Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (из опыта работы)»
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
(из опыта работы учителя ИЗО Коченок Е.М.)
«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).
Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику образовательных учреждений активно внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей и молодежи. На сегодняшний день, очевидно, то, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, научно-техническим развитием общества. Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.
«Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса» [1].
Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.
Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий легко воспринимаются детьми, учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Эстетическое оформление в целом создает позитивную психологическую атмосферу. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение. Принципы информационного взаимодействия позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
Тезаурус - система понятий, обеспечивающих одинаковое смысловое толкование терминов учителя и учащихся.
Фасцинация - привлекательность демонстрируемого материала, повышающих интерес к изучаемой теме.
Майевтика - принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, для эффективного формирования восприятия произведений изобразительного искусства и выхода на более качественный творческий уровень понимания произведений искусства и применения полученной информации.
Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации репродукций произведений изобразительного искусства при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме).
Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.
Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного формирования восприятия произведений изобразительного искусства. Целесообразно на уроках применять разнообразные явления изобразительного искусства (живопись, скульптуру, графику, и др.) и их взаимодействие с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), музыки, а так же инновационные технологии. То есть особое внимание следует уделять интегрированным урокам, которые должны обеспечить наиболее полное и целостное восприятие произведений изобразительного искусства. Реализации взаимосвязи литературы, поэзии, музыки и художественного творчества, инновационных технологий, служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к искусству и к обучению. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск, воспринимать искусство.
Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее формируется восприятие произведений искусства, развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового. «Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку, способствует наиболее полному восприятию искусства»[2].
На наш взгляд, организация учебного процесса с активным использованием инновационных технологий на уроках изобразительного искусства способствует эффективному формированию восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся.
Используемая литература
Ильина Ирина Онуфриевна. Использование инновационных технологий в преподавании дисциплин эстетического блока [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://ped-portal.ru/blog/ilinairina/