Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии на уроках фортепиано»»
МБУ ДО «Дятьковская детская школа искусств»
Методический доклад:
«Игровые технологии на уроках фортепиано»
Преподаватель : Филиппова Людмила Борисовна
Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что, во-первых, процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения; во-вторых, у современных школьников вовсе не хватает времени на домашние задания. Сколько бы ни говорили психологи, врачи о перегрузках детей в общеобразовательных школах - всё остается по-прежнему. Учение первой смены средних классов пребывают в школе до 15-16 часов, а учащиеся гимназий, лицеев, спец. школ уже в младших классах имеют по 7-8 уроков в день. Музыкальную школу эти дети должны посетить, как минимум, 4 раза в неделю. Когда делать школьные уроки, а тем более уроки, заданные в учреждении дополнительного образования?
Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям охранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома, т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте.
Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии, адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и на сохранность контингента детей («не отбить интереса» ).
Из множества таких технологий мне хочется выделить:
Технологию проблемного обучения
(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д., которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).
Информационно-компьютерную
(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).
Технологию развития творческого потенциала
(участие в конкурсах, концертах, в т.ч. и внешкольная деятельность на сцене, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).
Игровую технологию
К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике и считается, что он применим только для учащихся-дошкольников, но это ошибочно, и я попытаюсь это доказать.
Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся. Положительный эффект дает слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте это общеизвестно.
В чем же суть игровой деятельности?
Установление контакта с ребенком, контакта содружества, доверительных отношений.
Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.
Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)
Функции игры
Обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие др.
Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятии
, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное
Коммуникативная- объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная- снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
Психотехническая- подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.
Самовыражение- стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал
Компенсаторная- создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).
Задачи, осуществляемые на уроках фо-но с помощью игры
Самая сложная задача- постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на фо-но- может решиться в процессе игры легко и весело.
Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физ.паузы, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.
Игры:
«Подари мне руку», «Колобок»- помогут расслабить плечо, кисть
«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу
«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча
«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.
Развитие ритма и координации
Игры:
«Два лифта»
«Волшебные клубочки» -отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фо-но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся)
«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.
«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.
«Придумай текст»- применимо для средних и старших учащихся, если они никак не могут запомнить сложный ритмический рисунок- со словами это легче.
Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.
Игры:
«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем длительности нот.
«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».
«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.
Аппликатура
Игры:
«Даю приказы пальцам»
«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах
«На волнах»- техника арпеджио
Постановка штрихов
Игры:
«Сказка про цыпленка»- для изучения legato ( Королёва «Музыка»)
«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato
«Капельки», «Пчела»- на non legato
«Солонка»- staccato
Развитие ладового восприятия. Запоминание аккордовых последовательностей, тонального плана.
«Рассказ про двух отличниц»- T и D.
«Удав глотает кролика»- кадансовый оборот
«Кто победит»-«борьба» dur и moll, T и D и тп.
Чтение с листа
«Бантики»- представление секунды
«Куколки»- терции
«Музыкальные бусы»-- сборник Смирновой «Методические рекомендации»
«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках
«Зашифруй нотами слова» -музыкальные ребусы. Условия, определяющие успех игровых технологий
Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)
Компетентность и подготовленность преподавателя ( качество преподавания)
Психологический микроклимат на уроке
Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать его и повести за собой
Список использованной литературы
Т.Смирнова «Методические рекомендации»
Е.Королева «Музыка»
Е.Гульянц «Детям о музыке»
А.Артоболевская «Методические рекомендации»
Л.Баренбойм «Первые шаги»
Н. Ветлугина «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»