У.: Ребята, к нам, кажется, кто-то пришёл… Слайд 3. Давайте посмотрим, что нам принесли. (Почтальон Печкин со словами «Я вам посылочку принес»). Это три конверта. А что в них, мы сейчас посмотрим в группах. Делимся на группы по смайликам. Посмотрите, у каждого на парте свой смайлик.( На каждом конверте прикреплён определённый смайлик, ученики, согласно изображениям организуются в три группы). У.: Выполните задание согласно указанному алгоритму. Подготовьте защитное слово. РАБОТАЮТ ПО АЛГОРИТМУ: 1. Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? 2. В таблице подчеркните те слова, которые могут относится к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ. 3. Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения: высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные. 4. Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение? У.: Предоставляет слово для защиты. ( По ходу защиты на доске фиксируется название, данное учениками и сама репродукция, которая отображается и в презентации). После прослушивания группы, у которой изображение цыплят, Слайд 4, объявляется ФИЗМИНУТКА - Слайд 5 которая органично вольется в структуру урока. (Учитель предлагает побыть цыплятами…) Защита продолжается – Слайды 6,7,8. У.: Посмотрите, сколько интересных картинок у нас прямо как на выставке. Давайте скажем тему нашего урока. КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ (записать в тетрадь) – Слайд 9. У.: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного композитора М.П.Мусоргского - Слайд 10, который, когда-то, так же как и вы сегодня, увидел эти замечательные картинки на выставке своего друга В.Гартмана. Увидел и решил эти картинки нарисовать музыкой… Давайте их послушаем и сравним наши впечатления (слушание отрывков из сюиты «Картинки с выставки», узнавание, обсуждение замыслов композитора, обсуждение использования музыкальных средств выражения). Слайд 12. 1.«Балет невылупившихся птенцов» У.: Кого изобразил художник? Д.: Птенчиков У.: В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку. Слущание музыки. У.: Как же изобразил птенчиков М.П. Мусоргский? Как звучит музыка? Д.: Звуки легкие, острые, отрывистые, короткие, подвижные, высокие, воздушные. Птенчики маленькие, смешные, неловкие У.: Что же делают птенчики? Д.: Птенчики выбираются из скорлупок и, впервые пробуя свои слабенькие ножки, радуются жизни. Они потешно и смешно потряхивают маленькими крылышками, учатся прыгать, тихонечко попискивают тоненькими голосами. У художника – эскизы костюмов, у композитора – танец-шутка. 2. «Избушка на курьих ножках» Слайд 13 У.: Что вы видите? Д.: Красивый, яркий, сказочный, пряничный домик. Домик-часы. У.: Действительно, замечательная, аппетитная избушка. У.: Домик необычный? Д.: Да. Это избушка на курьих ножках. У.: Кто хозяйка этого домика, кто здесь живет? Д.: Баба-Яга. У.: Как же увидел и нарисовал эту картинку в музыке М.Мусоргский? Давайте послушаем. У.: Эта пьеса и рисунок похожи? Д.: Нет. У.: А какую картину нарисовал М. Мусоргский с помощью звуков? Что вы услышали в музыке? Д.: Нет. В музыке слышны сильные, резкие звуки, изображающие удары метлы Бабы-Яги, ее сердитые выкрики, ворчание. Музыка звучит быстро, стремительно, беспокойно, энергично. У.: Что изображала музыка? Д.: Полет Бабы-Яги. Слайд 14. У.: Как называется летательный аппарат Бабы-Яги? Д.: Ступа. У.: Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой; села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Мелодии неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути. У.: Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана? Д.: Ответы детей. У.: Действительно, М. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, Баба-Яга. Вот видите, у Мусоргского получилась совсем другая история, совершенно непохожая на рисунок В. Гартмана – если у художника – это макет часов в виде сказочной избушки, у Мусоргского – стремительный полет Бабы-Яги. 3. «Богатырские ворота» - Слайд 15 написаны под впечатлением картины Гартмана «Городские ворота в Киеве». Давайте послушаем. У.: Какой характер у этой пьесы? Д.: Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный, сильный, могучий, мощный, богатырский. Слышно как неторопливо и уверенно идут богатыри, слышны колокольные звоны. У.: Что же выразил в музыке композитор? Д. Гордость, величие, торжество У.: Эта пьеса завершает сюиту. Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой? Д.: Этой музыкой композитор как бы пропел славу могучей Руси, ее богатырям, ее народу. У.: Вот как интересно увидел эти картинки Мусоргский. У нас с вами тоже получились интересные работы. Вы отлично справились с ролью композитора. Молодцы! У.: А теперь посмотрите, все ли понятия вам известны? Слайд 16. КОМПОЗИТОР ХУДОЖНИК СЮИТА Д.: Мы не знаем что такое сюита. У.: Это слово вам уже знакомо, потому что сегодня мы с вами как раз послушали отрывки из сюиты…Что такое сюита? Слайд 17. Вставьте недостающие слова. (на доске слова МУЗЫКАЛЬНОЕ, НЕСКОЛЬКО ЧАСТЕЙ, ОДНА ТЕМА) У.: Проверим (слайды в презентации) Слайд 18. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему. Получается, мы с вами сегодня слушали не просто музыку, а сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки». Слайд 19. ВЫВОД: Композитор может при помощи звуков написать картину. Слайд 20. Давайте снова поиграем. Игра «ДаНетка» 1.Картины пишет художник. 2.Музыку пишет композитор. 3.Композитор может при помощи звуков написать картину. 4.Композитор ничего не может изобразить музыкой. 5. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему называется сюитой. Самооценка как в начале урока. У.: Как вы думаете, все ли мы сделали на уроке? Чего–то не хватает? Чем можно закончить урок? Д.: Песней. У.: Сегодня на уроке все дружно работали, поэтому завершаем наш урок «Песней о дружбе». Слайд 21. |