kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этапы процесса освоения музыкального произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над избранными произведениями русских композиторов  ХIХ века протекает в соответствии с общими закономерностями, свойственными процессу освоения любого музыкального произведения и условно подразделяются на несколько этапов. Именно эти этапы нашли описание в данной статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этапы процесса освоения музыкального произведения.»

Табылдиева С.Ж.- старший преподаватель Западно-Казахстанского государственного университета имени М.Утемисова



Этапы процесса освоения музыкального произведения.

Работа над избранными произведениями русских композиторов ХIХ века протекает в соответствии с общими закономерностями, свойственными процессу освоения любого музыкального произведения и условно подразделяются на несколько этапов. Первый — этап первоначального ознакомления с произведением. Осуществляется он в процессе чтения с листа, в котором исполнитель пытается, хотя и приблизительно, охватить произведение целиком. Формированию адекватных представлений о нём способствуют теоретико-музыковедческие сведения о композиторе, его эпохе, времени написания произведения. Если исполнитель не знаком с этим произведением, он может прослушать в концерте или аудиозаписи это или другие произведения композитора, не менее полезно прослушать несколько аналогичных произведений других композиторов. В результате возникают общие представления о характере произведения, его жанре и стиле, первоначальный охват формы. Затем учащийся подробно знакомится с текстом, изучает авторские указания и пытается проникнуть в подтекст: понять, какие мысли и чувства вдохновляли композитора, сопровождали творческий процесс.

В результате создаётся первый исполнительский проект, который будет много раз проверяться и совершенствоваться в дальнейшей работе.

Следующий этап – тщательная художественно-образная и техническая отработка деталей. Он связан в первую очередь с "разборкой" произведения на части и работой "по частям". В соответствии со сложившимися представлениями исполнитель определяет главные исполнительские средства, подбирает для их реализации соответствующие пианистические приёмы и оттачивает их. Это этап упорной технической работы, которая не должна, однако, от её художественного смысла. Вместе с разбором произведения периодически происходят и "сборки": налаживаются связи между соседними эпизодами или сопоставляются далёкие разделы.

Наконец — самый ответственный — этап создания целого. Охват формы происходит, прежде всего, во внутрислуховых представлениях исполнителя, когда он намечает общую линию развития, "увязывает" между собой эпизоды, сопоставляет кульминации, фиксирует синтаксическое строение музыкальной речи. Всё это должно служить донесению того образно-художественного замысла, который возник в начале и совершенствовался на протяжении всей работы. В целостном проигрывании исполнитель сопоставляет его с реальным результатом, корректирует художественные детали и совершенствует пианистическое мастерство.

В заключение этого этапа исполнитель готовит произведение к концертному исполнению. Именно здесь ярче всего индивидуальные особенности трактовки, налаживаются пропорции между композиторской волей и исполнительской свободой. Это требует от пианиста и художественного чутья, и технической свободы, и исполнительской воли.

Следует отметить, что описанный путь работы — лишь схема, которая изменяется в зависимости и от индивидуальности исполнителя, и от особенностей той музыки, которую он исполняет.

На первом этапе общего ознакомления с произведением интуитивному постижению образного содержания помогут знания теоретического характера — о строении, особенностях и выразительных возможностях музыкальной формы .

Большое значение на этом этапе имеет и правильное отношение к теме. Если она принадлежит к экспрессивно-характерному типу, то сама подсказывает наиболее выразительные интонации, "проецирует" певучесть звуковедения и выпуклость формы. Темы обобщенного характера создаются как бы по принципу умеренности во всех отношениях. Спокойное течение мелодии, небыстрый темп, негромкая звучность темы настраивают и пианиста на соответствующий ей характер .

К реализации формы исполнитель подключает весь арсенал выразительных средств и пианистических приемов: динамику и ритмику, различные артикуляционные штрихи, агогические отклонения и цезуры. Для создания единой линии тематического развития он использует и возможности мелодизации других голосов, выявляет полифонические приёмы изложения имитации, каноны, утверждающие тему, наконец, применяет в заключительном разделе все способы создания масштабной коды — такие, как утверждение характера темы, "разгон" движения и ускорения темпа, создание эффектов праздничности, эпической картинности, или моторно-танцевальной активности. Главное требование при этом — соответствие композиторскому замыслу и закономерности формы исполняемого произведения.

Заключительный этап работы предоставляет исполнителю и возможности выявления собственного отношения к изучаемой музыке, индивидуального своеобразия своей трактовки. Пианист может по-разному представить структуру темы, придать разный смысл её интонациям, может, не меняя мелодии, сообщить различный характер, сыграв чуть быстрее или медленнее, громче или тише, отрывисто или связно; выдвигая на передний план то одни, то другие интонации, он может подчёркивать в ней новые ладовые оттенки. Это может выражаться в более или менее выпуклом дальнейшем исполнении темы — подчеркивании или нивелировании ее "метаморфоз", усилении или ослаблении влияния контекста, использовании динамических и тембровых возможностей для достижения различных целей при создании целого — от "перекраски", не изменяющий уровень тематического развития, до больших нарастаний, включающих вариации в единый поток.

Даже к трактовке целого возможны различные подходы в зависимости от индивидуальности исполнителя. Если пианист видит в цикле в большей мере цепь родственных миниатюр, то он подчёркивает индивидуальный характер каждой вариации, стремится к общему разнообразию. Если же он пытается донести до слушателя единую линию образного и конструктивного развития, то он должен решить проблему создания формы целого: с помощью вышеописанных приемов преодолеть самостоятельность каждой вариации и "мозаичность" целостной музыкальной картины.

Наконец, следует сказать о той последовательности, систематической и упорной технической работе пианиста, которая и позволяет ему реализовать и собственные "задумки", и композиторский замысел в целом. Вариационные циклы предоставляют ему богатейшие возможности для совершенствования пианистического мастерства: орнаментальные — развивают в первую очередь мелкую технику и связанные с ней виртуозные качества, жанрово-характерные — приобщают к разным видам техники.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этапы процесса освоения музыкального произведения.

Автор: Табылдиева Салтанат Жоламановна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Методическая разработка урока"
    ["seo_title"] => string(35) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_3"
    ["file_id"] => string(6) "470861"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527125835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Статья «Музыкально - ритмические движения как средство повышения двигательной активности у детей на музыкальных занятиях»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_muzykal_no_ritmichieskiie_dvizhieniia_kak_sriedstvo_povyshieniia_dvighat"
    ["file_id"] => string(6) "423514"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498814610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Приёмы правильного разбора музыкального произведения на начальном этапе обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomypravilnoghorazboramuzykalnoghoproizviedieniiananachalnometapieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "273389"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452196380"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по музыке для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "273173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452165191"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_muzykalnogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnykh_vid"
    ["file_id"] => string(6) "593159"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638335629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства