kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фольклор на уроках музыки в общеобразовательных школах

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка поможет учителю более полно и интересно провести урок по музыке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фольклор на уроках музыки в общеобразовательных школах»



«Фольклор на уроках музыки»







Выполнила учитель музыки и географии

муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Бестужевская СОШ» Устьянского района

Некрасова Елена























Вновь заиграли над рекой баяны,

Опять весёлый праздник настаёт.

Давно известны песнями Устьяны-

Народ их сотни лет уже поёт.

Ах, как водили прежде хороводы,

Звенела песня звонко и светло.

Ведь говорят – она душа народа!

И это к нам из древности пришло.

Мы не утратим песенных традиций

И сохраним , чтоб дальше передать.

Олег Борисов



Введение

Среди вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, хочется выделить в своей работе вопрос о приобщении детей к народной музыке и музыке своего края. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают народной музыки, умирают старики- носители фольклора, обрывается нить , связывающая нас с прошлым. Нет интереса, нет и передачи информации. А ведь дети должны знать прошлое, знать культуру своей родины. Народное творчество веками вбирало в себя культуру предков и обидно, больно будет, если этот опыт не будет передан современному поколению. Раньше сколько в нашей деревне было бабушек- певуней. Каждый день можно было слышать их многоголосное пение. Сейчас только одна осталась бабушка.

Цели, которые были поставлены:

- приобщить детей к народной музыке, музыке своего края, увлечь, заинтересовать, формировать способность ценить её красоту

- сохранить музыкальное наследие своих бабушек и дедушек

-развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навык исполнения народных песен, устьянских танцев.

- воспитывать любовь к своему краю

« Песня –самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поёт весь народ от мала до велика. Поистине песня- душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубокоэмоциональное и художественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно- эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей и подростков.»[4] « Издавна народ придаёт своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Народные песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом лик детей. Образно- поэтическое мышление народа близко детям, соответствует их представлениям о жизни природы и человека.[5] Ребятам интересны и доступны многие народные песни, особенно они доступны для тех ребят, которые живут в деревне. Они могут слышать дома и на улице, от своих родителей и бабушек. Самое главное удержать интерес подростков к народной музыке и народному фольклору. «Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем , что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, задушевного тона, мелодичность , развивает чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целеноправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирование у них чётких нравственных понятий и эстетического отношения миру»[3].

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, можно выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебной – вопрос об отношении к народной музыке своего края. Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально эстетического вкуса, в которой народная музыка своего края займёт заслуженное место. « Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни».- пишет Н.Я. Брюсова , внёсшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания. В качестве исходного момента в музыкальных занятиях она рекомендовала обращаться именно к народной песне своего края. Аналогичное мнение находим мы и у Б.В. Астафьева в сборнике «Музыка в школе». Имея в виду один из принципов дидактики- доступность, он предлагает для начального обучения народную песню; «Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения , конечно должен быть взят соответствующий материал… Такой материал даёт народная песня, на которой и может вестись работа».[2]

« В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?»[5]

«Сладостные звуки родимой песни в душе человека ум пробуждают и чувства высокие воспитывают»,- писал Михаил Васильевич Ломоносов. «Благодаря выразительности, благозвучию, мелодическому богатству песни для крестьян были и самой искренностью, и самой задушевностью. Не от того ли и особая страсть у русского человека к песне ; и в радости, в веселье, в грусти и работе он не может без песни. Люди, сочинившие народные песни, были талантливыми - это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных народных песен. Самые давние народные песни возникли в деревнях, потом в городах. Пелись по слуху, передаваясь от одного исполнителя к другому, от поколения к поколению. Народная музыка – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера в его жизни.»[5]



Устьянская народная песня

У каждого народа своя народная музыка, особенная. И она имеет свои черты: лад, интонации ,костюмы, инструменты. «Район междуречья рек Сухоны, Ваги, Устьи, Северной Двины - одно из заповедных мест, где до наших дней сохранились бесценные памятники русской народной песенной культуры. Летом 1977 года одна из групп экспедиции Ленинградской государственной консерватории была направлена с целью предварительного обследования в Устьянский район Архангельской области. Разведка принесла интересные песенные находки, показавшие необходимость тщательного изучения местных музыкальных традиций. Эта работа была выполнена последующими экспедициями, во время которых было обследовано пятьдесят три деревни, расположенные по течению реки Устьи – правого берега Ваги . Экспедиционные материалы-около 1700 песен разных жанров. Среди них- песни лирические -1013, свадебные-96, причитания- 129, хороводные и плясовые- около 300, частушки- 53, наигрыши-4, а также репортажи о свадебном обряде-17 и др. Этот собранный материал показал, что на Устье сложилась самобытная песенная культура, тесно связанная с традициями, бытующими на Кокшеньге ,Кулое. Названные традиции, обнаруживая высокую степень общности, дают основания судить о песенности всего края, как о единой культуре, имеющей своеобразные местные формы. Так, наприме , если для кокшеньгских традиций наиболее показательны причитания и песни старинной свадьбы, сохранившей богатую в этнографическом отношении обрядовую сторону, то на Устье ведущим стал жанр лирической песни, в котором сосредоточились важнейшие особенности музыкального языка местных песенных традиций. Важной особенностью песен, записанных на Устье, является образование музыкальной формы на основе широко распетых построений. Возникновение таких распевов как конструктивных элементов напева связано с силой и протяженностью дыхания, с широким певческим диапазоном. Исключительные художественные достоинства устьянских песен несомненно ставят их в один ряд с лучшими творениями народного гения.»[6] Когда работала экспедиция. Были живы певуньи. Теперь не услышишь их многоголосного пения. В нашей деревне осталась одна бабушка певунья. Ей девяносто лет, а память у неё отличная. Сколько она знает частушек, песен. Песни долгие, по много куплетов, а частушки на все случаи жизни. В настоящее время редко услышишь народную песню, тем более Устьянскую. Интерес к народной песне среди молодёжи падает. Мы с ребятами провели небольшой опрос среди ребят. Были заданы следующие вопросы: -какую музыку вы слушаете? Какое место в вашей жизни занимает песня?, как вы относитесь к народной песне?, какие Устьянские песни вы знаете?, какие песни поют ваши родители и бабушки? Результаты опроса показали, что ребята знают только современные песни. Большинство школьников считают, что музыка нужна чтоб создать настроения. Народные песни не знают, не слушают, считают их «отстойными». Устьянских песен не мог назвать никто. Бабушки и родители поют по праздникам только современные песни. Можно сделать следующий вывод: школьники слушают только современные песни, которые порой лишены правдивости, душевности, мелодичности. Хороших текстов. Ударные ритмы, безнравственные тексты, непристойные клипы- вот что нравится современным школьникам. Больно и тревожно за народную музыку. А ведь она настоящая, правдивая, пришла к нам из далёкого прошлого. И кто, как не мы должны сохранить её для себя , для следующего поколения, для будущего. Пока живы бабушки, надо идти к ним и впитывать в себя народную мудрость, народное устьянское песенное богатство



Формирование интереса к народной музыке Устьянского края у детей младшего школьного возраста

«Фольклор- это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, мудрость и передавало их младшему поколению. Многое создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о них- своём будущем. Фольклор «обслуживает» ребёнка с самого его рождения. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, детские попевки, частушки, потешки. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами эмоции, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что красиво и что не красиво. Произведения, специально созданные для детей, составляют особую область народной поэзии- детский фольклор. И теоретики –педагоги, и воспитатели- практики неоднократно подчёркивали высокие педагогические качества адресованные детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребёнка, тонкий учёт особенностей детского восприятия , отсутствие навязчивых поучений. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни. Он отражает насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой . восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Близостью народного искусства детскому возрасту. Великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только ещё формируются. Они не являются достаточно стойкими. определёнными.Поэтому если с самого раннего детства ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает её мелодичные интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в начальный период будут постепенно накапливаться музыкально- слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру , повлияет на формирование нравственной идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать.»[3] Как сказал Борис Астафьев: «Уважение к народной песне само по себе не появится, как не может появиться интерес в результате лишь того, что мы постоянно будем говорить, что « это- высокохудожественная музыка», перед которой все должны беспрекословно преклоняться». Он пишет : «Надо помнить одно: нельзя рассчитывать в современной школе ни на инстинктивную любовь к народной песне, ни на интеллектуальное постижение её эстетико- художественных красот…», нельзя внедрить в сознание учащихся насильно уважение к тому, что не воспринято непроизвольно и свободно». «Отсутствие систематического слушания музыки своего края . неумение применять на уроках различные приёмы, которые могут увлечь детей этой музыкой , является одними из причин того, что дети не испытывают к ней достаточного интереса, а следовательно , родная песня не воздействует на их чувства и не вызывает эмоциональной отзывчивости. Необходимым условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности как на уроках(хоровое пение, музыкально- ритмические движения, игры, слушание музыки, музыкальная грамота, пение по нотам), так и во внеклассной работе. В народной песне прекрасный музыкальный материал для дальнейшего укрепления и развития эстетических чувств и переживаний учащихся, для расширения их кругозора и повышения их культурного уровня.[2] Такими методами, стимулировавшими интерес к народному творчеству могут быть следующие методы:

- разучивание и исполнение Устьянских песен;

- беседы о музыкальных традициях края, о его прошлом;

- чтение и слушание Устьянских былин;

- «живую речь Устьи»( истории, пословицы, устойчивые выражения);

- сольфеджирование музыкальных фраз Устьянских песен;

- постановка музыкальных спектаклей;

-просмотр записей с народных гуляний, традиционного местного праздника «Прокопьева дня»

И в заключении, необходимо отметить следующее:

- учитывая, что младший возраст является особенно перспективным в развитии музыкальой восприимчивости, необходима достаточная музыкальная нагрузка на память детей, которая создаёт запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке

-музыкально=эстетический вкус будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать(слушать, петь) музыку своего края;

Подбирая доступный детям материал можно работать по следующим темам:

-В 1 классе- малые жанры фольклора: загадки, игры ( Дрёма. Колечко), сказки (Из собрания местной собирательницы фольклора М.И.Шалауровой) маленькие песенки( Катенька, Козлик).

-Во 2 классе- былины (из собрания сочинений Собирательницы местного фольклора М.И.Шалауровой) , народные инструменты ( местные свистульки, гармоника, балалайка), песни (И шёл козёл по лесу, Лодочка) , народное творчество родного края

-В 3 классе-былины( продолжаем знакомиться с былинами М.И. Шалауровой),песни( Прялица, На горе- то калина), частушки, народное творчество родного края( Народный хор им. Л.И.Цукановой)

-4 класс- Устьянские былины М.И. Шалауровой, частушки, песни( Верба, Шили девицы ковёр), народное творчество( Череновские бабушки- певуньи, покорившие Америку)

В декабре проводится фестиваль фольклора. Ребята готовят костюмы, небольшое выступление, в котором обязательное исполнение Устьянской народной песни, рассказ о каком- то празднике, исполнение загадок, поговорок. На празднике всегда звучит народная песня, предлагаются игры, готовятся столы с местными явствами.

Второй фольклорный праздник проводится в зимние каникулы. Делается звезда, готовится небольшое выступление( колядки, хоровод, частушки), дети гримируются , чтобы их не узнали.

Нравится детям и праздник Широкая Масленица. Опять готовится выступления, пекутся блины, приглашаются местные гармонисты.

В июне, когда у детей летняя площадка, в нашей школе проводится праздник Берёзка. Заранее готовятся костюмы, представление. На красивом угоре выбирается лучшая берёзка, вокруг которой разворачивается действие. Исполняются народные песни, водятся хороводы, дети украшают берёзку, загадывают желания, проводятся игры, плетутся венки и тд.



Формирование интереса к народной устьянской музыке у подростков

«Каждый возрастной период развития ребёнка отмечен своими специфическими особенностями. Общепринято считать, что подростковым возрастом является возраст детей от 12- 14 лет. По признанию ряда психологов , основной деятельностью ребёнка данного возраста является учение- приобретение и накопление систематических знаний об окружающем мире, природе и обществе, интеллектуальное развитие, и, конечно же, музыкальное развитие. В этом же возрасте дети начинают увлекаться не высококачественной музыкой, слушают отечественную и зарубежную «попсу», исконно русскую народную не воспринимают всерьёз . Подростки перестают проявлять интерес к фольклору. На подростков оказывает влияние массовая молодёжная культура. Исполнение народных песен не является показателем признания в среде одноклассников. Это осложняет межличностные отношения. Что- то было упущено педагогикой 20 лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали.»[1] Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить полевые цветы. Если, усевшись рядышком, можем спеть ни одной народной песни от начала до конца, тем более- Устьянской. « Серьёзную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние на ребят. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной край, народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит , вырос настоящим человеком.»Успехи в деле воспитания подростков средствами фольклора есть, и немалые. Одних только фольклорных групп в Российской Федерации около 300. Необходимо освоение фольклора в общеобразовательной школе. Можно в 5- 7 классах работать по следующим темам.»[1]

5 класс- жанр народной былины, песни( Роща, рощица, Вьюн над водой), продолжаем изучать частушки, Знакомство с Устьянским народным словарём, танец «Крестики»

6 класс- М.И. Шалаурова- Сказы, песни(По деревне- то пыль столбом, Напади роса), частушки, М.И.Конева- хранительница памяти Бестужево, танец «Восьмёра»

7 класс- М.И.Романов-местный краевед, собиратель фольклора, песни( Ох, эка миленькая, да моя, Экой, то Ваня) , местные диалекты, танец Устьянка.



Формирование интереса к народноё устьянской музыке во внеурочное время

Воспитывать любовь к народной музыке, приобщить в народной культуре наших предков можно и во внеурочное время. В нашей школе создана фольклорная группа «Истоки» в среднем звене, «Мезоньки- в младшем. Группа «Истоки» непременный участник всех концертов в школе и в клубе. Обязательно выступаем на дне пожилых людей в клубе, в Доме пристарелых, где нас всегда ждут. Иногда старушки подпевают детям. Во время выступления детей у стариков на глаза наворачиваются слёзы, концерт заканчивается совместной песней.

Фольклорной группой «Истоки» подготовлена программа «Выйдем за порог- послушаем Устьянский говорок».В этой программе используются местные диалекты, дети говорят на них. Разговорная народная Устьянская речь переплетается песнями, Устьянскими танцами, байками, исполнением частушек, загадками, которые загадываются зрителям. Песни и танцы исполняются под гармонь и без неё.

Участник фольклорной группы «Истоки» Викулин Никита записал несколько песен у девяностолетней жительницы Бестужево М.И. Коневой. Эта бабушка по праву считается хранительницей памяти прошлого нашей деревни. Сколько она знает песен, а ещё больше- частушек. Её рассказ о прошлом деревни всегда переплетён канвой частушки или песни. Никита подготовил презентацию, написал научную работу «Хранительница памяти» и с этой работой выступил на районной краеведческой викторине «Историко-культурное наследие нашего края, где занял первое место. Его пригласили выступить на межзональных Романовских чтениях. Его рассказ и проникновенное пение Устьянской песни «Напади роса» не оставило никого равнодушным.

Несколько лет назад в деревне Ивашевской проходил праздник « День деревни». Ребята фольклорной группы приняли самое активное участие в подготовке и проведении этого праздника. Им было предложено вместе с хором исполнить песни мам и бабушек. Репетиции проходили в деревенской избе одной бабушки. Интересно было наблюдать за общением детей и взрослых на подобном мероприятии. На репетиции летели как на крыльях. Вместе обдумывали костюмы, придумывали сценарий, сочиняли и исполняли частушки. Праздник прошёл на ура. Главными на этом празднике были народные песни.

В этом году группа детей приобщилась к народному искусству Устьянского района, побывав на первом съезде мастеров декоративно-прикладного искусства.Это было одно из самых запоминающих мероприятий . И хозяева и гости были одеты в народные костюмы. Встречали всех с хлебом, солью. После выступлений ребят хозяевами была приготовлена обширная программа. Ребята посетили мастер- классы: Устьянская пляска, устьянская кукла, валенок, плетение из бересты, плетение из соснового корня, устьянская вышивка, ткачество. Очень интересная была подготовлена развлекательная часть с народными играми «Катание яиц», «Воротца», дети водили хороводы, слышали гармошку и устьянские песни. Затем всех пригласили на чаепитие с пирогами, северным мёдом( Устьяны- столица северного мёда) и национальным блюдом «Дёжень Ребята приняли активное участие в работе этого мероприятия. Они подготовили выступление «На красе она была поставлена». Рассказ с презентацией о Бестужевском комплексе, который когда-то украшал гору Шалимову в Бестужеве. В выступлении страничка была посвящена народному, традиционному празднику, который ежегодно проводится 21 июля. Говоря о празднике, ребята рассказали о его проведении, о песнях, которые звучат на этом празднике .Постоянными гостями праздника всегда бывают череновские бабушки. Устьянские песни в их исполнении слышали во многих городах Архангельской области, в Москве, Санкт Петербурге и даже в Америке. Ребята из группы «Истоки» встречались с участницей из Череновской фольклорной группы Лысаковой Екатериной Петровной, которая показала фотографии, дипломы, привезённые с разных конкурсов. Ребята с интересом слушали её рассказ о поездке в Соединенные Штаты Америки.

В среднем звене проводились классные часы на темы: «Им песня строить и жить помогала» «Песни помогали пережить все тяготы жизни»,- вспоминает одна из бабушек, приглашенная на это мероприятие. «Идёшь по лесу, сугробы, зябко, ведь на конях брёвна таскали. Тяжело, силы нет. А кто- то затянет народную песню и потеплеет на душе, и силы откуда- то появляются. Красно робили, красно и пели».Марья Ивановна вспоминает: «Мне ведь частушка- то ещё как помогала! Эх, как кто- то запоёт, ноги словно новыми становятся». Очень интересно прошёл и классный час «Песня душа народа». Цели этих мероприятий были увлечь народной песней, способствовать ценить её красоту, развивать музыкальную сферу учащихся, развивать практические умения исполнения народных песен. Ведь на этих мероприятиях ребята слушали живое пение своих приглашённых поющих бабушек, которых осталось совсем немного.

Заключение

В заключении хочется сказать, что это только начало работы, и она требует дальнейшего совершенствования и открывает большие возможности для нравственно- эстетического воспитания учащихся: они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь народные песни, приобщаются к песенной культуре своего края.

Хочется верить, что придёт такое время, когда дети снимут свои наушники с низкопробной попсой и запоют народную песню, которая наполнит их сердце добротой.









































Используемая литература:

  1. Возможности народных музыкальных традиций в воспитании подростка. АПН ССР –Москва 1991 94 с.

  2. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой ,;БУМ 1991

  3. Лопатина Е.Е. Методика музыкального воспитания под.ред.А.Н.Клюкова ,;Москва 1961

  4. Никитина М.И. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников,; Минск 1969с.87

  5. Народные музыкально- певческие традиции //Народная педагогика –Чебоксары

1991

6. Устьянские песни (сборник без обложки)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фольклор на уроках музыки в общеобразовательных школах

Автор: Некрасова Елена Васильевна

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки"
    ["seo_title"] => string(80) "russkii_muzykalnyi_folklor_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_dete"
    ["file_id"] => string(6) "476005"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534605346"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по музыке для 3 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-3-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246371"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446365929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства