Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. На мой взгляд, этому способствует применение обучающих структур сингапурской методики.
Слайд 1.В этом году решила принять участие в опытно-педагогической площадке и выбрала тему: «Сингапурские обучающие структуры – метод активизации познавательной деятельности на уроках музыки».
Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему обучающимся приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных.
2 слайд. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.
Изучив литературу по данной теме и опыт других педагогов, выделила отдельные обучающие структуры, которые можно применить на уроках музыки.
Слайд 3.КОНЭРС (CORNERS)
- по углам класса развешены портреты композиторов.
1)Учитель объявляет альтернативу для каждого угла комнаты.
2)Дается минутная тишина для принятия решения – какой выбрать угол (не обсуждая с другими учениками). Ученики записывают название выбранного угла (композитора).
3) Попросить учеников подойти к выбранному углу и найти партнера для обсуждения
4) В каждом углу пары обсуждают причины своего выбора.
5) Выбрать нескольких учеников из каждого угла, чтобы они поделились мыслями своего партнера.
- Ученики осознают, что существует разнообразие точек зрения по данной проблеме, развивая свое собственное мышление и умение четко выражать своё мнение. Конэрс способствует развитию эмоционального интеллекта: самосознание – ученики выражают свои чувства и ценности; самоконтроль – дает время для размышления над своим ответом, а не импульсивно выражает свои действия; навыки построения отношений – учатся слушать своих товарищей, выражать собственное мнение и уважение мнения других
Слайд 4. МИКС-ПЭА-ШЭА (Mix Pair Share) (смешиваться)
1) ученики молча под музыку смешиваются, двигаясь по комнате
2) музыка останавливается, учащиеся образуются в пары (дают пять), если ученик не нашел пару, то поднимает руку вверх и находит пару)
Варианты заданий парам :
- поют в парах (артистично, улыбаясь друг другу)
-на время (3-5 сек) задают друг другу (по очереди) подготовленный дома вопрос или по только что пройденному материалу. Если партнер ответил правильно, то с поклоном головы благодарит (спасибо). Если нет, то молча мотает головой.
Повторить несколько раз. Затем обсудить с учащимися: кто ответил на все вопросы, какие (у кого) вопросы (вопрос) понравились, кто не ответил ни на один вопрос, почему.
Обязательное условие – не ходить друг за другом, а смешиваться и не идти за другом
- Такая структура способствует развитию коммуникативности, закреплению темы, проверке выполнения домашнего задания. А так же способствует благоприятной обстановке на уроке и смены деятельности.
3. ФО БОКС СИНЕКТИКС
1) согнуть листочек пополам, затем еще пополам, загнуть уголок в середине.
____ ________ похоже на________
потому что__________ Понятие
2) в среднем ромбике записать ключевое слово, например «МУЗЫКА»
3) За 30 секунд каждый партнер за столом по кругу рисует предмет, который по его мнению похож на музыку.
4) По кругу КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (длительный раунд обсуждения) за минуту написать Музыка похожа на ________, потому что____________
- эта структура способствует гибкому и креативному мышлению учащихся, позволяет закрепить полученные знания.
4. МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)
- участники смешиваются под музыку, музыка останавливается и все замирают и объединяются в ГРУППЫ
- учитель задает вопрос, группа (которая знает ответ) поднимает руку и говорит ответ
Повторяется несколько раз.
Например:
- назовите композитора, написавшего симфоническую сказку «Петя и волк» (С.Прокофьев)
- в каком из балетов П. Чайковского преобладает драматическая тема (Лебединое озеро)
- Знак, определяющий место записи какого – либо звука на нотоносце (нота)
- Автор балета «Щелкунчик» (П. Чайковский)
5. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Player Model)
- обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и
осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
Техника выполнения:
1. Сложите листочек А4 так, чтобы получились четыре равные части
2. Согните внутренний угол листочка в форме треугольника
3. Раскройте листочек и прочертите линии сгиба маркером
4.Озоглавте четыре квадрата «Обязательные характеристики», «Необязательные характеристики», «Примеры», Анти примеры».
5 Запишите изучаемое понятие в центре листочка»
3) 30 секунд продумывания
4)КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (обсуждение по кругу и более не на время) – «продолжительный раунд робин).
5) выбрать самые удачные и записать в квадратах. (Развитие навыка составления определений)
Выполнять можно как индивидуальную работу, с целью проверки усвоения знаний.
Обучающихся структур много, но не все можно применить на уроке музыке, как уроке искусства.
На уроке применила только две структуры:
МИКС-ФРИЗ-ГРУП
МИКС-ПЭА-ШЭА
Если интересна такая методика, то о других структурах можно узнать по электронной ссылке: