Формирование личности учащихся
средствами казахской народной музыки
Актуальность: заключается в недостаточности разработанности вопроса формирования личности у учащихся младших классов и заставляет нас обратиться к исследуемой теме. Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения в школе, проблема развития и формирования личности средствами казахской народной музыки является довольно значимой, т.к. традиционная казахская музыка занимает значительное место в программе «Музыка РК». Формирование личности средствами казахской народной музыки способствует поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся.
Цель: теоретическое обоснование и методическая разработка проблемы формирования личности средствами казахской народной музыки младших школьников.
Гипотеза: если на уроке музыки использовать материалы казахской народной музыки, то это обогатит содержание урока и будет способствовать формированию личности младших школьников.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы использования казахской народной музыки в формировании личности младших школьников;
- дать педагогическую характеристику понятия «личность»;
- осуществить педагогическую классификацию казахской народной музыки;
- разработать методику формирования личности средствами казахской народной музыки.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- наблюдение;
- опытно-экспериментальная работа и статистическая обработка материалов эксперимента.
Научная новизна исследования:
1.изучена научно-педагогическая, методическая литература по проблеме исследования;
2.обобщён педагогический опыт;
3.проведена экспериментальная работа, в ходе которой подтверждена эффективность предложенной методики.
Практическая значимость: предлагаемые формы проведения уроков могут быть использованы в практической деятельности учителя музыки младших классов в общеобразовательной школе.
Положения, выносимые на защиту:
- Теоретические основы, раскрывающие сущность и содержание личности.
- Формирование личности учащихся средствами казахской народной музыки.
- Результаты экспериментального исследования.
1. Теоретические основы формирования личности младших школьников средствами казахской народной музыки.
- 1 Формирование личности младших школьников как психолого – педагогическая проблема.
В педагогике, психологии часто употребляется и термин «формирование» личности.
Оно выступает как результат развития личности и означает её становление, приобретение совокупности, устойчивых свойств и качеств.
Формировать - значит придавать форму чему-нибудь, устойчивость.
Факторы формирования личности ученика:
- Общественное бытие и сознание, утвердившееся в нашей социалистической стране, в которой живет и вырастает ученик.
- Специфические особенности производства, быта, культуры и природы населенного пункта и географического региона в целом, в котором он живет и развивается.
- Семья, в которой он родился и воспитывается.
- Среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые, разного рода группы людей, в которые он временно попадает в силу тех или иных обстоятельств.
- Общественное воспитание в различных внешкольных учреждениях (Дома пионеров, станции юннатов, юных техников, пионерские и молодежные лагеря, спортшколы, ансамбли и т. д.), в деятельности которых он принимает участие.
Школа, в которой учится и воспитывается ученик.
- 2. Использование казахской народной музыки в формировании личности учащихся.
К казахской народной музыке относятся – музыкальный фольклор, песенное и инструментальное музыкальное творчество народа (песни, кюи, жыр-сказания, толгау, терме, избранные песни, назидания, желдирме и песни-айтысы). Образцы этих музыкальных мелодий не затерялись в веках, а в устной форме, благодаря музыкальным и культурным традициям народа, постоянно обогащаясь, передавались из поколения в поколение.