«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях».Этими словами Л.В.Горюновой я руководствуюсь в преподавании музыки.
С 2011года в нашей школе введен федеральный государственный образовательный стандарт начального образования нового поколения. И в рамках этого стандарта я перешла на программу музыки В.О.Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. С 3 по 9 класс, продолжаю работать по программе авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак . Цели и задачи обеих программ сходятся в одном : это воспитание духовно-нравственной личности обучающегося.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Универсальные учебные действия по предмету музыка обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, отстаивать свою эстетическую позицию: в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки »
Духовно-нравственное воспитание на уроке музыки и
во внеурочной деятельности.
«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях».Этими словами Л.В.Горюновой я руководствуюсь в преподавании музыки.
С 2011года в нашей школе введен федеральный государственный образовательный стандарт начального образования нового поколения. И в рамках этого стандарта я перешла на программу музыки В.О.Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. С 3 по 9 класс, продолжаю работать по программе авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак . Цели и задачи обеих программ сходятся в одном : это воспитание духовно-нравственной личности обучающегося.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Универсальные учебные действия по предмету музыка обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, отстаивать свою эстетическую позицию: в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
На уроках музыки, я пытаюсь формировать духовный мир ребёнка в соответствии с метапредметными результатами, показать жизнь, представленную языком Искусства, Музыки и Народной философией; соотношу материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, изобразительного искусства, истории, географии. Я обращаюсь к произведениям живописи, поэзии, прозы, к произведениям прикладного искусства, к народным традициям, обрядам, к фольклору, архитектурным, скульптурным шедеврам.
Например в 5 классе большой раздел « Музыкальная живопись сказок и былин», в котором одна из тем « Тема богатырей». Учебник кроме музыкальных произведений А. Бородина симфонии №2 « Богатырская» Iч., М.Мусоргского «Богатырские ворота» предлагает зрительный, художественный ряд и я обращаюсь к картинам В.Васнецова « Богатыри», И. Билибина « Илья Муромец и Соловей разбойник». Для закрепления материала дети самостоятельно находят литературный ряд на тему богатырей, обращаясь к сказкам, былинам. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность.
Я предлагаю обучающимся на уроках следующие виды деятельности:
- слушание музыки,
- исполнительскую деятельность,(это может быть пение, пластика,
ритмические упражнения, танцы и др.)
- хоровое, ансамблевое и сольное пение. ( внеклассная работа)
Слушание музыки.
Основой всех музыкальных произведений, являются чувства, эмоции, настроение, поэтому главным героем на моём уроке становится сам ребенок - ЧЕЛОВЕК со своим миром чувств, переживаний. Учитывая, что психологическими механизмами восприятия музыки являются эмоциональная отзывчивость, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, а также сформированность способности к творчеству, вывожу основные функции этого вида деятельности:
чувствуем, ощущаем оцениваем музыку общаемся преобразуемся познаем мир и себя
Я разделяю точку зрения древних философов античности, считающих, что человек, переживая вместе с героями, получает очищение души через искусство, так называемый « катарсис».Например на уроке, слушая симфоническую сюиту « Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского, обучающиеся переживают вместе с героями чудовищную трагедию. И тем самым переживают катарсис.
Моим жизненным кредо являются слова Ромена Ролана «Всё сущее на земле есть музыка, нужно только её услышать» В первом классе с первого урока я учу детей слушать тишину, и как много удивительных звуков мы слышим. Ребята анализируют их, разделяя звуки на музыкальные и шумовые.
На уроках я стараюсь погрузить ребят в музыкальный образ жизни, где есть возможность погрузить их в мир чувств другого человека - композитора, одноклассника, учителя... ( тема «Музыкальный образ» проходит с 1по 9класс) Коллективная игра на музыкальных инструментах (клавишных, духовых...) является необходимым помощником в этом случае. Я иду и другим путём- использую - пластическое интонирование. В этом случае весь класс (группа детей) может «показать» (при помощи учителя на начальных этапах, а затем во взаимодействии друг с другом и музыкой), что происходит в музыке, «рассказать» жестом, движением, пластикой тела, звуковой имитацией о своём видении произведения.
Музыка - язык чувств. С первого урока в 1-м классе мы размышляем о месте музыки в жизни людей, её способности отразить самые неуловимые состояния человеческой души. С 1-го класса мы с детьми по кирпичику выстраиваем здание «Я умею чувствовать музыку, рассуждать о ней».
На своих уроках я стараюсь дать возможность детям глубже понять и ощутить жизнь в этом помогает метапредметный подход( «выход» за пределы музыки в историю, поэзию, живопись, в природу, в мир человека). Поэтому на уроках необходимо опираться на знания, полученные детьми по смежным предметам. Углубляю эти знания с помощью музыкальных ощущений, заложенных в музыке и передаваемых посредством ее.
Обращаясь на уроках к духовной музыке, церковным праздникам я вижу эмоциональный отклик, заинтересованность детей, они оживленно вступают в диалог с учителем, делятся своими впечатлениями, знаниями, задают много интересующих их вопросы. С духовной музыкой в слуховой опыт детей входят новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической или современной музыки.
Принцип параллельности дает возможность обучающимся лучше понять место духовного начала в человеческой жизни, опираться на их знания по истории и литературе («Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Борис Годунов», «Хованщина»). Я размышляю над тем какие возможны точки соприкосновения светской и духовной музыки. Таких сцеплений – образных, тематических – возникает много.
Программа по музыке. Духовные образы.
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки:
Ария Сусанина. Молитва Вани.
Хор «Славься» Хор «Славься»
Опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского:
Песня Варлаама. Хор калик перехожих.
Сцена смерти Бориса. Молитва в сцене смерти Бориса.
Сцена под Кромами. Колокольный звон в сцене
коронации и Смерти Бориса.
Единую патриотическую линию в светской духовной музыке образуют некоторые части из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева, песнопения в честь Сергея Радонежского и Александра Невского, «Богатырская симфония», «Сказание о невидимом граде Китеже», ария Кутузова, ария Сусанина.
Мы с удовольствием слушаем церковные произведения на уроке: мессы И.Гайдна, реквием В.Моцарта, «Торжественную мессу» Л.Бетховена, церковные сочинения Ф. Шуберта, «Литургию» и «Всенощную» П.Чайковского, «Всенощное бдение» С.Рахманинова, а также церковные сочинения П.Г.Чеснокова, А.Т.Гречанинова, С.В.Панченко, В.И. Ребикова и других.
Оценить уровень творческого развития каждого ребенка позволяют творческие работы. Некоторые из них выполнены в соответствии с методикой ”музыкально-жизненные ассоциации” –''Мой музыкальный портрет", "Я и музыка", "Я рисую музыку".Обучающиеся составляют всевозможные кроссворды на полюбившуюся тему, небольшие сочинения на тему "Если бы я был учителем музыки, то рассказал бы о:", "Музыкальная афиша".
Исполнительская деятельность порой создаёт такие ситуации, когда детям приходится самим думать о том, как петь, ставить себя в роль композитора или через «прочтение интонации» воплощать образ произведения.
Для того чтобы подвести детей к осознанию, постижению эмоционально-нравственного смысла произведения приходится использовать весь свой артистический, педагогический арсенал: качественный показ как нужно спеть, мимику, взгляд, жест, словесное пояснение тех ощущений, которые заложены в произведении. Это позволяет мне вывести детей на уровень эмоционального, духовного общения.
Начинается такое общение с начала урока. Когда дети входят в класс учитель приветствует, интонируя: « Здравствуйте ребята!»; дети отвечают нисходящим тоническим трезвучием: « Здра-вствуй-те!»
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать себя участником жизни, мною разработано календарно-тематическое распределение песенного репертуара. Произведения подбираются с учетом красных дней календаря, народных и христианских праздников. Дети поют рождественские песни, играют масленичные песни, поют современные детские песни. Разучивание песен о маме, детстве доводится до уровня артистичного исполнения на праздниках в классах. Такая система работы дает возможность совершенствовать у детей способность воспринимать музыку как искусство, рожденное жизнью и неразрывно связанное с ней.
На уроках ребята многопоют, играют в музыкальные игры, тут же учатся их инсценировать, используя для этого атрибуты костюмов. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий.
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы в 3-ем классе (р.н.п «Как у наших у ворот») у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.
На уроках я использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как: "Антошка", В.Шаиньского, "Научи нас веселиться", японская народная песня, "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буги – Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото", музыкальные инструменты.
Надо отметить, что наполненность классов и ограниченное время уроков - всего 45 минут в неделю, не позволяют полностью реализовать идею гармоничного духовного развития каждого ребенка. Поэтому свою деятельность продолжаю во внеклассной работе.Это в первую очередь хоровые занятия по программе внеурочной деятельности в 1-2 классах. Дополнительно провожу занятие с хоровым составом в каждой параллели с отдельно взятым классом.
Здесь посредством знакомства с разноплановыми произведениями от песен современных детских композиторов до песен бардов, джазовых композиций, произведений, , участия в постановке музыкальных спектаклей, дети получают неоценимый опыт работы в коллективе, что способствует более глубокому восприятию музыки. А в процессе развития у детей слуха и голоса, формирования объема певческих умений и навыков, проявляются партнерство, взаимоподдержка.
В наше школе в течении 11лет работает вокальная студия «Семицветик»,которой тоже руковожу я. Репертуар студийцев самый разнообразный- от народных песен до современных .Студийцы принимают участие и являются лауреатами и победителями разного уровня конкурсов и фестивалей. Уже шесть лет мы принимаем участие в областном конкурсе французской песни «Этуалька» при КемГУ, где в 2009 году стали победителями, а в дальнейшем лауреатами. Активное участие принимаем и в городских вокальных фестивалях и конкурсах: «Россия ты моя Россия», «Виктория», «Зажги свою звезду» и т.д. Благодаря этому обучающиеся могут оценить уровень работы своего коллектива и себя на конкурсах и концертах, получают неоценимый опыт работы в коллективе, навыки исполнения многоголосной музыки.
То же самое можно сказать и о детях, занимающихся сольным пением. Они реализуют себя, свои способности могут самостоятельно выбрать собственный стиль исполнения песни, органично подобрать способ подачи ее замысла зрителям. Эти дети уже получают профориентацию.
Заключение.
Каждый урок музыки несёт в себе не только историю, но и частицу добра и красоты. Ребята приходят к убеждению, что музыка дарит людям радость, счастье, помогает в трудные минуты жизни. Каждая из тем, как начальной, так и средней школы является важным содержательным обобщением накопленного детьми музыкального опыта. И глубина, уровень этого обобщения во многом зависят от культуры самого учителя, масштабности его мышления. Такие темы, как « О чём говорит музыка», «Что такое музыкальная речь» (1-ый класс), «В чём сила музыки» (5-ый класс), «Интонация» и «Развитие музыки» (2-ой класс), можно раскрыть и с широких философских позиций, выходя на важные нравственно- эстетические проблемы. Можно эти темы углубить за счёт более подробного теоретического освоения средств музыкальной выразительности, сделать акцент на элементарной теории музыки. Проводя уроки музыки, ещё раз убеждаешься, что любая форма общения детей с музыкой должна быть направлена на развитие восприятия музыкального образа, а через него - восприятия разных сторон жизни. При этом важно, чтобы ребята как можно раньше прониклись ощущением и осознанием специфики музыкального искусства, как искусства, прежде всего, выразительного по своей природе. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным и тонким, чтобы, не навязывая ребёнку своей трактовки произведения, умело направлять его восприятие, его воображение, его творческую фантазию к музыке, а не от неё.
Подводя итог панорамы своей музыкально-педагогической деятельности, хочу отметить, что хотя в силу небольшого количества времени не всегда удается подходить индивидуально к каждому ребенку. Но музыка, это один из немногих школьных предметов, который помогает найти свое место в жизни, сохранить искренность, доверие друг к другу, открытость миру, жизни. А такой стиль работы помогает ребенку обратить внимание внутрь себя, в глубину своих размышлений, создает все условия для того, чтобы каждый ребенок развивался творчески в гармонии с самим собой и миром.