Просмотр содержимого документа
«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки»
РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ УРОКА МУЗЫКИ
(Выступление учителя музыки Маркеевой А.Н. МОУ СОШ №5)
Вновь заиграли над рекой баяны,
Опять весёлый праздник настаёт.
Давно известны песнями Устьяны-
Народ их сотни лет уже поёт.
Ах, как водили прежде хороводы,
Звенела песня звонко и светло.
Ведь говорят – она душа народа!
И это к нам из древности пришло.
Мы не утратим песенных традиций
И сохраним, чтоб дальше передать.
Олег Борисов
Среди вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, хочется выделить в своей работе вопрос о приобщении детей к народной музыке. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают народной музыки, умирают старики - носители фольклора, обрывается нить, связывающая нас с прошлым. Нет интереса, нет и передачи информации. А ведь дети должны знать прошлое, знать культуру своей Родины. Народное творчество веками вбирало в себя культуру предков и обидно, больно будет, если этот опыт не будет передан современному поколению.
Английское слово Фольклор переводится как народная мудрость. По словам педагога Волкова Геннадия Никандровича «Фольклор для каждого человека - источник получения информации. Фольклор развивает чувство собственного достоинства и ощущение необходимости существования на земле».
Если же мы обратимся к школьникам, то их ответы на этот же вопрос будут примерно такими – фольклор это что - то старое: примитивные песни, которые поют деревенские старушки, наивные хороводы, пляски – два притопа три прихлопа.
Между тем в старинных песнях есть динамика, энергичные ритмы, напевность, душевность, есть и цветомузыка народного костюма, а главное - возможность для каждого включиться в действие: в песню, пляску, игру на музыкальных инструментах.
Со сказок, пословиц, поговорок, частушек, с умения их исполнять начинается знакомство с фольклором, необходимое для дальнейшего его восприятия, для понимания особого видения окружающего мира, «записанного» в фольклоре поколениями наших предков. Зная и понимая фольклор, мы можем вести диалог со своими близкими, друзьями,- и с теми, кто жил столетия назад…
Методы народной педагогики, такие как соединение песни с игрой, подпевания, игра на музыкальных инструментах, незаслуженно отошедшие в последние десятилетия на второй план, должны занять своё достойное место во всех формах общения с музыкой на уроке.
Вот поэтому я решила больше внимания уделять в своей работе с учениками в школе музыкальному фольклору. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его обычаи и нравы.
В своей работе я опираюсь на два основных включения фольклора в учебный процесс:
Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал «Четвертой симфонии» П.И. Чайковского и русская народная песня «Во поле береза стояла»; хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и русская народная песня «Уж как по мосту - мосточку»; тема белочки из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» и русская народная песня «Во саду ли в огороде», вариации на тему русской народной песни «Вниз по матушке по Волге» А. Даргомыжского и русская народная песня «Вниз по матушке по Волге»; «Камаринская» М.Глинки и П.Чайковского и т.д.
Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному, т.е. к подлинному фольклору, например, потешки, прибаутки, календарные песни, заклички, колыбельные, игры, хороводы. Разучиваем на уроках песни: «Светит месяц», «Калинка», «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени, мои сени», песни-игры «Бояре, а мы к вам пришли», «Пошла коза по лесу», рождественские колядки, масленичные песни, играем под эти песни на шумовых народных инструментах - ложках, трещотке, бубне, коробочке, рубеле и т.д. Важно, чтобы содержание русских народных произведений было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик, тогда и вызывает интерес к ним.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
дать детям начальное представление о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты, жизненной силы;
привить бережное отношение к культурным традициям как своего народа, так и других народов;
обеспечить знание традиционного русского поэтического и музыкального творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
познакомить с традиционными народными песнями, обрядами, обычаями;
на фольклорной основе сформировать и развивать исполнительские и творческие навыки и умения каждого ученика.
Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до конца.
Следует особо подчеркнуть приоритет воспитывающего фактора, в условиях начальной школы, когда формируется не только основа предметных знаний, но, что самое главное, умение применять их в жизненной практике.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно - образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.
Я считаю, что внимание к народному фольклору в системе детского музыкального образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей.