Приёмы, направленные на самоопределение и самопознание: сравнение образа «Я» с героями музыкальных, литературных произведений; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны, переживание гордости и сопричастности подвигам его граждан.
Приёмы по формированию нравственно-этической ориентации: опреде-ление позиции автора произведения (разделяешь ли ты точку зрения автора, какова твоя точка зрения?); оказание «помощи» героям музыкального произведения, которые в этом нуждаются ;прослеживание судьбы героя музыкального произведения и ориентация учащегося в системе личностных смыслов, личного нравственного выбора; выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностное отождествление себя с героями произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД на уроке музыки »
Кудряшова Н.В.
учитель музыки МАОУ СОШ № 104
г. Челябинск
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования изменил подход к организации учебной деятельности. Одной из важнейших задач современной системы образования является формиро-вание совокупности универсальных учебных действий (далее по тексту, УУД), обеспечивающих «умение учиться». Очевидно, что реализация заложенных в стандарте идей во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от уровня владения мастерством педагогической техники. В данной статье мне хотелось бы рассмотреть вопрос о формировании личностных УУД на уроке музыки в начальной школе.
Проанализировав программу «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, можно сделать вывод, что эта программа ориентирована на раз-витие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий. Программа направлена на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как виду искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру в опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, составляющие сущность личностных УУД. Практическая деятельность учителя по их формированию личностных УУД выражается в реализации творческого потенциала ребенка, в оформлении ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.
Рассмотрим приёмы формирования личностных УУД.
Приёмы, направленные на самоопределение и самопознание: сравнение образа «Я» с героями музыкальных, литературных произведений; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны, переживание гордости и сопричастности подвигам его граждан.
Приёмы по формированию нравственно-этической ориентации: опреде-ление позиции автора произведения (разделяешь ли ты точку зрения автора, какова твоя точка зрения?); оказание «помощи» героям музыкального произведения, которые в этом нуждаются ;прослеживание судьбы героя музыкального произведения и ориентация учащегося в системе личностных смыслов, личного нравственного выбора; выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностное отождествление себя с героями произведения.
Приёмы, направленные формирование смыслообразования (положительного отношения к учению, желание приобретать новые знания): приём «Фантасти-ка!», или эффект Моцарта (учитель подает информацию, используя такой угол зрения, чтобы обыденная информация стала удивительной); прием «Ах! Мой милый Августин!» – воздействие музыки на здоровье человека. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, реализуя которую, он выполняет учебное действие, запланированное учителем.
Опыт моей педагогической практики позволил систематизировать неко-торые приемы, четко определив, формированию каких УУД они способствуют. Так сложился «конструктор приемов педагогической техники», который даёт возможность учителю на каждом этапе урока определиться «Что?», «Как?», и, главное, «Для чего?» он использует тот или иной приём.
Формированию личностных УУД, устойчивой положительной мотивации к предмету способствуют: создание атмосферы сотрудничества и творчества через создание ситуации успеха путем выполнения заданий, посильных для всех учащихся; наличие положительного эмоционального настроя учебного занятия; использование эффектных музыкальных фрагментов в начале урока (список музыкальных произведений именуемый «Эффект Моцарта»), орга-низацию рефлексии, через оценку собственной деятельности и деятельности других, постановку занимательных вопросов («Толстых вопросов», требующих многовариантных ответов – «почему было трудно?», «какие открытия совершили на уроке» и т.д.).
Таблица 1
Конструктор приемов формирования личностных универсальных учебных действий учащихся на уроке музыки.
Этапы урока
Содержание
1.
Актуализация опорных зна-ний
Приемы «Эмоциональный строй» (чтение литературного отрывка, стихотворения) и «Главная мысль».
Дидактика: презентации о Челябинске и «Моя Родина», песня Б. Веккера «Челябинск – ты моя любовь».
Диагностика: бланки ответов.
2.
Мотивация
Приемы «Фантастика!» (учитель подает информацию, используя такой угол зрения, чтобы обыденная информация стала удивительной и «Ах! Мой милый Августин!» (информация о воздействии музыки на здоровье человека)
Дидактика: С. Иссерлис «Всякие диковины про Баха и Бетховена» («Азбука-классика», СПб, 2007).
Прием «Отсроченный ответ…». Дидактика: презентация «Моя Родина – Россия», стихотворение Э. Асадова «Россия начиналась не с меча…». Диагностика: эссе «С чего начинается Родина»; бланки ответов.
4
Выполнение учебного за-дания уча-щимися
Прием «Идеальная работа» (Наше творчество – для нашего урока). Дидактика: презентации «Жанры народной песни», «Исполнители народных песен». Диагностика: творческие работы учащихся; эссе «Я делаю это, чтобы понять…».
Прием«Вживаясь в образ…». Дидактика: презентация «Опера Иван Сусанин»; пособие О. Ишимова «История России для детей». Диагностика: эссе. Прием Письмо другу «Поверь! Все получится…». Дидактика: презентация «Рождество Христово»; Международный Рождественский гимн. Диагностика: работы учащихся.
Приемы: эссе «Я делаю это, чтобы понять» и «Синк-вейн».
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения можно использовать следующие приёмы:
прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание си-туации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности (самореализация в исследовательской, проектной деятельности);
практическая направленность знаний через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала;
коллективная деятельность (через организацию работы в группах, игровые и театрализованные формы работы);
сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, выделение существенных признаков предметов, их классифи-кация и обобщение;
стимулирование деятельности через вынесение благодарности, словесное поощрение, организацию творческого праздника, посещение концерта.
Предлагаемые приёмы и формы работы способствуют развитию у учащихся интереса к учению, желания самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление и воображение.
Работа по формированию личностных УУД на уроке музыки способствует возникновению мотивации к музыкальному творчеству на основе развития музыкально-эстетического сознания, эстетических потребностей, ценностей; формирует умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения, ориентируя учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Библиографический список:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, – М. : Просвещение, 2010.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях [Текст] : учебное пособие / Г.П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010.