Настоящий человек
Начинается там, где
Есть святыни души!
В.А.Сухомлинский
Святыни души …Высокие идеалы ! Как «взрастить» их в наших детях в столь сложное время, когда речь идет не только о катастрофическом состоянии природы, об экологическом кризисе, но и о духовном оскудении нации?
Для нас, живущих в стране с многовековыми обычаями и традициями, этот вопрос не должен быть неразрешимым. Духовно-нравственное воспитание нации начинается с приобщения к ее историко-культурному наследию, с усвоения верований, традиций и обычаев предков.
Исторические, краеведческие, литературные музеи, памятники зодчества и архитектуры, наши удивительные храмы и монастыри – все это неиссякаемый источник духовных ценностей. Нужно только открыть его детям. Каким образом? Организуя экскурсии…как очные, «живые», так и заочные. Благо век компьютерных технологий успешно с этим справляется. А материала предостаточно во всех информационных сетях.
Экскурсия, особенно «живая»,-это замечательная возможность познавать окружающий мир, расширять кругозор. Это важная форма гуманистического, патриотического и духовного воспитания. Еще это лучший способ сплотить детский коллектив, привить ребятам правильные нормы общения и поведения в социуме. Именно из этого я исходила, составляя для своего класса долгосрочную «Программу духовно-нравственного воспитания».
В течение пяти лет (с 5-ого по 9-ый класс) мы путешествовали по самым удивительным уголкам России. Чаще всего поездки приходились на начало учебного года, на «золотую осень», когда природа, расцвеченная всеми цветами радуги, необычайно красива. Как тут не вспомнить пушкинские строки:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,.»
Не с этих ли русских пейзажей начинается любовь к своему Отечеству?! Не нужно лишних слов, убеждений и проповедей, призывающих любить Родину. Природа все сделает сама, наполнив душу незабываемыми впечатлениями.
Пять лет - большой срок, за который мы посетили множество музеев, познакомились с памятниками русской архитектуры и зодчества, но особое место в этом ряду занимают путешествия по «Руси православной». Так мы назвали целую серию поездок по святым местам России: от Курской Коренной пустыни до Дивеева, прославленного Серафимом Саровским.
Величественные монастыри и храмы Руси…Это ее златоглавые стражи, ее обереги, истоки, с которых начиналась не только вера православная, но и русская культура, письменность, литература. Именно с этих основ, я считаю, должно начинаться духовное воспитание личности.
Первым нашим открытием была Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь. Интересно было все : история обретения чудотворной иконы «Знамение», восстановление разрушенного монастыря святые источники, но больше всего поразила ребят монастырская трапезная : то, радушие и забота, с которым накрывали для нас стол. Угощали просто: гречневая каша с луком, соленые огурцы, испеченный здесь, в монастыре, хлеб, компот из боярышника. Казалось бы, разве этим удивишь современных детей? Но все остались очень довольны, говорили, что такого вкусного обеда у них давно не было. Выспрашивали у батюшки поварские секреты. Он, смеясь, отвечал, что весь секрет в особом духе этого святого места. Потом, в дальнейших поездках, посещение трапезной стало уже доброй традицией. Как это …побывать в святом месте и не вкусить особого монастырского духа?! Покушать там - словно принять причастие. Вот из таких простых житейских вещей рождается у детей желание стать лучше, умнее, чище. Разве это не духовное воспитание?!
Следующим местом, куда мы отправились на экскурсию, была Белгородская область, Свято - Троицкий Холковский монастырь. Он, по преданию, был основан на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославо- вича с братом Всеволодом перед походом на половцев, о котором повествует «Слово о полку Игореве». Монастырь вырублен в меловых пещерах. Глядя на это, думаешь, какими же человеческими качествами должны были обладать люди, проделавшие такой титанический труд? Здесь все необыкновенно: в монастырском храме – уникальный иконостас, керамический, чтобы известь не портила, наверху холма - часовня, до которой ведут почти триста ступеней, словно триста грехов человеческих. Недалеко от ворот монастыря возвышается величественный памятник Святославу Храброму. Он будто и сейчас в дозоре, охраняет землю русскую от вражеских набегов.
Знакомясь на уроках литературы со «Словом о полку Игореве», мы не раз потом возвращались к этой поездке. Увиденное и услышанное в ней было живой иллюстрацией к изучаемому материалу. Страницы истории, судьбы русских воинов и князей уже не казались ребятам далеким и непонятным прошлым. Это были реальные герои ! Русичи, достойные славы и памяти!
Путешествие по малому Золотому Кольцу России было самым длительным. За три дня поездки мы побывали в Троице – Сергиевой лавре, во г.Владимире, в г.Суздали и с.Боголюбово. И опять перед ребятами оживали исторические события, подвиги и жития святых, житие преподобного Сергия Радонежского, нетленные творения русских мастеров, фрески Андрея Рублева в Успенском кафедральном соборе г.Владимира. К образу преподобного Сергия Радонежского мы обращались в 8-ом классе, изучая житийную древнерусскую литературу, писали сочинение по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Эта экскурсия помогла собрать богатый материал по данным темам. Еще всех просто заворожила атмосфера, царящая в суздальском Музее деревянного зодчества и крестьянского быта. «Это как путешествие на машине времени назад, в прошлое!» - говорили дети. Уходить никто не хотел. Многие спрашивали: «Мы еще приедем сюда?» Наверное, это самый желанный результат работы: чтобы детям захотелось вернуться к тому, с чего начинается Родина.
Побывали мы и в городе Муроме, на родине воспетого в былинах русского богатыря Ильи Муромца. У всех на слуху это имя, но не все знают, что этот былинный персонаж – реальный исторический герой, канонизированный Русской Православной Церковью за то, что сражался за Русь и православную веру. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг в Киево-Печерской обители. Там и покоятся его мощи, но в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, была привезена кисть его руки. Памятник любимому былинному герою возвышается на набережной реки Оки исполинской фигурой. Вот какие были богатыри на Руси! Есть с кого брать пример!
Там же, в Муроме, в женском Свято-Троицком монастыре, покоятся мощи преподобных святых Петра и Февронии Муромских. К ним идут люди в надежде обрести семейное счастье. В их честь появился в нашем праздничном календаре День семьи. История их жизни трогательна и поучительна. Мы знакомимся с ней в 7- ом классе, читая, как сказку, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
В этом городе прошла жизнь еще одной святой, которую тоже вполне можно называть покровительницей семьи, Иулиании Лазаревской. У этой
святой были дети, и ее потомки живы до сих пор. Они оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках – это описано у Солженицына в романе "Архипелаг ГУЛАГ". В Париже живет Николай Михайлович Осоргин – профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, которое основано его дедом в Париже. Сегодня ее святым мощам можно поклониться в Муромской Николо-Набережной церкви на берегу Оки.
В рамках нашей экскурсионной программы «Русь православная» нам посчастливилось побывать в таких замечательных местах, как Дивеево- Четвертый Удел Богородицы на земле, место, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, нашего земляка; в Задонском Рождество - Богородицком мужском монастыре, где покоятся мощи святителя Тихона Задонского; в Горнальском Свято – Николаевском Белогорском мужском монастыре Суджанского района нашей области, святыней которого является чудотворная икона Пряжевской Божией Матери, с ней ежегодно совершаются крестные ходы.
Все путешествия были насыщенными, интересными, а главное – они давали моим воспитанникам «пищу для души». Ни одна поездка не прошла мимо них бесследно, из каждой выносили что – то свое, особенное. Благодаря этим путешествиям, дети учились чувствовать неразрывную связь веков, относиться к истории не как к чему-то абстрактному и отвлеченному, а как естественному жизненному процессу, в который вовлечены судьбы реальных людей, убеждались в ее тесной связи с литературой, музыкой, живописью. Видя перед собой множество героических примеров служения Отечеству, православной вере, русскому народу, понимая теперь, что за этим стоят не выдуманные сказочные персонажи, а живые люди, ребята учились у них быть добрыми, милосердными, нравственно уравновешенными, культурными, умеющими понимать и прощать окружающих людей - словом, приобщались к православным духовным ценностям - основе русского миропонимания и русского способа бытия в мире.
С 5-ого по 11-ый класс мы ежегодно отправлялись навстречу нашей славной истории и её героям. И это, безусловно, дало свои плоды.
В 2013 году дети окончили школу, все успешно сдали выпускные экзамены, поступили в престижные вузы страны: среди них будущие инженеры-атомщики, программисты, математики, экономисты, офицеры, а самое главное –уверена, они будут достойными гражданами нашей России.