kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра на фортепиано для начинающих

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал раскрывает методику обучения игре на фортепиано

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра на фортепиано для начинающих»

Игра на фортепиано для начинающих

Судя по количеству запросов игра на фортепиано для начинающих обретает невиданную ранее популярность. Один из важных моментов, о котором спрашивает каждый второй потенциальный музыкант, возможно ли обучиться игре на инструменте во взрослом возрасте, и можно ли научиться самому. Научиться можно в любом возрасте.

Это как учиться водить автомобиль, только клавиш на панели будет в несколько раз больше. Самостоятельно в современном мире можно сделать что угодно. Однако, прогресс будет заметен в разы быстрее, если заниматься в музыкальной школе «Виртуозы».

Игра на фортепиано требует мотивации, ежедневных упражнений, смелости ошибаться и настойчивости.

С чего начать

Чтобы звук был чистый и звонкий или мелодичный и протяжный, в каждый момент времени отражающий настроение музыки, важно с первых дней уделять внимание правильной посадке ученика. Среди музыкантов это называется «работой над аппаратом». Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры. С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво. Поэтому следить за посадкой важно и для начинающих, и для опытных пианистов.

Как проверить, правильно ли ты сидишь за фортепиано:

  • В теле должна чувствоваться легкость;

  • Стул необходимо отрегулировать по высоте так, чтобы ноги чувствовали опору и были расслаблены;

  • Спина прямая и спокойная;

  • Локти смотрят вниз и не торчат в стороны;

  • Плечи спокойные и опущенные вниз;

  • Кисти рук должны напоминать купол (будто в руке яблоко или теннисный мяч). Обе руки находятся над клавиатурой на уровне ширины плеч.

Основы теории

Если хотите раскрыть секреты игры на фортепиано, вот что необходимо знать с самого начала.

У музыкального звука есть физические свойства. Всего свойств четыре:

  1. Высота (высокие и низкие ноты)

  2. Продолжительность (целая, половинная, одна четвертая, одна восьмая, одна шестнадцатая)

  3. Громкость (громко, тихо, постепенно затихая и т.д)

  4. Тембр (характер звучания)

С помощью нотной записи мы можем получить информацию о том, в каком темпе играть, насколько громко, какой характер у произведения.

В изучении нотной грамоты помогает сольфеджио — искусство чтения нот с листа. Это отдельная учебная дисциплина, которая воспитывает слух и учит понимать музыкальную грамоту.

Ноты

Ноты располагаются на нотоносцах. Нотоносец – это набор из пяти линеек. Для записи нот используют набор из двух нотных станов: на верхнем располагается скрипичный ключ, на нижнем – басовый. Обычно те ноты, расположенные в верхнем нотоносце, играют правой рукой, на нижнем – левой.

Длительности и начертание нот

Любой музыкальный звук в произведении имеет определенную длину. Длина звука называется длительностью. Она не привязана ко временному интервалу в нашем обычном понимании и высчитывается только в рамках определенного произведения, опираясь на тот темп, который выбрал композитор. Для занятий используется метроном — специальный прибор, который отмечает заданные промежутки времени равномерными ударами.

Если под рукой отсутствует метроном, то счёт можно вести ногой. Когда касаемся пола, считаем цифры (один, два, три, четыре), когда поднимаем носок, считаем «И».

Основные длительности

Целая – самая продолжительная нота. Выглядит она как незакрашенный овал.

Половинная – в два раза короче целой ноты. Она также изображается полым овалом, но у нее появляется штиль.

Четвертная – длительность в два раза короче половинной ноты. По отношению к целой ноте — это одна четверная от нее. Выделяется она тем, что ее овал закрашивается и она также имеет штиль.

Восьмая – восьмая нота, как не трудно догадаться из предыдущих пунктов, в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче половинной. Восьмая нота – это 1/8 часть целой. Ее овал закрашен, она имеет штиль и у нее появляется флажок. Восьмые могут собираться в группы по две или четыре нотки, в этом случае им не рисуют хвостики, а объединяют общей линией, которая соединяет их шпили.

Шестнадцатая нота в два раза короче восьмой, чтобы охватить время целой ноты, нам понадобится 16 подобных нот. Внешне она напоминает восьмую и отличается при написании тем, что ей пририсовывают второй флажок. Если такие ноты группируются по 2 или по 4, их шпили соединяют две прямых линии.

Практика

Все известные музыканты технически сложные места сначала отрабатывают, играя произведение на поверхности стола. Слушают стук пальцев, тренируются для того, чтобы пальцы были одинаково крепкими. Если стук одинаковый, значит и звук будет одинаковый.

Для удобства объяснения упражнений пальцы пронумерованы следующим образом: большой — первый, указательный — второй, средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец — пятый

Вот несколько упражнений без инструмента, после которых в момент игры ваши руки будут вам очень благодарны.

