Классный час «Память»
Цель: ознакомление обучающихся с различными способами тренировки и укрепления памяти для хорошей успеваемости в школе и успешности в жизни.
Задачи:
- познакомить с понятиями «память», типы памяти;
- объяснить необходимость развития памяти для успешного обучения в школе и успешности в жизни;
- провести практикум по освоению различных способов тренировки памяти;
- отработка навыков работы в группе.
Ход мероприятия:
Учитель: тема нашего классного часа зашифрована в ребусе, который сейчас перед вами. Разгадайте его (работа в малых группах).
Ребус: картинка, где зашифровано слово "память")
Учитель: на доске определение понятия «память».
«Память — это способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить информацию и опыт»
Учитель: почему мы уделяем время этому понятию?
- без запоминания не возможно обучение.
Учитель: существуют различные типы памяти, например зрительная, слуховая, моторно - двигательная и другие. У разных людей может быть развит лучше тот или иной тип памяти. Мы провели до занятия эксперимент, который позволил выявить преобладающий тип памяти у трех обучающихся.
Результаты эксперимента.
Методика «Определения типа памяти» у обучающихся.
Цель: определить преобладающий тип памяти.
Оборудование: четыре ряда слов на отдельных карточках, секундомер.
зрительная слуховая моторно — двигательная комбинированная
самолет
ручка
груша
зима
свеча
поле
молния
орех
сковородка
утка машина
яблоко
карандаш
весна
лампа
лес
дождь
цветок
кастрюля
попугай пароход
слива
линейка
лето
абажур
река
гром
ягода
тарелка
гусь поезд
вишня
тетрадь
осень
торшер
поляна
гроза
гриб
чашка
курица
Порядок исследования: слова первой колонки зачитываются учителем; второй — ученик читает сам про себя, третьей — учитель зачитывает, а ученик записывает на листочке, затем воспроизводит на память; четвертой — слова зачитываются учителем, затем ученик их переписывает на лист бумаги и через некоторое время — воспроизводит.
Отдых после каждого ряда слов 10 минут.
Обработка и анализ результатов: тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов.
Учитель: можно определить не только преобладающий тип памяти, но и объем памяти.
Тест на «Определение объема памяти»
Методика проведения теста:
Зачитывается 10 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемых в данный момент. Обучающиеся воспроизводят слова письменно.
Продуктивность запоминания вычисляется по формуле:
количество правильно воспроизведенных слов : общее количество слов . 100%
Учитель: -каша, татуировка, любовь, ножницы, совесть, глина, словарь, масло, украинец, экономка.
Подведение итогов эксперимента.
Учитель: приведу интересные факты о людях, обладавших феноменальной памятью:
* кардинал Меццофанти знал 100 языков;
* Наполеон читал со скоростью 2000 слов в минуту, при этом прочитанное запоминал;
* археологу Г. Шлиману требовалось от 6 до 8 недель, чтобы изучить новый язык...
Каждый человек может развить свою память, тренируя ее. Как? Это мы выявим в ходе игры.
Игра на развитие памяти «Мой любимый фрукт»:
Дети встают в круг. Первый называет свой любимый фрукт. Следующий участник называет свой фрукт и повторяет предыдущее название, которые произносились в кругу.
Учитель: запоминание учебного материала требует неоднократного повторения.
Этот вывод могут сделать сами обучающиеся.
Учитель: а теперь я прочитаю стихотворение Агнии Барто «Сережа учит уроки», а вы скажите что помешало мальчику запомнить географию:
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр.
Серёжа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтёр,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он лётчик.
Но вот уже зажёгся свет
И заработал счётчик.
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь —
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём,
Пришёл домой не скоро,
Часам примерно к четырём
Он вспомнил про озёра.
Он взял опять свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжкин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Серёжкина тетрадь
В десятый раз открыта.
— Как много стали задавать!—
Вдруг он сказал сердито.—
Сижу над книжкой до сих пор
И всё не выучил озёр
Так что же помешало Сереже выучит географию?
- Сережа был невнимателен, постоянно отвлекался.
Учитель: о каких правилах лучшего запоминания учебного материала мы еще не сказали?
- повторять материал вслух;
- находить «опорные пункты» в тексте, которые будут потом ориентиром при вспоминании материала;
- придумывать примеры, чтобы не было механического запоминания;
- делать небольшие перерывы между предметами;
- заниматься систематически, чтобы память развивалась;
- больше физической активности, движений, так как кислород улучшает память;
- чаще улыбаться — смех способствует выработке эндорфинов, которые заряжают мозг и снижают напряжение;
- фантазировать — игры с собственным воображением положительно влияют на мыслительные процессы;
- слушать классическую музыку - «эффект Моцарта»,которая также положительно влияет на мыслительные процессы...
Учитель: ученые считают, что универсальных способов улучшения памяти нет. Человек должен сам выбрать те из них, которые ему кажутся наиболее эффективными. Но при этом ученые дают совет — правильно питаться. Оказывается однообразная пища, повторяющаяся изо дня в день, может замедлить работу памяти. Считается, что память развивается до 25 лет. Пик работы мозга и процесса запоминания приходится на 19 — 20 лет. Затем наступает стабильный период. После 50 лет функция памяти начинает угасать.
Вывод по окончанию занятия:
- память можно и нужно развивать, она залог хорошей успеваемости в школе и успешности в жизни.