kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия как средство духовно-нравственного воспитания личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                                Настоящий человек

Начинается там, где

    Есть святыни души!

В.А.Сухомлинский

Святыни души …Высокие идеалы ! Как «взрастить» их в наших детях в столь сложное время, когда речь идет не только о катастрофическом состоянии природы, об экологическом кризисе, но и о духовном оскудении нации?

Для нас, живущих в стране с многовековыми обычаями и традициями, этот вопрос не должен быть неразрешимым. Духовно-нравственное воспитание нации начинается с приобщения к ее историко-культурному наследию, с усвоения верований, традиций и обычаев предков.

Исторические, краеведческие, литературные музеи, памятники зодчества и архитектуры, наши удивительные храмы и монастыри – все это неиссякаемый источник духовных ценностей. Нужно только открыть его детям. Каким образом? Организуя экскурсии…как очные, «живые», так и заочные. Благо век компьютерных технологий успешно с этим справляется. А материала предостаточно во всех информационных сетях.

Экскурсия, особенно «живая»,-это замечательная возможность познавать окружающий мир, расширять кругозор. Это важная форма гуманистического, патриотического и духовного воспитания. Еще это лучший способ сплотить детский коллектив, привить ребятам правильные нормы общения и поведения в социуме. Именно из этого я исходила, составляя для своего класса долгосрочную  «Программу духовно-нравственного воспитания».

В течение пяти лет (с 5-ого по 9-ый класс) мы путешествовали по самым удивительным уголкам России. Чаще всего поездки приходились на начало учебного года, на «золотую осень», когда природа, расцвеченная всеми цветами радуги, необычайно красива. Как тут не вспомнить пушкинские строки:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,.»

Не с этих ли русских пейзажей начинается любовь к своему Отечеству?! Не нужно лишних слов, убеждений и проповедей, призывающих любить Родину. Природа все сделает сама, наполнив душу незабываемыми впечатлениями.

         Пять лет - большой срок, за который мы посетили множество музеев, познакомились с памятниками русской архитектуры и зодчества, но особое место в этом ряду занимают путешествия по «Руси  православной». Так мы назвали целую серию поездок по святым местам России: от Курской Коренной пустыни до Дивеева, прославленного Серафимом Саровским.

Величественные монастыри и храмы Руси…Это ее златоглавые стражи, ее обереги, истоки, с которых начиналась не только вера православная, но и русская культура, письменность, литература.  Именно с этих основ, я считаю, должно начинаться духовное воспитание личности.

Первым нашим открытием была  Курская  Коренная Рождество-Богородичная  мужская пустынь. Интересно было все : история обретения  чудотворной иконы «Знамение», восстановление разрушенного монастыря святые источники, но больше всего поразила ребят монастырская трапезная : то, радушие и забота, с которым  накрывали для нас стол. Угощали просто:  гречневая  каша с луком, соленые огурцы, испеченный здесь, в монастыре, хлеб, компот из боярышника. Казалось бы, разве этим удивишь современных детей? Но все остались очень довольны, говорили, что такого вкусного обеда у них давно не было. Выспрашивали у батюшки поварские секреты. Он, смеясь, отвечал, что весь секрет в особом духе этого святого места. Потом, в дальнейших поездках, посещение трапезной стало уже доброй традицией. Как это …побывать в святом месте и не вкусить особого монастырского духа?! Покушать там - словно принять причастие. Вот из таких простых житейских вещей рождается у детей желание стать лучше, умнее, чище. Разве это не духовное воспитание?!

Следующим местом, куда мы отправились на экскурсию, была Белгородская область, Свято - Троицкий Холковский монастырь. Он, по преданию, был основан на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославо- вича с братом Всеволодом перед походом  на половцев, о котором повествует «Слово о полку Игореве». Монастырь вырублен в меловых пещерах. Глядя  на это, думаешь, какими же человеческими качествами должны были обладать люди, проделавшие такой титанический труд? Здесь все необыкновенно: в монастырском храме – уникальный иконостас, керамический, чтобы известь не портила, наверху холма  - часовня, до которой ведут почти триста ступеней, словно триста грехов человеческих. Недалеко от ворот монастыря возвышается величественный памятник Святославу Храброму. Он будто и сейчас в дозоре, охраняет  землю русскую от вражеских набегов.

Знакомясь на уроках литературы со «Словом о полку Игореве», мы не раз потом возвращались к этой поездке. Увиденное и услышанное в ней было живой иллюстрацией к изучаемому материалу. Страницы истории, судьбы русских воинов и князей  уже не казались ребятам далеким и непонятным прошлым. Это были реальные герои ! Русичи, достойные славы и памяти!

Путешествие по малому Золотому Кольцу России было самым длительным. За три дня поездки мы побывали в Троице – Сергиевой лавре, во  г.Владимире, в г.Суздали и с.Боголюбово. И опять перед ребятами оживали исторические события, подвиги и жития святых, житие преподобного Сергия Радонежского, нетленные творения русских мастеров, фрески Андрея Рублева в Успенском кафедральном соборе г.Владимира. К образу преподобного Сергия Радонежского мы обращались в 8-ом классе, изучая житийную древнерусскую литературу, писали сочинение по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Эта экскурсия помогла  собрать богатый материал по данным темам. Еще всех просто заворожила атмосфера, царящая  в суздальском  Музее  деревянного зодчества и крестьянского быта. «Это как путешествие на машине времени назад,  в прошлое!» - говорили  дети. Уходить никто не хотел. Многие спрашивали: «Мы еще приедем сюда?» Наверное, это самый желанный результат работы: чтобы детям захотелось вернуться к тому, с чего начинается Родина.

Побывали мы и в городе Муроме, на родине воспетого в былинах русского богатыря Ильи Муромца. У всех на слуху это имя, но не все знают, что этот былинный персонаж – реальный исторический герой, канонизированный Русской Православной Церковью за то, что сражался за Русь и православную веру. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг в Киево-Печерской обители. Там и покоятся его мощи, но в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, была привезена кисть его руки. Памятник любимому былинному герою возвышается на набережной реки Оки исполинской фигурой. Вот какие были богатыри на Руси! Есть с кого брать пример!

Там же, в Муроме,  в женском Свято-Троицком монастыре, покоятся мощи  преподобных святых Петра и Февронии Муромских. К ним идут люди в надежде обрести семейное счастье. В их честь появился в нашем праздничном календаре День семьи. История  их жизни трогательна  и поучительна.  Мы знакомимся с ней в 7- ом классе, читая, как сказку, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

В этом городе прошла жизнь еще одной святой, которую тоже вполне можно называть покровительницей семьи, Иулиании Лазаревской. У этой 

святой были дети, и ее потомки живы до сих пор. Они оставили  свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках – это описано у Солженицына в романе "Архипелаг ГУЛАГ". В Париже живет Николай Михайлович Осоргин – профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, которое основано его дедом в Париже.  Сегодня ее святым мощам можно поклониться в Муромской Николо-Набережной церкви на берегу Оки.

             В рамках нашей экскурсионной программы «Русь православная» нам посчастливилось побывать в таких замечательных местах, как Дивеево- Четвертый Удел Богородицы на земле, место, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, нашего земляка; в Задонском Рождество - Богородицком мужском монастыре, где покоятся мощи святителя Тихона Задонского; в Горнальском Свято – Николаевском Белогорском мужском монастыре  Суджанского района нашей области, святыней которого является чудотворная икона Пряжевской Божией Матери, с ней ежегодно совершаются крестные ходы.

            Все путешествия были насыщенными, интересными, а главное – они давали моим воспитанникам «пищу для души». Ни одна поездка не прошла мимо них бесследно, из каждой выносили что – то свое, особенное. Благодаря этим путешествиям, дети учились чувствовать неразрывную связь веков, относиться к истории не как к чему-то абстрактному и отвлеченному, а  как естественному жизненному процессу, в который вовлечены судьбы реальных людей, убеждались в  ее тесной связи с литературой, музыкой, живописью.  Видя перед собой множество героических примеров служения Отечеству, православной вере, русскому народу, понимая теперь, что за этим стоят не выдуманные сказочные персонажи, а живые люди, ребята учились у них быть добрыми, милосердными, нравственно уравновешенными, культурными, умеющими понимать и прощать окружающих людей - словом,  приобщались к православным духовным ценностям - основе русского миропонимания и русского способа бытия в мире.

С 5-ого по 11-ый класс мы ежегодно отправлялись навстречу нашей славной истории и её героям. И  это, безусловно, дало свои плоды.

 В 2013 году дети окончили школу, все успешно сдали выпускные экзамены, поступили в престижные вузы страны: среди них будущие инженеры-атомщики,  программисты, математики, экономисты, офицеры, а самое главное –уверена, они будут достойными  гражданами нашей России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия как средство духовно-нравственного воспитания личности»


Региональная научно-практическая конференция

"Духовно-нравственное развитие личности в контексте междисциплинарной интеграции

содержания гуманитарного образования".



КИНПО(ПКиПП) СОО







Православие как основа духовно – нравственного воспитания личности







Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №2»

г. Курчатова

Курской области

Калина Е. Н.







-2014 год –

г. Курск

Православие как основа духовно - нравственного

воспитания личности

Мой духовный сад, как запущен ты,

От негодных трав поросли тропы.

Спит душа моя крепким сном давно,

Не радит она о пути своём.

Пробудись от сна, посмотри кругом-

Где ты спишь, душа?

Что в саду твоём?

Духовные стихи

Совестливая русская душа, когда-то написавшая эти строки!.. Если бы знала ты, как будут они значимы в XXI веке-веке сверхзвуковых скоростей и нанотехнологий.

Действительно, проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества стала проблемой государственной важности. В связи с этим в национальной доктрине образования Российской Федерации были определены стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливающие систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.

Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, теперь должны обеспечить, во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, в третьих – качество подготовки. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем содержит в себе целый ряд предпосылок и задает новую методологию образования.

Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

В педагогике до недавнего времени главным было воспитание патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Теперь многие стороны понятия морали приобретают более глубокое, в том числе личностное, содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как долг, благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность.

С духовно-нравственным воспитанием обучающихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Эти вопросы не могут быть решены в отрыве от исторически сложившегося менталитета народа, в становлении которого главную роль всегда играла религия.

Это подтверждает и В. В. Путин, президент РФ. Приведу цитату из его выступления: «Православие является нравственным стержнем нашего народа… Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей…»

И я убеждена, что воспитание детей нужно начинать именно с этих ценностей, со знакомства с многовековой православной историей Руси, чтобы не жить «Иванами, не помнящими родства», чтобы иметь право на будущее.

Именно из этого я исходила, составляя для своего класса долгосрочную «Программу духовно-нравственного воспитания». Особое место в ней заняли экскурсии по «Руси православной». Так мы назвали целую серию поездок по святым местам России: от Курской Коренной пустыни до Дивеева, прославленного Серафимом Саровским.

Величественные монастыри и храмы Руси…Это ее златоглавые стражи, ее обереги, истоки, с которых начиналась не только вера православная, но и русская культура, письменность, литература. Начиналась наша Русь, а значит - и мы все! Не знать этого, значит не знать самих себя!

Первым нашим открытием была Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь. Интересно было все: история обретения чудотворной иконы «Знамение», восстановление разрушенного монастыря святые источники, но больше всего поразила ребят монастырская трапезная: то радушие и забота, с которым накрывали для нас стол. Угощали просто: гречневая каша с луком, соленые огурцы, испеченный здесь, в монастыре, хлеб, компот из боярышника. Казалось бы, разве этим удивишь современных детей? Но все остались очень довольны, говорили, что такого вкусного обеда у них давно не было. Выспрашивали у батюшки поварские секреты. Он, смеясь, отвечал, что весь секрет в особом духе этого святого места. Потом, в дальнейших поездках, посещение трапезной стало уже доброй традицией. Как это …побывать в святом месте и не вкусить особого монастырского духа?! Покушать там - словно принять причастие. Вот из таких простых житейских вещей рождается у детей желание стать лучше, умнее, чище. Разве это не духовное воспитание?!

Следующим местом, куда мы отправились на экскурсию, была Белгородская область, Свято - Троицкий Холковский монастырь. Он, по преданию, был основан на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославовича с братом Всеволодом перед походом на половцев, о котором повествует «Слово о полку Игореве». Монастырь вырублен в меловых пещерах . Глядя на это, думаешь, какими же человеческими качествами должны были обладать люди, проделавшие такой титанический труд? Здесь все необыкновенно: в монастырском храме – уникальный иконостас, керамический, чтобы известь не портила, наверху холма - часовня, до которой ведут почти триста ступеней, словно триста грехов человеческих. Недалеко от ворот монастыря возвышается величественный памятник Святославу Храброму. Он будто и сейчас в дозоре, охраняет землю русскую от вражеских набегов.

Знакомясь на уроках литературы со «Словом о полку Игореве», мы не раз потом возвращались к этой поездке. Увиденное и услышанное в ней было живой иллюстрацией к изучаемому материалу. Страницы истории, судьбы русских воинов и князей уже не казались ребятам далеким и непонятным прошлым. Это были реальные герои ! Русичи, достойные славы и памяти!

Путешествие по малому Золотому Кольцу России было самым длительным. За три дня поездки мы побывали в Троице – Сергиевой лавре, во г.Владимире, в

г.Суздали и с.Боголюбово. И опять перед ребятами оживали исторические события, подвиги и жития святых, житие преподобного Сергия Радонежского, нетленные творения русских мастеров, фрески Андрея Рублева в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. К образу преподобного Сергия Радонежского мы обращались в 8-ом классе, изучая житийную древнерусскую литературу, писали сочинение по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Эта экскурсия помогла собрать богатый материал по данным темам. Еще всех просто заворожила атмосфера, царящая в суздальском Музее деревянного зодчества и крестьянского быта. «Это как путешествие на машине времени назад, в прошлое!» - говорили дети. Уходить никто не хотел. Многие спрашивали: «Мы еще приедем сюда?» Наверное, это самый желанный результат работы: чтобы детям захотелось вернуться к тому, с чего начинается Родина.

Побывали мы и в городе Муроме, на родине воспетого в былинах русского богатыря Ильи Муромца. У всех на слуху это имя, но не все знают, что этот былинный персонаж – реальный исторический герой, канонизированный Русской Православной Церковью за то, что сражался за Русь и православную веру. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг в Киево-Печерской обители. Там и покоятся его мощи, но в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, была привезена кисть его руки. Памятник любимому былинному герою возвышается на набережной реки Оки исполинской фигурой. Вот какие были богатыри на Руси! Есть с кого брать пример!

Там же, в Муроме, в женском Свято-Троицком монастыре, покоятся мощи преподобных святых Петра и Февронии Муромских. К ним идут люди в надежде обрести семейное счастье. В их честь появился в нашем праздничном календаре День семьи. История их жизни трогательна и поучительна. Мы знакомимся с ней в 7- ом классе, читая, как сказку, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

В этом городе прошла жизнь еще одной святой, которую тоже вполне можно называть покровительницей семьи, Иулиании Лазаревской . У этой святой были дети, и ее потомки живы до сих пор. Они оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках – это описано у Солженицына в романе "Архипелаг ГУЛАГ". В Париже живет Николай Михайлович Осоргин – профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, которое основано его дедом в Париже.  Сегодня ее святым мощам можно поклониться в Муромской Николо-Набережной церкви на берегу Оки.

В рамках нашей экскурсионной программы «Русь православная» нам посчастливилось побывать в таких замечательных местах, как Дивеево- Четвертый Удел Богородицы на земле, место, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, нашего земляка; в Задонском Рождество - Богородицком мужском монастыре, где покоятся мощи святителя Тихона Задонского; в Горнальском Свято – Николаевском Белогорском мужском монастыре Суджанского района нашей области, святыней которого является чудотворная икона Пряжевской Божией Матери, с ней ежегодно совершаются крестные ходы до российско-украинской границы.

Все путешествия были насыщенными, интересными, а главное – они давали моим воспитанникам «пищу для души». Ни одна поездка не прошла мимо них бесследно, из каждой выносили что – то свое, особенное. Благодаря этим путешествиям, дети учились чувствовать неразрывную связь веков, относиться к истории не как к чему-то абстрактному и отвлеченному, а как естественному жизненному процессу, в который вовлечены судьбы реальных людей, убеждались в ее тесной связи с литературой, музыкой, живописью. Видя перед собой множество героических примеров служения Отечеству, православной вере, русскому народу, понимая теперь, что за этим стоят не выдуманные сказочные персонажи, а живые люди, ребята учились у них быть добрыми, милосердными, нравственно уравновешенными, культурными, умеющими понимать и прощать окружающих людей - словом, приобщались к православным духовным ценностям - основе русского миропонимания и русского способа бытия в мире.

С 5-ого по 11-ый класс мы ежегодно отправлялись навстречу нашей славной истории и её героям. И это, безусловно, дало свои плоды.

В 2013 году дети окончили школу, все успешно сдали выпускные экзамены, поступили в престижные вузы страны: среди них будущие инженеры-атомщики, программисты, математики, экономисты, офицеры, а самое главное –уверена, они будут достойными гражданами нашей России.

И теперь вместе с новыми воспитанниками мы определили основной принцип внутриклассной жизни:

«Учись другого понимать,

И уважать, и принимать.

Стремись с девизом жить таким:

«Живи с добром и помогай другим!»

Учиться «жить с добром» нам помогают и уроки, и внеурочная деятельность.

На уроках русского языка и литературы часто обращаемся к основам православной культуры. Наглядным примером таких межпредметных связей может служить урок по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» «Эта волшебная ночь..», где ребята узнали много нового о светлом празднике Рождества Христова. За ним последовало знакомство с удивительными рассказами А. Аверченко, А. Куприна, А. Чехова, Ф. Достоевского - «Рождественские чтения», на которых дети искали ответы на проблемные вопросы: «Что такое милосердие и сострадание? Нравственность и безнравственность? Как правильно относиться к богатству? Что такое настоящая любовь? Совесть? Счастье? Что считать грехом?»…

Ребята не были пассивными слушателями, они размышляли, спорили, а это и есть деятельностный подход к изучению литературы.

В нашем городе проводился творческий фестиваль «Сияние Рождества», в котором мы тоже приняли участие. После прочитанного и прочувствованного на уроках дети с радостью делали поделки, рисовали писали о Святых заступниках Руси - Серафиме Саровском и Сергие Радонежском. Все участники фестиваля были отмечены грамотами и подарками – замечательное воплощение метапредметного компонента!

Русский язык - это тоже бесценная кладовая православной мудрости. Поэтому на уроках мы прежде всего стараемся быть внимательны к слову, к его церковно – славянским истокам. Ведь язык каждого народа, даже самого немногочисленного, несет информацию о Боге. Поэтому к словам, вбирающим в себя самые главные христианские ценности мы особенно внимательны. Они являются предметом постоянного исследования.

Обращение к этимологии слова помогает понять глубже и художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. Что означает слово «счастье»? Разбираем с ребятами: исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» - то есть «соучастие» в другой жизни. «Я часть тебя, а ты - часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, - это бесконечно одинокий и несчастный человек. Такие размышления об этимологии слова не могут не оставлять след в душе ребенка.

В своих размышлениях об этих нравственных категориях дети пишут:

«Что такое счастье?.. Счастье - это когда у всех все хорошо, когда больные просыпаются здоровыми, когда злые люди становятся добрыми, когда никто ни с кем не ругается, когда каждый человек уважает своего ближнего. Счастье – это когда ты кому-то нужен, когда ты просыпаешься утром и понимаешь, что тебе есть для кого жить.»

Атанова Анастасия

«Счастье – это когда на Земле мир, нет войны, когда зимой идет белый пушистый снег, весной поют птицы, летом цветут цветы, а осенью с деревьев опадают золотистые листья…»

Осипова Елена

«Счастье – это когда у тебя есть твоя дружная семья, друзья, которые тебя поддержат в трудной ситуации, когда все живы и здоровы. Мое счастье – это счастье моих близких.» Ступакова Дарья

«Счастье – это когда падает с неба звезда, а тебе и загадать нечего. Всё уже есть!»

Олейник Анна

«Счастье – это жизнь! Если умеешь ценить, то она предстает перед человеком как самое прекрасное, что только существует!..»

Дурнева Анастасия

«Счастье – это иметь своих родителей и любить их!..»

Захарова Кристина

«Счастье– это когда у человека есть самое необходимое, семья, друзья, дом, когда он и все его родственники здоровы и жизнелюбивы…»

Добрынина Милена

«Милосердие – это когда человек проявляет милость к другому человеку.

Милосердие – милое и милостивое сердце.»

Пыхтин Матвей



«Милосердие – это когда у тебя много денег, и ты их тратишь не на машину, дом, дачу, а отдаешь их детям, у которых нет родных и близких, у которых проблемы со здоровьем…или просто пойдёшь и покормишь кота на улице, или сделаешь скворечник для птиц зимой…»

Олейник Анна

«Милосердие – это когда человек относится к другому человеку с душой и помогает другим..»

Никулин Костя



А вот понятное, на первый взгляд, слово «совесть» вызвало у детей затруднения: долго не могли дать ему толкование и очень удивились, услышав, что означает оно «весть от Бога». Это слово подобно колокольчику, что звучит в сердце каждого и предупреждает нас: правильно ли мы поступаем или нет? Вот почему нужно прислушиваться к своему сердцу!

«Совесть… Наверное, у каждого человека она есть. Я понимаю её так: сделал плохой поступок, а потом так плохо становится на душе!»

Тарасов Кирилл



«Совесть – это стыд человека. Она подсказывает человеку, что он сделал неправильно. Есть такое выражение «грызет совесть», то есть мучает за плохие поступки.»

Пыхтин Матвей

«Совесть – это то, что внутри тебя, когда ты принимаешь непростые решения, это внутренний голос, говорящий, как поступить правильно.»

Стародубцева Анна

А вдумываясь в слово «раскаивается», мы установили, что оно возводит нас к ветхозаветной истории, к тому самому Каину, совершившему самое первое и тяжкое предательство: убийство единокровного брата. «Вот и получается, что если безбожного человека еще можно встретить, то безбожного языка просто быть не может».

Такие этимологические исследования всегда вызывают интерес у детей и делают язык живым и говорящим во всех смыслах. Постигать его тайны мы будем урок за уроком! Так, на мой взгляд воплощается в жизнь метапредметная технология, основная цель которой - сформировать у детей правильное человеческое мировоззрение, опирающееся, в первую очередь, на христианские ценности.

Искренне верю, что на этом пути православие, как светлый источник мудрости и надежды, поможет нам не только получить новые знания, но и воспитать наших детей достойными людьми, взрастить их «сады души» чистыми и красивыми.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Экскурсия как средство духовно-нравственного воспитания личности

Автор: Калина Елена Николаевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства