kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Эффект Моцарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа знакомит с биографией и творчеством Моцарта. В чём загадка влияния музыки Моцарта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Эффект Моцарта"»




«Эффект Моцарта»













Работу выполнил: Крепышева Ольга Владимировна, учитель музыки МБОУ «СОШ№28» г. Чебоксары Чувашской Республики









ры, 2017





















Чебоксары 2023г.















Содержание:



I. Введение………………………………………………………………........3


II. Основная часть………………………………………………………........4


1.Ребёнок - вундеркинд. …………………………………………………….4-6


2.Юность гения ……………………………….……….…………………….6-7


3.Вклад в мировую культуру…………………….……………………….....7-8

4. Тайны гения………………………………………………………………..9-10

III. Заключение…………………………………………………………….... 11


IV. Список интернет - ресурсов…………………………………….……....12


V. Приложения……………………………………………………………...13-15




























1.Введение

«Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки». Б. Асафьев.

Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки выделялся ранним расцветом мощного и всестороннего дарования. Интересна судьба композитора – от триумфа вундеркинда до тяжелой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной зрелостью художника, который предпочел необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки. ЛМА

Музыка Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Его музыку называли «языком души, которым говорит бесконечность».

Ярко охарактеризовал искусство великого композитора Д. Д. Шостакович: «Моцарт – это – молодость музыки, это вечный юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

В наши дни музыка композитора звучит в концертных залах, оперных театрах. Произведения Моцарта обязательны в программах консерваторий, международных конкурсов. О Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной, но в то же время полной труда и огорчений жизни.

Музыку Моцарта мы слушали ещё в начальной школе, она очень красива, нравится всем. Вот поэтому мне и захотелось разобраться, в чём же её «секрет».

Актуальность темы: Формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на благоприятном воздействии музыки на организм человека.


Объект исследования: Творчество В. А. Моцарта


Предмет исследования: Содержание музыкальных произведений, литературы, анализирующей творчество композитора.


Цель: Понять, в чём же заключается «эффект Моцарта»

Задачи: 1.Систематизировать теоретический материал, изучив определённую литературу по данной теме.

2.Вызвать эмоциональный отклик от произведений В. А. Моцарта

3.Научиться анализировать музыкальные произведения


Гипотеза: Высокохудожественное произведение благотворно влияет на человека


Методы исследования: Поисковый, системный анализ текста, обобщение, сравнение, сбор информации.


Результат исследования: Популяризация произведений В.А. Моцарта


II. Основная часть

Музыка Моцарта –

Вечность ожившая,

Льётся, играет, летит!

Музыка Моцарта,

Миру служившая,

Время она победит!

Музыка Моцарта

В сердце у каждого

Чистой струною звенит!

В музыке Моцарта,

В звуках волшебных,

Солнечный лучик блестит!

Тихон Чурилин


Глава 1 «Ребёнок – вундеркинд»

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января в 1756 году в старинном городе Зальцбурге, расположенном на берегах живописной реки Зальцах. Детство Амадея было довольно счастливым. Он родился в семье музыканта, и отец, Леопольд Моцарт, бывший придворным музыкантом архиепископа Зальцбурга, сам мог дать своему гениальному сыну хорошее образование. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Помимо того, отец был превосходным педагогом. Мать Моцарта была очень общительной, жизнерадостной женщиной. Она любила, когда ее окружали друзья, соседи, дети. Старшая сестра Амадея Мария - Анна имела прекрасный голос и слух. Отец начал заниматься с нею на клавире. Это произвело большое впечатление на мальчугана, которому было около трех лет. Все, кто знал В. Моцарта, уже в самые ранние годы смотрели на него, как на чудо. В три года, он, с трудом взбираясь на стул возле клавесина, мог повторить двумя руками только что сыгранную отцом пьесу. В четыре года он уже сочинял собственные пьесы, но, еще не умея записывать ноты, «диктовал» их, то есть играл на клавесине своему отцу, а тот записывал их на нотную бумагу. К шести годам В. Моцарт стал настоящим виртуозом – клавесинистом и автором многих сочинений для разных инструментов.

Его феноминальная природная музыкальность привела отца – Леопольда Моцарта – к мысли попытать счаcтья в организации концертных выступлений сына. И в возрасте шести лет Амадей совершил свою первую концертную поездку. Первое концертное путешествие длилось почти три года. Моцарты посетили Мюнхен, Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву. Концерты Вольфганга и его сестры Марии-Анны проходили с триумфальным успехом.

Дети вызывали восхищение и удивление. Да можно ли было не восхищаться маленьким виртуозом, который играл на клавесине, скрипке, органе, импровизировал на заданную тему. Моцарт от природы обладал чрезвычайной “беглостью” пальцев рук, к тому же этот дар он постоянно развивал. Особенно поражала слушателей на концерта удивительная виртуозность его левой руки. В семь лет маленький музыкант был уже известен во многих странах Европы. По словам отца, в восемь лет он знал и умел все, что можно было требовать от профессора сорока лет , и уже написал свою I симфонию, а в 12 лет I оперу. Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. Но во всем остальном он оставался обычным ребенком – шалуном, веселым, добрым и послушным сыном.

После возвращения на родину в1766 году, завоевав Европу, маленького В. Моцарта называли не иначе, как «чудо XVIII века».

Но долгожданный отдых длился не долго. Начались усиленные занятия композицией, работа над концертными программами. Наряду с этим Вольфганг занимался историей, географией, рисованием. Большой интерес вызывала у мальчика арифметика. С увлечением расписывал он цифрами столы, стулья и стены комнат! Тщательно продолжал изучать иностранные языки – французский, английский, латинский, итальянский.

А тем временем поступали заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне с взрослыми усиленно сочинял музыку.

Отец решил отвезти Вольфганга в Италию. Итальянцев поразил и фантастически тонкий слух В. Моцарта и его гениальная музыкальная память (исполнение наизусть «Мизерере» Аллегри).

В 14 лет Моцарта избирают академиком Болонской музыкальной академии за сочинение в течение 30 минут сложнейшего многоголосного произведения.

За время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Особенно часто он посещал оперы, концерты, народные празднества, тщательно изучал манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку.

В марте 1773 года Вольфганг навсегда покидает Италию. Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, остается позади. Начинается новая полоса жизни.

Глава 2. «Юность гения»

Вольфгангу 17 лет. Это невысокий, худощавый юноша с тонкими, хотя и не очень правильными чертами лица. Большие серые глаза смотрят задумчиво и серьезно. В Зальцбурге началась для композитора взрослая жизнь, полная творчества и несбывшихся надежд. Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим путешествиям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Как и отец, В. Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа в Зальцбурге. Каждое утро он должен был вместе с другими слугами стоять в передней хозяина и ждать распоряжений на день. Но Моцарт мечтал сочинять оперы, мечтал о жизни, насыщенной, интересной, серьезной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях. С величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг отправляется вместе с матерью в Париж. Ему уже 22 года. Неужели во Франции не захотят вспомнить чудо-ребенка?

Но в Париже не нашлось места для В. Моцарта. Его попытки устроить концерт или получить заказ на оперу остались без результата. Он жил в скромном номере гостиницы и добывал средства на существование, давая за гроши уроки музыки. В довершение ко всему, не перенеся лишений, заболела и умерла его мать. В. Моцарт был в отчаянии. Впереди ожидало еще большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге. Творческим результатом поездки в Париж были пять замечательных сонат для клавира, в которых заметны зрелость и талант композитора. Вольфганг подал прошение об отставке. Зато как радостно стало на душе, когда наступили дни свободы. Вольфганг приехал в Вену и с воодушевлением взялся за работу. Он писал, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой. Он был неутомим!

Это было в 1781 году. В. Моцарт писал отцу из Вены: «Счастье мое начинается только теперь». В первый год в Вене появилась его опера «Похищение из Сераля».

Почти в это же время он женится на Констанце Вебер, женщине веселого, мягкого характера. Он был полон любви и благодарности к жене, пришедшей ему на помощь в трудные минуты его жизни.



Глава 3. Вклад в мировую культуру

В последние годы жизни из-под пера В. Моцарта одно за другим выходили гениальные произведения. Это были оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная Флейта», вызывавшие неизменный восторг и восхищение. Герои его опер были живыми людьми, и правдивость образов покоряла слушателей. В этот период ему хотелось активно работать, писать музыку, заниматься исполнительской деятельностью. Он участвовал в концертах, устраивал свои академии. Это принесло ему славу первого виртуоза своего времени. В эти годы В. Моцарт достиг вершины мастерства в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три свои последние, лучшие симфонии. Различные по характеру, все три произведения гениальны по своей музыке. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру. Музыка Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.

Последнее произведение – «Реквием», датированный в хронологии произведений Моцарта номером «К626». Реквием (от латинского слова «requiem» - «покой») – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в всё черное, не захотел называть своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знаменитого вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Всего этого Моцарт не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

Произведение это стало лебединой песней композитора. Болезнь и смерть ему не дали завершить творение. В этой гениальной музыке он раскрыл свою глубокую любовь к людям. И сегодня это одно из самых известных сочинений композитора. Создание Реквиема отняло у Вольфганга последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей оперы «Волшебная флейта», которая с блестящим успехом исполнялась в то время в Вене. С часами в руках он мысленно следил за развитием действия.

Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь гениального австрийского композитора.

Моцарт - представитель венской классической школы, его творчество – музыкальная вершина XVIII века, детище эпохи просвещения. В музыке В. Моцарта сохранены изящество и нежность галантного стиля. Творческая мысль композитора сосредоточена на углубленном выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности.

Подлинная слава пришла к композитору после его смерти. Моцарта стало символом высшей музыкальной одаренности, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Лишь в ХХ веке были по-настоящему восприняты, осознаны и по достоинству оценены и удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, и их глубочайшая внутренняя трагичность, органически соседствующая с внешней безмятежностью, “солнечностью” мажорных композиций и фрагментов, и какая-то “неземная” – Высшая – гармония, царящая буквально во всех его творениях.

Основные сочинения композитора:

19 опер;

Реквием;

Около 50 симфоний;

21 концерт для клавира с оркестром;

5 концертов для скрипки с оркестром;

Концерты с сопровождением оркестра для флейты, кларнета, фагота, валторны, флейты с арфой;

Струнные квартеты и квинтеты;

Сонаты для скрипки и клавира, сонаты для клавира;

Фантазии, вариации, рондо, менуэты для клавира.





Глава 4 «Тайны гения»

Спросил у гениальности талант;

Скажи, ну в чем твои заслуги,

Что так тебя возносят люди,

И боги курят фимиам?


Подумав, гениальность отвечала:

Я только лишь послушное дитя,

Совместный плод усердия и труда.

С того союза есть меня начало.


За свою жизнь Моцарт успел написать более 600 произведений, добившись успеха во всех классических музыкальных жанрах, существовавших на тот момент. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Тайн у гениального композитора действительно много и одна из них - это так называемый «Эффект Моцарта». Учёные ломают голову, стараясь найти ответ на вопрос, почему именно музыка гения так благотворно влияет за здоровье человека? Почему, слушая его произведения, мы успокаиваемся и начинаем лучше мыслить?


Я провела небольшой эксперимент: на уроках музыки в разных классах (с 1 по 6 классы) дети слушали разные произведения Моцарта. Но все они были едины во мнении, что музыка Моцарта им нравится, потому что она красивая, даже если она грустная, то эта грусть светлая. И от этой музыки на душе хорошо, спокойно и легко.


Музыкального гения, которого можно сравнить с Моцартом, в истории отыскать невероятно трудно, и нет сомнений в том, что он является одним из величайших музыкантов в мире.


«Музыка – это тишина, которая живёт между звуками», говорил Моцарт.

Если же говорить серьезно, то проблема - что такое гениальность, как её определить и измерить, волнует многие поколения. Но до сих пор нет даже чёткого определения и внятного понимания, чем гениальная личность отличается от талантливой, одарённой или выдающейся. (Приложение 1)

Одно из приемлемых определений: талант создаёт выдающееся произведение либо, опираясь на достижения предшественников, доводит определённый жанр до совершенства, а гений - открывает новые области и направления, которых до него не существовало. Иногда он опирается на достижения предшественников, а иногда и нет. И это самый неоспоримый гений, - тот который может создать нечто принципиально новое, чего до него не было вообще. Как Эйнштейн со своей теорией относительности.

Стадии развития способности:

Задатки

Способности

Одаренность

Талант

Гениальность


Талант – это очевидная способность человека к какой-то деятельности, которую можно довести до совершенства, прикладывая усилия в течение определенного времени. Талант — это 10% одаренности и 90% процентов труда.

Врожденная склонность к какому-то виду деятельности и называется одаренностью.


Психологи выделяют 7 признаков гениальности:

Креативное мышление

Высокая продуктивность в узконаправленной сфере

Осознание особенного призвания

Настойчивость

Уверенность в себе

Интуитивное мышление

Особый взгляд на мир и врождённые способности


Музыкальные таланты и гении в силу своих дарований расширяют и совершенствуют уже существующие формы и стили, иногда придумывают что-то своё - но это не кардинальные новации.


По мнению скрипача, пианиста, музыковеда, популяризатора классической музыки Михаила Казиника, «Эффект Моцарта» заключатся в том, что

чем больше человек услышит музыки Моцарта, тем больше она поможет мозгу, сердцу, гармонии в решении современных проблем. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, одно отвечает за логику, второе за эмоции. «Эффект Моцарта» заключается, в том, что, когда человек слушает музыку Моцарта, оба этих полушария начинают работать вместе. Чем раньше человек наполнит мозг великой музыкой, тем ярче проявится его мышление, его знания, тем легче он будет воспринимать с глубиной великую сложность мира и превращать её в гармонию.








III Заключение


Музыка является самым художественным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку или исполняя музыкальные произведения, дети познают себя и развивают свои способности. Музыкальное искусство помогает испытывать чувство эстетического наслаждения, творческого переживания.


Музыка - это залог нашей цивилизации, её гордость, её понимание Вселенной, её свет.


Творчество Моцарта стало для многих последующих поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны человеческого бытия, представляя их в прекрасной и совершенной гармонии. Его музыкальные произведения - воплощение самого духа музыки, ее величайшего и совершеннейшего лика. В них есть все: сила, страсть, трагическое чувство и в то же время нежность, глубина. Его музыка звучит с экранов телевизоров, в концертных залах, в кинофильмах, что подтверждает ее современность, необходимость для нынешних и будущих поколений.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Эффект Моцарта"

Автор: Крепышева Ольга Владимировна

Дата: 31.08.2023

Номер свидетельства: 636184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Терапевтические возможности музыкального искусства. "
    ["seo_title"] => string(57) "tierapievtichieskiie-vozmozhnosti-muzykal-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "170705"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423581327"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Исследовательская работа  «Как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся» "
    ["seo_title"] => string(121) "issliedovatiel-skaia-rabota-kak-muzyka-vliiaiet-na-uchiebnuiu-dieiatiel-nost-i-emotsional-noie-sostoianiie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "112572"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408732750"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Классный час на тему "Память" "
    ["seo_title"] => string(29) "klassnyi-chas-na-tiemu-pamiat"
    ["file_id"] => string(6) "150805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420558039"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Выступление «Воздействие музыки на организм человека»: «Эффект Моцарта» "
    ["seo_title"] => string(76) "vystuplieniie-vozdieistviie-muzyki-na-orghanizm-chielovieka-effiekt-motsarta"
    ["file_id"] => string(6) "234320"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443422248"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Исследовательский проект на тему "Поющие бокалы" "
    ["seo_title"] => string(55) "issliedovatiel-skii-proiekt-na-tiemu-poiushchiie-bokaly"
    ["file_id"] => string(6) "188203"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426622494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства