kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Августовское совещание учителей.

Секция учителей ИЗО и черчения

Доклад

На тему: Этнокультурное воспитание на уроках изобразительного искусства

 

Подготовила учитель ИЗО школы-гимназии №7им.Г.Орманова г. Астана                                         Сыздыкова  Лемара  Абдыкалыковна

 

    

 

 

  Цель: Ознакомление с методами работы по этнокультурному 

                          воспитанию на уроках изобразительного искусства.

 

Сегодня перед школой стоит задача, воспитать культурную творческую личность умеющего в постоянно меняющемся мире найти свое место в жизни. А это, невозможно без изучения и освоения духовных ценностей,      без интереса к своей истории, бережного отношения к народным тради            циям. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков   народного творчества и искусства. Веками лучшие традиции оттачивались  и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы  вкуса национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота  предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспитывала  эстетический вкус, активизировала оценку прекрасного.                                      

          В нашей школе этнокультурное воспитание занимает одно из важных  мест в воспитании школьников. Уроки изобразительного искусства здесь  выступают как один из средств этнокультурного воспитания. Изобразительная деятельность является наиболее привлекательным видом творческой       деятельности школьников и способна приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. Главная задача учителя изобразитель     ного искусства развить художественно-творческие способности учеников,развить воображение, фантазию. Интерес учащихся к изобразительному ,декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной    последовательности: на каждом уроке даем пофантазировать, поиграть,привнести в работу собственные образы и идеи. Урок изобразительного искусства способствует расширению кругозора школьника, творческого воображения развивает зрительную память. Таким образом декоративно-прикладное искусство как основа этнохудожественной культуры и творчества благотворно влияет на формирование знаний, умений и навыков при их изучении. Систему народного декоративно-прикладного искусства отражающего национальные особенности, традиции являющимися основными видами казахского декоративно-прикладного искусства, изучаемых в общеобразовательных школах составляют: юрта и ее убранство в программе 5-6 ых классах  по этой теме я применяю игровую методику, разгадывание кроссвордов. Учащиеся запоминают предметы быта,изделия юрты и их предназначение,думают над  цветовым решением. Знакомство школьников с видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с начальных классов  затем постепенно от класса к классу знания об этих видах прикладного искусства и практическая работа в традициях народного искусства, художественных ремесел расширяются,углубляются. Все больше и больше людей  приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.  Существенную помощь в разрешении этого противоречия может оказать довольно молодая наука- ЭТНОПЕДАГОГИКА, обьединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.    Прежде всего необходимо обратиться к этническим корням, традициям своего народа. В   6-ых  классах по теме: Народные ремесла  я знакомлю учащихся с видами ремесел как: Ковроткачество, Изготовление текемета, сырмака, Ши току(циновкоплетение) демонстрируется видеофильм  с процессом работы получения этих изделий. В проведении занятии важно соблю     дать принципы доступности, наглядности,последовательности, сотрудничес   тва и интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой среды: Уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-соревнования. При прохожде    нии темы: Цвет и ее особенности  в  5-ых классах я использую уроки-сказки  где отталкиваясь  от трёх основных цветов  находим допольнительные цвета.    Урок-путешествие применила при изучении видов и жанров изобразительно  го искусства. А вот  урок – соревнование  нашло место при прохождении на    циональных казахских орнаментов где поделенные на группы учащиеся со   ревнуются по узнаванию видов орнамента, о чём говорит орнамент ? и по созданию эскиза орнамента в круге, квадрате,полоске. В  своей работе счи  таю  необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они явля    ются носителями народной культуры. Воспитать их в национальных традици   ях, исходя из этого обратилась к теме: Ткачества ковра-панно ГОБЕЛЕН. Ра    бота велась последовательно: Ознакомление с историей появления гобеле   на, просмотр слайд-шоу «Ковроткачество», видео-фильм о процессе  изго        товления, составление композиции-эскиза и цветовое решение, далее тес    ная  связь с предметом  технология  и музыка. Гобелен  в технике безворсового ковра-алаша выполнилы ученицы  6-го класса. В музее современного ис     кусства  города Астаны   22- мая 2013  года  была организованна выставка-конкурс по всем видам и жанрам  изобразительного искусства где работа уче    ницы  Гобелен под названием «ВОСТОК»  был отмечен жюри и удостоен  дип    лома    первой- степени. Современная школа должна быть:  а) транслятором этнокультуры своего народа;      б) систематический  развивать  этнохудожественную культуру  средствами   изобразительного, декоративно-прикладного  и  народного искусства.   в)  выявлять  и  развивать  личностные  художественные  задатки  и  способности  школьников.  Г) на основе  систематической  мотивации  обучения  формировать  интерес   к  занятиям;     д) воспитывать  позитивное  отношение  к  культуре  других  народов;                    е) В организации  художественного  образования  школьников  необходимо  опираться  на  современные  технологии  обучения   .  

Таким  образом, человечество  не может  сделать  и  шага  вперёд, не  оглядываясь  назад  и  не  переоценивая  заново  все  духовные  ценности        далёких  и  близких  поколений. Культура  это  память. Всё  хорошее   не  забывалось, а  передавалось  из  поколения  в  поколение, снова  и  снова   проверялось  опытом  и  становилось  традицией.  Без  памяти  нет  традиции, без  воспитания  нет  духовности,  личности,  без  личности  нет   народа, как  исторической  общности.  Мы  учителя  должны  стараться  воспитать   в   детях  на  историческом  наследии   чувства  гордости   за  свою  Родину, восхищение   народными   традициями,  чувство  ответственности  за  землю  на которой  живём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прилагается диск с видеоматериалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство. »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Августовское совещание учителей.

Секция учителей ИЗО и черчения

Доклад

На тему: Этнокультурное воспитание на уроках изобразительного искусства


Подготовила учитель ИЗО школы-гимназии №7им.Г.Орманова г. Астана Сыздыкова Лемара Абдыкалыковна







Цель: Ознакомление с методами работы по этнокультурному

воспитанию на уроках изобразительного искусства.



Сегодня перед школой стоит задача, воспитать культурную творческую личность умеющего в постоянно меняющемся мире найти свое место в жизни. А это, невозможно без изучения и освоения духовных ценностей, без интереса к своей истории, бережного отношения к народным тради циям. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества и искусства. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспиты вала эстетический вкус, активизировала оценку прекрасного.

В нашей школе этнокультурное воспитание занимает одно из важных мест в воспитании школьников. Уроки изобразительного искусства здесь выступают как один из средств этнокультурного воспитания. Изобразитель ная деятельность является наиболее привлекательным видом творческой деятельности школьников и способна приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. Главная задача учителя изобразитель ного искусства развить художественно-творческие способности учеников, развить воображение, фантазию. Интерес учащихся к изобразительному ,де коративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности: на каждом уроке даем пофантазировать, поиграть,прив нести в работу собственные образы и идеи. Урок изобразительного искусства способствует расширению кругозора школьника, творческого воображения, развивает зрительную память. Таким образом декоративно-прикладное ис кусство как основа этнохудожественной культуры и творчества благотворно влияет на формирование знаний, умений и навыков при их изучении. Систе му народного декоративно-прикладного искусства отражающего националь ные особенности, традиции являющимися основными видами казахского де коративно-прикладного искусства, изучаемых в общеобразовательных шко лах составляют: юрта и ее убранство в программе 5-6 ых классах по этой те ме я применяю игровую методику, разгадывание кроссвордов. Учащиеся за поминают предметы быта,изделия юрты и их предназначение,думают над цветовым решением. Знакомство школьников с видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с начальных классов затем постепенно от класса к классу знания об этих видах прикладного ис кусства и практическая работа в традициях народного искусства, художес твенных ремесел расширяются,углубляются. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества не достаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нрав ственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто науч ввлюбовь,веру,сострадание. Существенную помощь в разрешении этого про тиворечия может оказать довольно молодая наука- ЭТНОПЕДАГОГИКА, обье диняющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения. Прежде всего необходимо обратиться к этническим корням, традициям свое го народа. В 6-ых классах по теме: Народные ремесла я знакомлю учащих ся с видами ремесел как: Ковроткачество, Изготовление текемета, сыр мака, Ши току(циновкоплетение) демонстрируется видеофильм с процес сом работы получения этих изделий. В проведении занятии важно соблю дать принципы доступности, наглядности,последовательности, сотрудничес тва и интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой сре ды: Уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-соревнования. При прохожде нии темы: Цвет и ее особенности в 5-ых классах я использую уроки-сказки где отталкиваясь от трёх основных цветов находим допольнительные цвета. Урок-путешествие применила при изучении видов и жанров изобразительно го искусства. А вот урок – соревнование нашло место при прохождении на циональных казахских орнаментов где поделенные на группы учащиеся со ревнуются по узнаванию видов орнамента, о чём говорит орнамент ? и по созданию эскиза орнамента в круге, квадрате,полоске. В своей работе счи таю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они явля ются носителями народной культуры. Воспитать их в национальных традици ях, исходя из этого обратилась к теме: Ткачества ковра-панно ГОБЕЛЕН. Ра бота велась последовательно: Ознакомление с историей появления гобеле на, просмотр слайд-шоу «Ковроткачество», видео-фильм о процессе изго товления, составление композиции-эскиза и цветовое решение, далее тес ная связь с предметом технология и музыка. Гобелен в технике безворсо вого ковра-алаша выполнилы ученицы 6-го класса. В музее современного ис кусства города Астаны 22- мая 2013 года была организованна выставка-конкурс по всем видам и жанрам изобразительного искусства где работа уче ницы Гобелен под названием «ВОСТОК» был отмечен жюри и удостоен дип лома первой- степени. Современная школа должна быть: а) транслятором этнокультуры своего народа; б) систематический развивать этнохудожественную культуру средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. в) выявлять и развивать личностные художественные задатки и способ ности школьников. Г) на основе систематической мотивации обучения формировать интерес к занятиям;

д) воспитывать позитивное отношение к культуре других народов; е) В организации художественного образования школьников необходимо опираться на современные технологии обучения .

Таким образом, человечество не может сделать и шага вперёд, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далёких и близких поколений. Культура это память. Всё хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией. Без памяти нет тради ции, без воспитания нет духовности, личности, без личности нет народа, как исторической общности. Мы учителя должны стараться воспитать в детях на историческом наследии чувства гордости за свою Родину, вос хищение народными традициями, чувство ответственности за землю на которой живём.



















Прилагается диск с видеоматериалом














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство.

Автор: Сыздыкова Лемара Абдыкалыковна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 149855

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства