Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство.
Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Августовское совещание учителей.
Секция учителей ИЗО и черчения
Доклад
На тему: Этнокультурное воспитание на уроках изобразительного искусства
Подготовила учитель ИЗО школы-гимназии №7им.Г.Орманова г. Астана Сыздыкова Лемара Абдыкалыковна
Цель: Ознакомление с методами работы по этнокультурному
воспитанию на уроках изобразительного искусства.
Сегодня перед школой стоит задача, воспитать культурную творческую личность умеющего в постоянно меняющемся мире найти свое место в жизни. А это, невозможно без изучения и освоения духовных ценностей, без интереса к своей истории, бережного отношения к народным тради циям. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества и искусства. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспитывала эстетический вкус, активизировала оценку прекрасного.
В нашей школе этнокультурное воспитание занимает одно из важных мест в воспитании школьников. Уроки изобразительного искусства здесь выступают как один из средств этнокультурного воспитания. Изобразительная деятельность является наиболее привлекательным видом творческой деятельности школьников и способна приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. Главная задача учителя изобразитель ного искусства развить художественно-творческие способности учеников,развить воображение, фантазию. Интерес учащихся к изобразительному ,декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности: на каждом уроке даем пофантазировать, поиграть,привнести в работу собственные образы и идеи. Урок изобразительного искусства способствует расширению кругозора школьника, творческого воображения развивает зрительную память. Таким образом декоративно-прикладное искусство как основа этнохудожественной культуры и творчества благотворно влияет на формирование знаний, умений и навыков при их изучении. Систему народного декоративно-прикладного искусства отражающего национальные особенности, традиции являющимися основными видами казахского декоративно-прикладного искусства, изучаемых в общеобразовательных школах составляют: юрта и ее убранство в программе 5-6 ых классах по этой теме я применяю игровую методику, разгадывание кроссвордов. Учащиеся запоминают предметы быта,изделия юрты и их предназначение,думают над цветовым решением. Знакомство школьников с видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с начальных классов затем постепенно от класса к классу знания об этих видах прикладного искусства и практическая работа в традициях народного искусства, художественных ремесел расширяются,углубляются. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Существенную помощь в разрешении этого противоречия может оказать довольно молодая наука- ЭТНОПЕДАГОГИКА, обьединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения. Прежде всего необходимо обратиться к этническим корням, традициям своего народа. В 6-ых классах по теме: Народные ремесла я знакомлю учащихся с видами ремесел как: Ковроткачество, Изготовление текемета, сырмака, Ши току(циновкоплетение) демонстрируется видеофильм с процессом работы получения этих изделий. В проведении занятии важно соблю дать принципы доступности, наглядности,последовательности, сотрудничес тва и интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой среды: Уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-соревнования. При прохожде нии темы: Цвет и ее особенности в 5-ых классах я использую уроки-сказки где отталкиваясь от трёх основных цветов находим допольнительные цвета. Урок-путешествие применила при изучении видов и жанров изобразительно го искусства. А вот урок – соревнование нашло место при прохождении на циональных казахских орнаментов где поделенные на группы учащиеся со ревнуются по узнаванию видов орнамента, о чём говорит орнамент ? и по созданию эскиза орнамента в круге, квадрате,полоске. В своей работе счи таю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они явля ются носителями народной культуры. Воспитать их в национальных традици ях, исходя из этого обратилась к теме: Ткачества ковра-панно ГОБЕЛЕН. Ра бота велась последовательно: Ознакомление с историей появления гобеле на, просмотр слайд-шоу «Ковроткачество», видео-фильм о процессе изго товления, составление композиции-эскиза и цветовое решение, далее тес ная связь с предметом технология и музыка. Гобелен в технике безворсового ковра-алаша выполнилы ученицы 6-го класса. В музее современного ис кусства города Астаны 22- мая 2013 года была организованна выставка-конкурс по всем видам и жанрам изобразительного искусства где работа уче ницы Гобелен под названием «ВОСТОК» был отмечен жюри и удостоен дип лома первой- степени. Современная школа должна быть: а) транслятором этнокультуры своего народа; б) систематический развивать этнохудожественную культуру средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. в) выявлять и развивать личностные художественные задатки и способности школьников. Г) на основе систематической мотивации обучения формировать интерес к занятиям; д) воспитывать позитивное отношение к культуре других народов; е) В организации художественного образования школьников необходимо опираться на современные технологии обучения .
Таким образом, человечество не может сделать и шага вперёд, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далёких и близких поколений. Культура это память. Всё хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией. Без памяти нет традиции, без воспитания нет духовности, личности, без личности нет народа, как исторической общности. Мы учителя должны стараться воспитать в детях на историческом наследии чувства гордости за свою Родину, восхищение народными традициями, чувство ответственности за землю на которой живём.
Прилагается диск с видеоматериалом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство. »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Августовское совещание учителей.
Секция учителей ИЗО и черчения
Доклад
На тему: Этнокультурное воспитание на уроках изобразительного искусства
Подготовила учитель ИЗО школы-гимназии №7им.Г.Орманова г. Астана Сыздыкова Лемара Абдыкалыковна
Цель: Ознакомление с методами работы по этнокультурному
воспитанию на уроках изобразительного искусства.
Сегодня перед школой стоит задача, воспитать культурную творческую личность умеющего в постоянно меняющемся мире найти свое место в жизни. А это, невозможно без изучения и освоения духовных ценностей, без интереса к своей истории, бережного отношения к народным тради циям. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества и искусства. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспиты вала эстетический вкус, активизировала оценку прекрасного.
В нашей школе этнокультурное воспитание занимает одно из важных мест в воспитании школьников. Уроки изобразительного искусства здесь выступают как один из средств этнокультурного воспитания. Изобразитель ная деятельность является наиболее привлекательным видом творческой деятельности школьников и способна приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. Главная задача учителя изобразитель ного искусства развить художественно-творческие способности учеников, развить воображение, фантазию. Интерес учащихся к изобразительному ,де коративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности: на каждом уроке даем пофантазировать, поиграть,прив нести в работу собственные образы и идеи. Урок изобразительного искусства способствует расширению кругозора школьника, творческого воображения, развивает зрительную память. Таким образом декоративно-прикладное ис кусство как основа этнохудожественной культуры и творчества благотворно влияет на формирование знаний, умений и навыков при их изучении. Систе му народного декоративно-прикладного искусства отражающего националь ные особенности, традиции являющимися основными видами казахского де коративно-прикладного искусства, изучаемых в общеобразовательных шко лах составляют: юрта и ее убранство в программе 5-6 ых классах по этой те ме я применяю игровую методику, разгадывание кроссвордов. Учащиеся за поминают предметы быта,изделия юрты и их предназначение,думают над цветовым решением. Знакомство школьников с видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с начальных классов затем постепенно от класса к классу знания об этих видах прикладного ис кусства и практическая работа в традициях народного искусства, художес твенных ремесел расширяются,углубляются. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества не достаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нрав ственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто науч ввлюбовь,веру,сострадание. Существенную помощь в разрешении этого про тиворечия может оказать довольно молодая наука- ЭТНОПЕДАГОГИКА, обье диняющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения. Прежде всего необходимо обратиться к этническим корням, традициям свое го народа. В 6-ых классах по теме: Народные ремесла я знакомлю учащих ся с видами ремесел как: Ковроткачество, Изготовление текемета, сыр мака, Ши току(циновкоплетение) демонстрируется видеофильм с процес сом работы получения этих изделий. В проведении занятии важно соблю дать принципы доступности, наглядности,последовательности, сотрудничес тва и интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой сре ды: Уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-соревнования. При прохожде нии темы: Цвет и ее особенности в 5-ых классах я использую уроки-сказки где отталкиваясь от трёх основных цветов находим допольнительные цвета. Урок-путешествие применила при изучении видов и жанров изобразительно го искусства. А вот урок – соревнование нашло место при прохождении на циональных казахских орнаментов где поделенные на группы учащиеся со ревнуются по узнаванию видов орнамента, о чём говорит орнамент ? и по созданию эскиза орнамента в круге, квадрате,полоске. В своей работе счи таю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они явля ются носителями народной культуры. Воспитать их в национальных традици ях, исходя из этого обратилась к теме: Ткачества ковра-панно ГОБЕЛЕН. Ра бота велась последовательно: Ознакомление с историей появления гобеле на, просмотр слайд-шоу «Ковроткачество», видео-фильм о процессе изго товления, составление композиции-эскиза и цветовое решение, далее тес ная связь с предметом технология и музыка. Гобелен в технике безворсо вого ковра-алаша выполнилы ученицы 6-го класса. В музее современного ис кусства города Астаны 22- мая 2013 года была организованна выставка-конкурс по всем видам и жанрам изобразительного искусства где работа уче ницы Гобелен под названием «ВОСТОК» был отмечен жюри и удостоен дип лома первой- степени. Современная школа должна быть: а) транслятором этнокультуры своего народа; б) систематический развивать этнохудожественную культуру средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. в) выявлять и развивать личностные художественные задатки и способ ности школьников. Г) на основе систематической мотивации обучения формировать интерес к занятиям;
д) воспитывать позитивное отношение к культуре других народов; е) В организации художественного образования школьников необходимо опираться на современные технологии обучения .
Таким образом, человечество не может сделать и шага вперёд, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далёких и близких поколений. Культура это память. Всё хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией. Без памяти нет тради ции, без воспитания нет духовности, личности, без личности нет народа, как исторической общности. Мы учителя должны стараться воспитать в детях на историческом наследии чувства гордости за свою Родину, вос хищение народными традициями, чувство ответственности за землю на которой живём.