Упражнение 1

Представляем, что в руке тенистый мяч. Опускаем руку на стол, мысленно держа мяч в руке, опираемся на второй палец. Поднимаем и опускаем по очереди первый и третий. Повторяем несколько раз. Затем опираемся на третий палец, играем вторым и четвертым по очереди. Опираемся на четвертый, играем третьим и пятым. И в обратной последовательности.

При кажущейся простоте упражнение очень сложное. Оно помогает привыкнуть каждому пальцу действовать по одиночке в режиме многозадачности.

Упражнение 2

Чтобы развить чувствительность по очереди соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, и подушечками словно катаем хлебные шарики.

Упражнение 3

Как и в предыдущем упражнении соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, по очереди каждым пальцем с силой давим на подушечку большого пальца. Повторяем несколько раз. Это поможет сделать пальцы крепкими и послушными.

Упражнение 4

Снова берем в каждую руку воображаемый теннисный мяч и с силой давим кончиками ногтей на поверхность стола. Так укрепляется мышечная память, тело запоминает, как правильно нужно располагать руки на клавиатуре фортепиано.

Гаммы и этюды

Игра на фортепиано требует отработки гамм и этюдов. Они нужны для разработки моторики пальцев.

Музыкальная гамма – это выстроенная восходящая или нисходящая последовательность нот внутри одной октавы (октава — расстояние между двумя нотами с одинаковым названием). Проигрывание этой последовательности является прекрасной тренировкой беглости пальцев. Когда вы учите гаммы, то нарабатываете и оттачиваете основные навыки игры на инструменте.

Самое главное – ежедневные занятия. Попробуйте сначала играть одной рукой, потом другой и только после соединить руки. Концентрируйтесь на аппликатуре — каждому пальцу соответствует определенная клавиша. Если вы нажмете ее не тем пальцем, который требует формула, то собьетесь в попытках подобрать нужный палец и упустите ритм.

При развитии гибкости пальцев одних гамм недостаточно. Поэтому для достижения лучшего результата существует вариант совмещения гамм и этюдов.

Если вы хотите начать заниматься на фортепиано, можете скачать этюды Черни. В течение многих лет педагоги со всего земного шара говорят о том, что эти этюды прекрасно подходят для развития беглости пальцев и подготавливают музыкантов к более сложным произведениям.

Если хотите добиться успеха в игре на фортепиано, нужно тренироваться много и часто. Залог успешного продвижения вперед для начинающих — ежедневные музыкальные занятия хотя бы по 15 минут. Это лучше, чем заниматься пару раз в неделю по 3 часа.

Самостоятельные занятия на инструменте можно сравнить со спортивными тренировками. Формируется мышечная память, образуются новые нейронные связи – навыки игры, которые укрепляются только благодаря систематическим повторениям.

Найдите время, когда вам никто не помешает, закрепите его в своем расписании и тренируйтесь, не откладывая занятия до выходных.

Если понимаете, что уровень вашей мотивации начинает падать, значит, вы делаете что-то неправильно. Дело либо в технических аспектах, когда нет возможности продвинуться дальше, либо в психологическом плане.

В первом случае можно обратиться к преподавателю музыкальной школы «Виртуозы», задать интересующие вопросы и разобрать сложные моменты. При условии, что это не помогло, нужно посмотреть, какие мотивы лежат в основе вашего стремления заниматься музыкой.

Если цель – выступать на концертах, записывать ролики для социальных сетей или что-то иное отложенное во времени, помните, что получение удовольствия от сегодняшней игры – фундамент, поддерживающий ваши долгосрочные устремления. Пусть получается не сразу, тем радостнее играть то, что никак не давалось на первых порах.

Наши ученики играют
в оркестрах, ансамблях,





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра на фортепиано для начинающих

Автор: Грачева Виктория Сергеевна

Дата: 18.11.2020

Номер свидетельства: 563744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-razvitiie-vokal-no-intonatsionnykh-navykov-u-dietiei-piervogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "182673"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425569123"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Музыка, музыка, всюду нам слышна" "
    ["seo_title"] => string(32) "muzyka-muzyka-vsiudu-nam-slyshna"
    ["file_id"] => string(6) "108897"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403906003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Работа с начинающими в классе фортепиано""
    ["seo_title"] => string(45) "rabota_s_nachinaiushchimi_v_klasse_fortepiano"
    ["file_id"] => string(6) "609411"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654858247"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект открытого урока по фортепиано на тему: "Техническое развитие учащихся в средних классах ДМШ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_po_fortepiano_na_temu_tekhnicheskoe_razvitie_uchashchik"
    ["file_id"] => string(6) "573411"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613537464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства