В данной работе представлены цели, методы диагностики развития творческих способностей.
(Слайд 2) «Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения; он отрицает то, что ему навязывают; по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями».
В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности.
Исследователи природы творчества разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. и уместно вспомнить этимологию самого слова
(Слайд 3) Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos - способный распознавать. В общем смысле диагностика – это особый вид познания, а точнее – распознавания
И значит одна из учебно-воспитательных задач учителей состоит в том распознать творческие способности, зафиксировать, сделать выводы о способностях учащихся.
Цели диагностики творческих способностей: (Слайд 5)
Определение исходного уровня творческих способностей
Определение структуры способностей
Выявление наиболее творчески развитых детей;
Коррекция проводимых занятий
Вопросами диагностики творческих способностей занимались и занимаются как зарубежные так и отечественные ученые. Выделились два основных направления - исследование творческих способностей с помощью проблемных задач (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Махмутов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.) и тестирование (А. Бинэ, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.)
Известно, что творческий потенциал и темпы его развития зависят от многих внутренние и внешние фактор. В первую очередь сюда относятся индивидуально-типологические особенности личности, особенности интеллекта и других высших психических функции и т.д. И, становится понятно, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень творческого развития. Это вопрос требует комплексного подхода.
Выделяют след диагностических методы для определения уровня творческого развития личности: (слайд 5)
наблюдение,
создание экспериментальных ситуаций,
тесты.
Наблюдение
Для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании учителю важно знать, к чему обнаруживает способности его ученик. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по следующим показателям: (слайд 6)
1) по быстрому продвижению (темп продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельности;
2) по качественному уровню его достижений;
3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность
Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев описывают следующие требования к процедуре наблюдения:(сдайд 7)
- определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?) ;
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?) ;
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?) ;
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
На первом этапе наблюдения мы определяем успехи учащихся в какой-либо деятельности: спортивной, учебной, художественной, музыкальной. Здесь важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый образовательный процесс, направленный на развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.
Затем выбираем факты и наблюдаем более подробно ту область, где ребенок проявляет себя в высшей степени.