kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы правильного разбора музыкального произведения на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Когда ребёнок начинает заниматься музыкой, у него появляется много новых задач: следить за посадкой, за постановкой рук, изучение нотной грамоты, освоение приёмов звукоизвлечения. Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям? Как сделать так, чтобы работа над музыкальным произведением не казалась однообразной и доставляла радость? Путь к этому один – научить ребёнка правильно разбирать и разучивать музыкальный материал. А сам процесс разучивания сделать интересным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы правильного разбора музыкального произведения на начальном этапе обучения»

Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения

на начальном этапе обучения



Когда ребёнок начинает заниматься музыкой, у него появляется много новых задач: следить за посадкой, за постановкой рук, изучение нотной грамоты, освоение приёмов звукоизвлечения. Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям? Как сделать так, чтобы работа над музыкальным произведением не казалась однообразной и доставляла радость? Путь к этому один – научить ребёнка правильно разбирать и разучивать музыкальный материал. А сам процесс разучивания сделать интересным.

Правильный разбор является очень важным этапом в работе над музыкальным произведением. Если ребёнок застревает на этом этапе, то меньше времени остаётся на работу над техническими трудностями, над музыкальным образом. Вот почему необходимо учить ребёнка разбору с первых шагов, занимаясь этим систематически на уроках. В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру и по техническим задачам и ясные по строению музыкальной ткани.

Главная цель при этом заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Важная роль принадлежит анализу текста.

1. Вначале необходимо визуально определить повторяющиеся места и пометить их условными обозначениями. Например: одни повторяющиеся такты обвести кружком, другие пометить крестом и т.д. Или делать пометки разноцветными карандашами. Благодаря этому достаточно объёмная пьеса фактически может сократиться вдвое. Это важно для маленьких детей, когда педагог переходит с ними от работы над односточными пьесами к пьесам более длинным.

2. Следует добиваться восприятия нотного текста сразу группами по несколько нот в зависимости от того, как они укладываются в мотивы. Если это постепенное движение, то определяется направления – вверх, вниз. Примеры: «Во поле берёза стояла», «Как под горкой под горой». Сразу же определяется характер музыки и выбирается соответствующее звукоизвлечение.

3. Перед тем, как будут сыграны на инструменте первые группы, можно произнести названия нот вслух.

4. Также необходимо показать ребёнку, как выглядят визуально аккорды, расположенные по терцовому принципу на нотном стане (когда ноты находятся на соседних линейках друг над другом – это всегда терция).

5. Следует показать, как выглядят в нотах секунды – они расположены чуть наискось.

По существу, разбор группами начинается до того, как ученик освоит нотную грамоту. Вначале преподаватель занимается с ребёнком подбором по слуху, используя метод показа с рук. При этом мелодия не дробится на отдельные ноты, а показывается целиком или фразами в зависимости от восприимчивости ученика. Чем больше принцип разбора по нотам будет приближен к подбору по слуху или показу с рук, тем лучше, т.к. тогда в процессе разбора будет меньше промежуточных звеньев.

Сокращение времени разучивания музыкального произведения невозможно без хорошо развитого навыка чтения нот с листа. Начинать развивать этот навык можно, когда ученик знаком только с названиями клавиш. Педагог медленно произносит названия клавиш, а ученик плавно и непрерывно извлекает звуки. При этом тренируется длительная концентрация внимания, и отрабатываются элементарные способы звукоизвлечения и игровые движения.

Как только ученик усвоит ноты и простейшие ритмические деления, можно начинать играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой как мелодически, так и ритмически и располагаться в удобной позиции. Хорошо, если партия педагога представляет ровную пульсацию, заменяя ученику счёт.

Вначале процесс чтения протекает очень медленно. Внимание ученика перегружено, а слух пассивен. Он воспринимает ноту только после её извлечения. Но в дальнейшем, если вести целенаправленную работу в этом направлении, зрительное восприятие начнёт ассоциироваться со звуковысотным, а нотный знак с соответствующей клавишей. В результате весть процесс проходит значительно быстрее и вскоре укладывается в одно действие.

В работе над фактурой, построенной на разложенных аккордах, очень помогает аккордовое мышление. Оно облегчает разучивание сложных гармонических построений и способствует установлению правильного соотношения звучности между мелодией и сопровождением. Также помогает решить эту задачу исполнение аккомпанирующей партии не нажимая клавиши, а только едва к ним прикасаясь, в то время, как мелодическая партия исполняется полноценным звуком. Также можно исполнять аккомпанемент на клавиатуре, а мелодию пропевать голосом. Такая работа активизирует слух, развивает концентрацию внимания и способствует координации движений.

Чтобы проверить, насколько ученик освоил нотный материал, можно попросить его сыграть наизусть в многоплановой пьесе одну мелодию, мелодию с басом, или партию только правой руки (при этом педагог играет партию левой руки), а затем только левой руки. Очень часто ученик затрудняется сделать это, хотя пьеса давно соединена двумя руками и выучена наизусть.

Рассмотренные выше способы разбора музыкального материала значительно сокращают первоначальную стадию работы над музыкальным произведением, высвобождая время для работы над техническими трудностями и музыкальными образами.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приёмы правильного разбора музыкального произведения на начальном этапе обучения

Автор: Кустубаева Гульсина Фандасовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "особенности первого этапа работы над музыкальным произведением "
    ["seo_title"] => string(68) "osobiennosti-piervogho-etapa-raboty-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "227907"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441010311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Подготовка ученика к открытому выступлению "
    ["seo_title"] => string(47) "podghotovka-uchienika-k-otkrytomu-vystuplieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "217377"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433327813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства