kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чтение с листа на уроках специального фортепиано в музыкальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для совершенствования методических навыков преподавателей музыки общеобразовательных и музыкальных школ в вопрсах обучения детей чтению музыкальных произведений с листа.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чтение с листа на уроках специального фортепиано в музыкальной школе»

Формирование и развитие навыка

чтения нот с листа

в начальный период обучения

игре на фортепиано

        

       

Учить чтению нотного текста - значит

                                                                                прежде всего, всесторонне развивать

                                                          ученика как музыканта.

                                                                                                                                    М. Э. Фейгин


Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. О том, что читать с листа необходимо начинать в самом раннем возрасте, известно давно. Известные педагоги-музыканты (Н. Г. Рубинштейн, Н. С. Зверев, В. И. Сафонов, Ф. М. Блюменфельд, Л. В. Николаев, Г. Г. Нейгауз и др.) считали, что чтение с листа должно составлять часть каждодневного «рациона» занятий учащегося. Т.к. данная форма деятельности представляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой – различными авторами, целыми эпохами  – «…не для  запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (В. А. Сухомлинский). «Сколько читаем – столько знаем» – старая истина, сохраняющая свое значение и в музыкальной педагогике.

Чтение с листа необходимо для того, чтобы  «постигнуть идею в целом» (Л. Ауэр), «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения (Г. Нейгауз). Механизм процесса чтения- перевод нотной записи во внутренне-слуховую картину и воплощение ее на клавиатуре с помощью налаженных зрительно-слухо-клавиатурных связей может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю».

За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа.  И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса : дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы упрощаются или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60- 80-х годов прошлого века. Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат – современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста : нотный, ритмический, динамический, и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.

Обычно педагог направляет свои усилия на те виды деятельности ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием текста, нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» 2-3 пьес в течение полугодия, учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для него всё большей пыткой. В результате ребёнок может возненавидеть и музыку, и учителя, и школу.

Развитие средств звукозаписи, телевидения безмерно облегчило доступ музыки и информации к слушателю: он может получать её, не прилагая для этого никаких усилий, - тем самым свелось на «нет» домашнее музицирование. Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно – быстрее развиваться.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо с первых уроков. Необходимо объяснить ребёнку, что, как и при чтении художественного произведения ты видишь целое слово, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными принципами :

1) стремиться к естественной последовательности пальцев, т.е. ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один – пальчики тоже через один. Это основное правило. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети, которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и медленно поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую ноту в отдельности, они не видят мелодической линии. Г.Нейгауз считал, что: «наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с её смыслом». Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок.

Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно. 

Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д.. Ко всему этому мы должны приучать ребёнка с первых уроков.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навык.

Комплексное чтение нот с листа ставит перед пианистом задания более сложные, чем, например, перед скрипачом или виолончелистом.  Фортепианная фактура многослойна и требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали, и вертикали. Необходимо формирование навыка структурного охвата текста,  и основа этого навыка должна быть сформирована на начальном этапе обучения игры на фортепиано.

Коротко остановимся на двух этапах и условиях, обеспечивающих успешное протекание процесса овладения навыками чтения музыки с листа.

Первый этап – чтение без инструмента (внутренне-слуховое) рассматривается как подготовительный ко второму – чтению за инструментом (чтению-игре).

Одно из главных условий беглого чтения заключается в мысленном опережении читающим того, что в данный момент играется – явлении, охарактеризованном как «разведка глазами» (М. Н. Баринов). Видя ноты, исполнитель с помощью внутреннего слуха трансформирует их в адекватную звуковую картину, пользуясь соответствующими движениями. Поэтому необходимо учить ребенка видеть несколько тактов вперед. Существенное условие заключается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только в этом случае возможно плавное, непрерывное развертывание звукового «действия». Умение играть не глядя на руки, или, как говорят, «вслепую»  - обеспечивается приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед». Для развития этого навыка нужно применять  «слепой метод». Руки при этом находят нужные клавиши наощупь. На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш.

Среди упражнений, развивающих навык быстрого чтения музыкального текста, выделяются те, что основаны на так называемом «фотографировании». Ученик в течение нескольких секунд просматривает мотив, фразу или предложение, которое он должен запомнить, проанализировать и сыграть. После этого мы закрываем этот фрагмент. Играя этот фрагмент, ученик читает и запоминает уже следующий и так до конца произведения. Во время исполнения целого произведения, которое в начале играем с небольшими остановками, мы постепенно укорачиваем время показа и удлиняем фрагменты, которые необходимо запомнить.

Перечислим основные приемы (способы действия), обеспечивающие формирование сложного навыка, каким является беглое чтение с листа:

  • предварительное прочтение глазами;

  • обобщенное чтение (опора на типовые формулы фортепианной фактуры – гаммы, фигурации, секвенции, кадансы и т.д.);

  • смысловая группировка нот (на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений);

  • игра «вслепую» (позволяет совершенствовать аппликатурную технику, ускоряет слухо - двигательную реакцию на нотные знаки);

  • мысленное опережение (обеспечивает кратковременное запоминание последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения).

Своеобразным практическим видом чтения нот с листа является чтение, которое можно назвать раздельным. В этом случае пьеса, написанная для фортепиано в 2 руки, играется двумя исполнителями, каждый из которых играет партию какой-либо одной руки. Этот вид чтения может быть использован в работе с учениками слабой продвинутости, которые не в состоянии сами прочитать сочинение на таком уровне. В этом случае раздельное чтение позволит получить достаточно полное представление о произведении, что было бы весьма затруднительно при самостоятельном чтении.

Самый простой музыкальный текст состоит из следующих элементов: ритмического рисунка, высоты звука и элементов формы – мотивов, фраз, предложений. С самого начала музыкальный текст должен быть прочитан не отдельными нотами, а группой нот, имеющих определенное значение. Нельзя также откладывать изучение ритмического рисунка, поскольку ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в организации звуков во времени. Так вот, первым шагом является направление внимания ребенка на ритмическое настроение песенок, которые он хорошо знает и поет. Мы показываем, как должен записываться ритм этих песенок, используя разные значки. Чтобы утвердить и развить первые зрительно-слуховые представления, мы дополнительно вводим слуховые сигналы. Это могут быть слоги, соответствующие отдельным длительностям. Например, «та» – четверть, «ти» – восьмая, позднее «тири» – шестнадцатая. Система ритмослогов – надежный «код» к расшифровке несложной ритмической нотации. В конце донотного периода (учитель индивидуально определяет продолжительность этого периода, принимая во внимание возраст и развитие данного ученика), учащиеся уже могут исполнить несколько заданий, связанных с изучением нотного текста:

  • записать ритм услышанной, сочиненной или исполняемой песенки;

  • прочитать (ритмослогами, хлопками, притопами) запись нетрудных ритмических фигур (четверти, восьмой в разных комбинациях).

К этому времени учащиеся уже овладевают исходными пианистическими движениями и без помощи контроля зрения могут ориентироваться на клавиатуре.

Авторы многих фортепианных школ, а также учебников сольфеджио начинают обучение с интервала секунды, расширяя постепенно диапазон до терции, кварты и т.д. Этот способ, несмотря на видимую простоту, имеет много недостатков. Одним из них является то, что секунда – не самый простой для слухового восприятия интервал. М. И. Глинка, основательно изучивший методику и практику вокального искусства, считал секунду самым трудным интервалом и переносил его изучение на конец курса, уделяя значительное внимание терции.

И действительно, запись терции зрительно воспринимается легко. Не случайно малая терция была выбрана как начальный интервал в  системах музыкального воспитания Карла Орфа и Золтана Кодая. Малая терция – типичный интервал многих детских песен и музыки разных народов мира.

Ознакомление с другими интервалами может происходить по-разному, важно только то, чтобы каждый выбранный нами способ соответствовал необходимым условиям:

  • мелодические линии песенок и произведений, с помощью которых мы «открываем» нотный стан, должны расширяться поступенно;

  • на начальном этапе обучения важно привлечение произведений народной музыки – кладовой народной мудрости. Чем раньше ученик встречается с чёрными клавишами, тем быстрее и легче он овладеет знаками альтерации. Хорошо, если учитель сумеет связать внешний вид этих знаков с конкретными образами из жизни. Например, обозначение диеза можно сравнить с лестницей, по которой нотка входит вверх, а бемоль можно сравнить с мягким креслом, в которое она как бы садится (опускается); бекар – со сломанным стулом, с которого падает диез и бемоль.

  • фактура изложения музыкального материала для начинающих пианистов должна быть близка типичной фортепианной фактуре.

Следующим этапом становится простейший аккомпанемент, состоящий  из длинной ноты или интервала, чаще чистой квинты.

Именно теперь можно ввести понятие размера и единицы пульса, и в конце фразы уже может появиться половинка с точкой. После этого ученик знакомится с ритмом четверти с точкой и восьмой длительностью.

Большую роль выполняют технические упражнения в одной позиции. Ученик играет их одной аппликатурой, но от разных звуков. Быстрота и точность двигательной реакции на читаемый текст в огромной степени зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенной до автоматизма способности быстрого выбора самой удобной в данной ситуации аппликатуры.

Все упражнения с самого начала исполняются без зрительного контроля, т.е. «слепым» методом. Ни в коем случае они не должны исполняться сухо и формально, а должны быть живыми и энергичными. Такие художественно-исполнительские задания способствуют концентрации внимания, а их осознанное и выразительное исполнение намного быстрее приводит к желаемым результатам.

А вот еще одно важное условие: исполнение каждого очередного задания должно быть обязательно подготовлено в воображении. Ученик должен мысленно услышать и исполнить будущий мотив, его ритм, мелодическую линию, представить себе движение пальцев.

Упражнения конструируются согласно следующим правилам:

  • посвящаем одинаковое внимание обеим рукам; первые упражнения одноголосны и играются каждой рукой отдельно;

  • мелодическая линия должна усложняться постепенно. Тут мы стремимся к овладению быстрого зрительного и слухового определения интервала, либо аккорда, на основе его записи, и до реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал. Научить этому можно, опираясь на элементарные (типичные) аппликатурные формулы: секунда – соседними  пальцами, терция – через палец, кварта – через два пальца,  квинта, секста, септима и октава – крайними  пальцами.

Очередность изучения гармонических интервалов, их звучание и «внешний вид», имеет большое значение. Начинаем изучение от терции, мелодические формы записи которой нам уже известны. Чистая квинта, с которой ученик уже познакомился, аккомпанируя мелодическим упражнениям, должна быть следующим интервалом. Ребенок учится играть терции тремя аппликатурными способами: 1/3,2/4, 3/5, квинты только в одном варианте: 1/5, а кварты в двух вариантах: 1/4 ,2/5.секста, септима и октава появляется позже.

В таких упражнениях ученик впервые встречается с типичными для фортепианной музыки созвучиями. Трудно ожидать, чтобы ученик сразу сумел прочитать и сыграть эти созвучия, как звуковой комплекс. Поэтому необходимо концентрировать его внимание на нижней строчке созвучия. Навык чтения вертикальных комплексов снизу вверх с опорой на бас очень пригодится в будущем, когда созвучия будут намного сложнее.

Обучение чтению аккордов – важный момент формирования навыка так называемого релятивного чтения – именно теперь формируется способность прочтения аккорда, как собранного «нотного образа». Самый нижний звук выполняет роль «носителя» целого аккорда; находится позиция этого звука на нотном стане как ноты, остальные звуки читаются относительно рисунку – важно расстояние между ними, а не положение их на нотном стане. Текст фортепианной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.

Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст. Восьми-девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов.

Американский педагог и исследователь Сидней Лоуренс экспериментально установил, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов, требуется в среднем 3 секунды.

Распускалась черёмуха, кусты дикой смородины позеленели.

Если эти шесть слов записать вертикально, то на их чтение тратится примерно 12 секунд.

Если расположить это предложение на линейках, напоминающих нотный стан и прочитать его, то потребуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше, чем для чтения текста по горизонтали.

Отрабатывать быструю реакцию пальцев на разные виды аккордом можно следующим способом: каждый рисунок аккорда записывается на отдельной карточке, потом эту карточку показываем ученику и после 2 – 3 секунд забираем ее. Ученик должен запомнить «знак», представить его в воображении, услышать его, подумать об аппликатуре и сыграть на инструменте.

Заканчивая размышления, обратим внимание на некоторые правила, следовать которым мы должны, выбирая материал для чтения с листа.

В течение первого года обучения нотный текст, при помощи которого мы формируем навык чтения нот с листа должен служить общему пианистическому развитию ученика. Иначе говоря, произведения, с помощью которых мы обучаем игре с листа, так же помогают в формировании элементарных исполнительских навыков. В дальнейшем обучении репертуар усложняется согласно растущим требованиям. Знания разных стилей, а также умение схватывать новые музыкальные формы – это два основных элемента, которые обуславливают мастерство в чтении нот с листа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важными составляющими навыка чтения нот с листа являются:

- техника быстрого чтения нотной записи;

- умение свободной ориентации на клавиатуре, быстрого выбора самой нужной аппликатуры.

Лучшие результаты в обучении достигаются тогда, когда формирование навыка чтения с листа начинается с первых дней обучения игре на инструменте, перед тем, как успеет закрепиться  навык разбора произведения «отдельными слогами». Эта вредная привычка позднее может стать серьезным препятствием в обучении чтения нот с листа.

Основные принципы формирования навыка чтения нот с листа в первые годы обучения пианиста:

- вместе с развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная ориентировка рук на клавиатуре без помощи зрительного контроля.

- аппликатурные упражнения помогают выработать быструю и точную реакцию пальцев на нотную картину.

- освоение нотной графики происходит в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинении и т.д.

- в слуховой, зрительной и двигательной памяти ученика постепенно аккумулируются типичные фактурные, ритмические и мелодические формы, характерные для различных стилей фортепианной музыки.

- приучая ученика к общим «стереотипам» фортепианного текста, необходимо учить его преодолевать эти «стереотипы» и формировать в нем готовность принимать всё новое.

Работа над формированием навыка чтения нот с листа ни в коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обучения. Процесс этот необходимо продолжать весь период обучения в музыкальной школе. Способность быстрого и свободного чтения нот откроет перед молодыми музыкантами широкие возможности ознакомления с богатейшей музыкальной литературой. Результатом этих занятий должна стать потребность познавать новое, постоянно музицировать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Чтение с листа на уроках специального фортепиано в музыкальной школе

Автор: Скипина Белла Дмитриевна

Дата: 30.11.2019

Номер свидетельства: 529468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А. "
    ["seo_title"] => string(138) "komplieksnaia-proghramma-dlia-podghotovitiel-nogho-klassa-po-spietsial-nosti-udarnyie-instrumienty-soavtorov-zabighulina-ie-r-mishinoi-v-a"
    ["file_id"] => string(6) "173756"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424020157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641930"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133990"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641736"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства