народных песен. Для активизации детей в получении знаний о народной музыке возможно использование формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам поисково-собирательной деятельности, связанной с собиранием и записыванием частушек, песен, прибауток на определенную тему, а также сочинение школьниками собственных вариантов частушек.

Духовная музыка рассматривается на уроках на основе культурологического подхода как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной культуры русской православной церкви основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке и церковных праздниках. Например, «Перезвоны колоколов», «Рождественские песни», «Пасхальные песни» и т.д.


Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство обучающихся со стилями и жанрами современной музыки. Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности. Основными задачами этой формы работы являются:


  • помочь школьникам сориентироваться в многообразии стилей и жанров современной музыки;

  • научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций;

  • приобщить детей к лучшим образцам современной музыки;

  • развивать умение воспринимать образцы современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.


Пластическое интонирование - метод, позволяющий ввести ребенка в мир инструментальной музыки. При обычном слушании инструментальной музыки восприятие ребенка остается пассивным. Он схватывает эмоциональный образ целого, но не способен развернуть логику музыкальной мысли во времени. Поэтому, когда ребенок начинает «исполнять» симфоническую музыку с помощью пластического интонирования, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребенок становится одновременно и слушателем и исполнителем.


Графическая звукозапись помогает слушателю-школьнику удерживать в памяти крупные музыкальные произведения, углублять восприятие музыки, более детально вникать в музыкальное произведение.


Цветовое моделирование можно использовать для постижения формы произведения, его характера или образа. Например, некоторые произведения сложны и объемны для восприятия школьников. В таких случаях можно поставить перед детьми задачу: определить, всегда ли музыка одинаковая по настроению и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а 2 часть распевная, протяжная («Ноябрь» «На тройке» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Соответственно, из цветного картона дети строят 3-хчастную форму. Дети с удовольствием используют цветовое моделирование при знакомстве с ладами: мажор-минор.

Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определенного персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра. Ведущим направлением развития творческих навыков являются певческие импровизации. Это могут быть досочинение фразы, сочинение ответа, сочинение мелодии на заданный текст, разыгрывание музыкальных диалогов и т.д.


Моделирование художественно-творческого процесса на уроках музыки в начальной школе


Моделирование художественно-творческого процесса должно быть направлено на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а ее творцом. Здесь речь идет о включении ИКТ технологий в образовательный процесс. Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети самостоятельно находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии, получили живой отклик в детской аудитории.

При знакомстве с оперой сказкой «Семеро козлят» С. Коваля инсценируется эта сказка. Выбирается семь козлят: Всезнайка, Бодайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш и, конечно же, маму с отрицательным героем сказки – Волком. Дети с удовольствием обыгрывают свои роли, исполняют выученные ранее темы, участвуют в играх козлят. Интернет-технологии на данном уроке музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информацию о композиторе, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.

Кроме этого, на основе Интернет-технологий можно создать наглядное пособие для изучения темы «Природа и музыка», объединяющее в себе картины художника-пейзажиста Б. Щербакова «Двенадцать месяцев», музыкальный цикл П. И. Чайковского «Времена года» и других пейзажистов и композиторов.

Также, возможно пополнение коллекции школьной фонотеки через Интернет (записи классической музыки, народной, современной и т. д.).

Инновационной формой работы является использование сотовой связи и онлайн программы «Dubstep» . У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разнообразные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, определить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполняют его. Например, задать тему в нотном варианте, которую дети внесут в сотовый телефон и сочинив, таким образом, собственную музыку, а с помощью музыкальной программы «Dubstep», нажимая на секции куба, ребята могут создать свой собственный музыкальный шедевр!

Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося.





Заключение

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности).

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к нашим урокам. Нужно шагать в ногу со временем, пересматривать старые программы, вводить новые интересные предметы, связанные с музыкой и тем, что так понятно и интересно нашим детям – компьютерными технологиями. Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.







Список научно-методической литературы



Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.

«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2012г.

Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2012г.

Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2014г.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2014г.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2012.- 176с


MULTIMEDIA – поддержка предмета Музыка»


1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»;

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО); «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК);

3. Музыкальный класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн»;

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»;

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»;

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП);

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;

8.Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»;

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»;

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164;

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/;

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки»; Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. Сайт Н.В.Замудряковой «Музыкальный куб» http://mirmelodii.ucoz.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Замудрякова Наталья Валентиновна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 267986

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства