-
Цель: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Задачи:
Образовательные: научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности; подвести их к навыкам художественно-образного исполнительского мышления;
закрепление теоретических знаний по музыкальной терминологии (штриховые особенности, аппликатурная позиция, средства музыкальной выразительности, различные практические исполнительские навыки).
Развивающие: способствовать развитию их творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки;
обогащение музыкально - слухового и исполнительского опыта учащихся, реализация их исполнительских возможностей через учебную деятельность
Воспитательные: способствовать формированию эмоциональной отзывчивости
Расширение кругозора учеников, привитие любви к инструменту, на котором они обучаются, поиск активных и интересных форм работы по изучению фортепианных пьес.
Методы: Репродуктивный – применение полученных знаний, умений, навыков на практике. Словесный – метод беседы, диалога, объяснения на словах. Практический – упражнения, соревнование, выступление перед одноклассниками и гостями. Наглядный - демонстрация, показ.
Современные педагогические технологии:
1.Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода.
2.Групповые технологии.
3.Технология коллективной творческой деятельности.
4.Игровые технологии.
5.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Ожидаемый результат: Закрепление полученных навыков на новом качественном уровне. Положительное выступление на академическом концерте.
Учебно-методический комплекс:
1волшебная шкатулка;
2 карточки;
План урока:
Организационный момент.
І БЛОК
1.Разминка (использование ИКТ)
2.Рассказ о композиторе, просмотр слайдов, видео.
3. Технический блок (в виде командного соревнования на лучшее исполнение гамм, упражнений, этюдов).
ІІ БЛОК
Зачёт по теоретическим знаниям музыкальной терминологии (в виде игры).
ІІІ БЛОК
Итоговая групповая репетиция перед выступлением на академическом концерте (с выявлением ошибок самими учащимися).
Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент (общ. 5мин.)
Сегодня у нас необычный урок по фортепиано, на котором вы сможете проявить себя как исполнители, муз. критики и теоретики. Поэтому мы предлагаем вам разделиться на 2 команды и придумать название своей команде. Сегодня на уроке присутствуют гости, которых мы попросим быть нашим жюри.
1.1. Знакомство с гостями.
1.2. Сообщение темы, цели, задач, плана урока.
2. Основная часть
2.1.Разминка (игра) (3 мин.)
2.2.Рассказ о композиторе, просмотр слайдов, видео. (7 мин.)
Фридерик Шопен (01.03.1810 - 17.10.1849) - польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку..
11 октября 1830 Шопен в последний раз играл в Варшаве и вскоре покинул родину. Конец 1830 года и первую половину 1831 года прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города - все это благоприятно отразилось на развитии его дарования. Летом 1830 года Шопен уехал из Вены. Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до минор (соч. 10, № 12), часто называемый "революционным", и две глубоко трагические прелюдии - ля минор, ре минор. Шопен полностью подчиняет виртуозно-технические элементы своих произведений музыкально-поэтическим образам.
Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. С тех пор его жизнь связана с этим городом. Здесь Шопен сблизился с Листом, Берлиозом, Беллини, Мендельсоном.
К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения
В мае 1844 года умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд в 1847 году окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопена проходят в мучительных страданиях.Ни заботы друзей, ни приезд в Париж любимой сестры Людовики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии он умирает. Тело Шопена погребено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста.
Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев - мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии
2.3. Командное соревнование на лучшее исполнение гамм,
Выявление победителя, запись очков. Комментарии самих учащихся к игре друг друга (15 мин.).
I конкурс называется технический.
В этом конкурсе вы должны показать свои технические способности. Участвует каждый участник. Жюри оценивает по 5 бальной системе.
2.4. Устный зачёт по приобретённым теоретическим знаниям (10 мин.)
II конкурс-теоретический.
Команды по очереди отвечают на вопросы, за правильный ответ-1 балл.
III конкурс называется «Итоговая групповая репетиция перед выступлением на академическом концерте.
Ваша задача найти положительные и отрицательные стороны в исполнении участников противоположной команды. За умение высказываться добавляются дополнительные баллы.
2.5. Групповая репетиция перед академическим концертом (15 мин.)
3. Заключительная часть
А пока жюри подводит итоги, послушайте «Польку» М.Глинки в исполнении преподавателей и учащихся « школы искусств».
Выявление команды победителей, подсчёт результатов, подведение итогов.