kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Игровые технологии на уроках фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическое  пособие  для  преподавателей ДШИ  по  предмету "Фортепиано"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии на уроках фортепиано»»

МБУ ДО «Дятьковская детская школа искусств»



Методический доклад:

«Игровые технологии на уроках фортепиано»

Преподаватель : Филиппова Людмила Борисовна


Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что, во-первых, процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения; во-вторых, у современных школьников вовсе не хватает времени на домашние задания. Сколько бы ни говорили психологи, врачи о перегрузках детей в общеобразовательных школах - всё остается по-прежнему. Учение первой смены средних классов пребывают в школе до 15-16 часов, а учащиеся гимназий, лицеев, спец. школ уже в младших классах имеют по 7-8 уроков в день. Музыкальную школу эти дети должны посетить, как минимум, 4 раза в неделю. Когда делать школьные уроки, а тем более уроки, заданные в учреждении дополнительного образования?

Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям охранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома, т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте.

Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии, адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и на сохранность контингента детей («не отбить интереса» ).

Из множества таких технологий мне хочется выделить:


  • Технологию проблемного обучения


(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д., которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).


  • Информационно-компьютерную


(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).


  • Технологию развития творческого потенциала


(участие в конкурсах, концертах, в т.ч. и внешкольная деятельность на сцене, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).


  • Игровую технологию


К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике и считается, что он применим только для учащихся-дошкольников, но это ошибочно, и я попытаюсь это доказать.

Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся. Положительный эффект дает слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте это общеизвестно.

В чем же суть игровой деятельности?


  • Установление контакта с ребенком, контакта содружества, доверительных отношений.


  • Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.


  • Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)



Функции игры


  • Обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие др.


  • Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятии


  • , превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное


  • Коммуникативная- объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.


  • Релаксационная- снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.


  • Психотехническая- подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.


  • Самовыражение- стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал


  • Компенсаторная- создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).


Задачи, осуществляемые на уроках фо-но с помощью игры



  1. Самая сложная задача- постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на фо-но- может решиться в процессе игры легко и весело.


Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физ.паузы, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.

Игры:

«Подари мне руку», «Колобок»- помогут расслабить плечо, кисть

«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу

«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча

«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.



  1. Развитие ритма и координации


Игры:

«Два лифта»

«Волшебные клубочки» -отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фо-но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся)

«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.

«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.

«Придумай текст»- применимо для средних и старших учащихся, если они никак не могут запомнить сложный ритмический рисунок- со словами это легче.


  1. Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.


Игры:

«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем длительности нот.

«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».

«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.


  1. Аппликатура


Игры:

«Даю приказы пальцам»

«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах

«На волнах»- техника арпеджио


  1. Постановка штрихов


Игры:

«Сказка про цыпленка»- для изучения legato ( Королёва «Музыка»)

«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato

«Капельки», «Пчела»- на non legato

«Солонка»- staccato


  1. Развитие ладового восприятия. Запоминание аккордовых последовательностей, тонального плана.


«Рассказ про двух отличниц»- T и D.

«Удав глотает кролика»- кадансовый оборот

«Кто победит»-«борьба» dur и moll, T и D и тп.


  1. Чтение с листа


«Бантики»- представление секунды

«Куколки»- терции

«Музыкальные бусы»-- сборник Смирновой «Методические рекомендации»

«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках

«Зашифруй нотами слова» -музыкальные ребусы.
Условия, определяющие успех игровых технологий


  • Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)


  • Компетентность и подготовленность преподавателя ( качество преподавания)


  • Психологический микроклимат на уроке


  • Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать его и повести за собой




Список использованной литературы


  1. Т.Смирнова «Методические рекомендации»


  2. Е.Королева «Музыка»


  3. Е.Гульянц «Детям о музыке»


  4. А.Артоболевская «Методические рекомендации»


  5. Л.Баренбойм «Первые шаги»


  6. Н. Ветлугина «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Игровые технологии на уроках фортепиано»

Автор: Филиппова Людмила Борисовна

Дата: 21.06.2022

Номер свидетельства: 610262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока игры - КВН "Музыка Чудес""
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka-uroka-ighry-kvn-muzyka-chudies"
    ["file_id"] => string(6) "313219"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459442075"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Использование групповых контрольных (проверочных) уроков  с элементами игры  на уроке по специальности "
    ["seo_title"] => string(111) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-kontrol-nykh-provierochnykh-urokov-s-eliemientami-ighry-na-urokie-po-spietsial-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112871"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408968797"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Использование групповых контрольных  уроков  с элементами игры  на уроке по специальности "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-kontrol-nykh-urokov-s-eliemientami-ighry-na-urokie-po-spietsial-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112874"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408969393"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект открытого занятия «Развивающие формы работы на уроках фортепиано»."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-razvivaiushchiie-formy-raboty-na-urokakh-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "290136"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454926992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства