kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностика выявления музыкальных способностей обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические диагностические тесты:
1. Диагностика чувства темпа и метроритма.
2. Изучение чувства ритма.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).
4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.
5. Диагностика чувства тембра.
6. Диагностика динамического чувства.
7. Диагностика чувства музыкальной формы.
8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.
9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.
10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка.
11. Диагностика склонности к сочинительству музыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика выявления музыкальных способностей обучающихся.»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»г. Курчатова















ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.



















Учителя музыки МБОУ СОШ №5 г. Курчатова Лукъянчиковой Натальи Юрьевны.




2015 г.

  1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Тест-игра «Играем знакомую мелодию».

Цель: определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)).

Игра вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро-ритм по столу или прохлопать в ладоши.

Алгоритм:

1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни.

2. Ребёнку предлагается сыграть или простучать метро-ритмический рисунок двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы).

3. Проба ребёнком исполнения своей партии.

4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился.

5. Положительная оценка исполнения.

6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту).

7. В случае успешного исполнения по ходу произведения используются замедления и ускорения.

Критерии оценки: верное исполнение в трёх темпах, с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метра; верное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему уровню развития темпо-метра; сбивчивое, но законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень темпо-метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо-метра.

  1. Изучение чувства ритма

Тест-игра «Аплодисменты»

Цель: определение уровня развития метроритмической способности.

Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.

Критерии оценки: точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень; метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

Тест-игра «Тайна гармонии»

Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.

Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.

Критерии оценки: слабый уровень – верно 1-3 созвучия; средний уровень – верно 4-7 созвучий; высокий уровень – верно 8-10 созвучий.

4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.

Тест-игра «Повторяем мелодию»

Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.

  2. Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.

  3. Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии.

Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.

5. Диагностика чувства тембра

Тест - игра «Чьи голоса звучат?»

Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.

Алгоритм:

  1. Многократное прослушивание аудиозаписи фрагмента музыкального произведения в различных исполнениях.

  2. Определение тембра голосового и инструментального звучания.

Критерии оценки: низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень – верное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень – верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

6. Диагностика динамического чувства

Тест - игра «Играем громко-тихо»

Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.

  2. Школьник получает предложение поиграть в «громко-тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.

  3. Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.

  4. Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.

  5. Школьник должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.

Критерии оценки: слабый уровень – 1 балл; средний уровень – 2-3 балла; высокий уровень – 4-5 баллов.

7. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Закончи мелодию»

Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.

  2. Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.

Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:

1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;

2- ый фрагмент – звучит до конца;

3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;

4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);

5- ый фрагмент – звучит до конца.

Критерии оценки: слабый уровень – верно определены 1-2 пункты; средний уровень – верно определены 3-4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов.

8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

  2. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.

  3. 2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.

  4. 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.

Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).

9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.

Цель: определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше - в школе или дома? Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится слушать?; Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки: низкий уровень развития познавательного компонента музыкальных предпочтений характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности; средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные эталоны музыки; высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности разножанровой направленности.

Тест-игра «Музыкальный магазин»

Цель: исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.

Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая, вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.

Школьник должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки: низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.

10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест-игра «Пусть музыка звучит».

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их.

  2. Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше?

Критерии оценки: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.

Тест-игра «Сочини мелодию»

Цель: выявление креативных музыкальных способностей ребёнка.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает придумать простой мотив из двух-трёх-четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов (отображать в графике).

  2. Эксперт предлагает прослушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (спев их вслух или про себя), осознанно представляя графику смены звуков, предварительно зафиксировав её в тетради.

Критерии оценки: низкий уровень склонности к сочинительству определяется индифферентным или отрицательным отношением к данной деятельности; средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную; высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслеобразов на один музыкальный материал [7].

Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника [5].


Список литературы:


  1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М.: «Мир»,1972. – 177 с.

  2. Мясищев В. М., Готсдинер А. Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. – Л. : Музыка, 1980. С. 14-29.

  3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Госмузиздательство, 1961. – 173 с.

  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М. ,1997. –384 с.

  5. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия Москва, 1998. – 240 с.

  6. Симонов П.В. Синтезатор на занятиях с дошкольниками» в журнале «Музыка и электроника», 2005. – № 3, с. 43-45

  7. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.

  8. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб: Питер, 2013. – 320 с.

  9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.



Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/09/19/itogovoe-zanyatie-po-muzyke-diagnostika-muzykalnykh-sposobnostey


http://obrazbase.ru/muzyka/kontrolnye-i-testy/1089-prakticheskie-diagnosticheskie-testy-po-po-kriteriyam-l-v-egorovoj-20150310





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диагностика выявления музыкальных способностей обучающихся.

Автор: Лукъянчикова Наталья Юрьевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Диагностика творческого развития учащихся"
    ["seo_title"] => string(49) "diaghnostikatvorchieskoghorazvitiiauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "340274"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471852010"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelia_dou"
    ["file_id"] => string(6) "616282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667160673"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства