Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета «Фортепиано», его место и роль в образовательном процессе;
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана в ДШИ №2 на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а так же на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представление учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на духовом отделении необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано».
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета «Фортепиано» для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 7 лет (со 2 по 8 класс).
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано».
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану ДШИ №2 предлагается по 0,5 часа аудиторских занятий в неделю для учащихся народного отделения со 2-го по 8 класс, при этом 0,5 академического часа для 2 класса вводится в вариативную часть учебного плана. Освоение предмета «Фортепиано» со 2 класса в ДШИ №2 обусловлено методической целесообразностью и традициями школы. Программа предмета «Фортепиано» по учебному плану предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 1,5 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Народные инструменты (8 лет)
Срок обучения
7 лет
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
462
Количество часов на аудиторные занятия
115,5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
346,5
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детская школа искусств №2
Г.Димитровград
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
Предметная область
ПО. 01. «Музыкальное исполнительство»
Программа по учебному предмету
УП.03. «Фортепиано»
2012
Димитровград
Структура программы учебного предмета «Фортепиано».
I. Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета «Фортепиано», его место
и роль в образовательном процессе…………………………………………………3
2.Срок реализации учебного предмета «Фортепиано»…………………………….3
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
на реализацию учебного предмета «Фортепиано»………………………………...3
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………………4
5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»………………………………4
6. Обоснование структуры программы учебного предмета……………………….5
7. Методы обучения………………………………………………………………….5
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»………………………………………………………………………..5
II. Содержание учебного предмета………………………………………………6
1. Сведения о затрате учебного времени…………………………………………..6
2. Годовые требования по классам…………………………………………………7
III. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………..19
IV. Формы и методы контроля, система оценок………………………………20
V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………….22
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся………………………………………………………………………..24
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
1. Список рекомендуемой нотной литературы………………………………….26
2. Список рекомендуемой методической литературы……………………………31
VII. Дополнительный год обучения (9 класс)………………………………….32
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета «Фортепиано», его место и роль в образовательном процессе;
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана в ДШИ №2 на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а так же на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представление учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на духовом отделении необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано».
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета «Фортепиано» для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 7 лет (со 2 по 8 класс).
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано».
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану ДШИ №2 предлагается по 0,5 часа аудиторских занятий в неделю для учащихся народного отделения со 2-го по 8 класс, при этом 0,5 академического часа для 2 класса вводится в вариативную часть учебного плана. Освоение предмета «Фортепиано» со 2 класса в ДШИ №2 обусловлено методической целесообразностью и традициями школы. Программа предмета «Фортепиано» по учебному плану предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 1,5 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Народные инструменты (8 лет)
Срок обучения
7 лет
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
462
Количество часов на аудиторные занятия
115,5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
346,5
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано».
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретённых ими базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а так же воспитание в нём любви к классической музыке и музыкальному творчеству.
- овладение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учётом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов – non legato, legato, staccato;
- развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
- овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению нот с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
- владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
- приобретение навыков публичных выступлений, а так же интереса к музицированию.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения.
При работе с учащимися педагог использует следующие методы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приёмов, наблюдение);
- практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтение нот с листа, исполнение музыкальных произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано».
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: кабинет (не менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента (фортепиано), а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета.
1. Сведения о затрате учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Продолжительность
учебных занятий
( в неделях)
8-летнее обучение
-
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
8-летнее обучение
-
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)
8-летнее обучение
-
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обеспечения с учётом общего объёма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учётом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Годовые требования по классам.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» в ДШИ №2 распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся отделения народных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.
1-й год обучения соответствует 2 классу народного отделения для 8-летнего обучения.
2-й год обучения соответствует 3 классу народного отделения для 8-летнего обучения.
3-й год обучения соответствует 4 классу народного отделения для 8-летнего обучения.
4-й год обучения соответствует 5 классу народного отделения для 8-летнего обучения.
5-й год обучения соответствует 6 классу народного отделения для 8-летнего обучения.
6-й год обучения соответствует 7 классу народного отделения для 8-летнего обучения.
7-й год обучения соответствует 8 классу народного отделения для 8-летнего обучения.
1-й год обучения.
Ознакомление с инструментом фортепиано, основными приёмами игры, знакомство с основными видами штрихов – non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приёмов звукоизвлечения, динамики.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б. Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой лёгкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий «квинтовый круг», «лад», «тональность».
Гаммы До, Соль, Ре, Ля мажор играются отдельно каждой рукой на одну октаву, аккорд – тоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.
За год учащийся должен выступить 1 раз на академическом концерте в конце II полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а так же по результатам публичных выступлений, выставляется педагогом в конце I и II полугодия.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Салютринская Т. Русская песня.
Тюрк Д. Баюшки-баю.
Любарский Н. Украинская народная песня (дуэт).
«На лужочке, на лугу». Русская народная песня.
Леденёв Р. Маленький канон.
Телеман Г. Пьеса.
Этюды
Гнесина Е. «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих»
Лешгорн А. «Избранные этюды для начинающих», соч. 65.
Школа игры на фортепиано под общей редакцией А. Николаева: этюды.
Пьесы
Абелев Ю. В степи. Осенняя песенка.
Насмешливая кукушка (австрийская народная песня)
Любарский. Курочка.
Филипп. Колыбельная.
Ночь (армянская народная песня).
Курочкин В. Вальс.
Салютринская Т. Пастух играет.
«Женчичок-бренчичок» (украинская народная песня).
Кабалевский Д. Ёжик.
Примеры переводных программ
Вариант 1
Кореневская А. Дождик.
Гедике А. Этюд До мажор.
Ансамбль – Чешская народная песня.
Вариант 2
Королькова И. Частушки.
Гнесина Е. Этюд.
Ансамбль – «Здравствуй, гостья зима».
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приёмов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение нот с листа.
Аттестация проводится в конце I и II полугодия. В I полугодии по результатам текущего контроля, во II полугодии проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.
За год учащийся должен изучить:
2 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
1 произведение полифонического стиля,
1 – 2 ансамбля,
Гаммы До, Соль, РЕ, Ля, Ми мажор отдельно каждой рукой на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним отдельно каждой рукой на одну октаву.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Школа игры на фортепиано под общей редакцией А. Николаева.
Арман Ж. Пьеса ля минор.
Аглинцова Е. Русская песня.
Кригер И. Менуэт.
Курочкин Д. Пьеса.
Левидова Д. Пьеса.
Бах И.С. Полонез соль минор. Буре.
Моцарт Л. Волынка. Буре. Менуэт.
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор.
Гедике А. Ригодон.
Телеман Г.Ф. Гавот.
Этюды
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, часть 1.
Гнесина Е. «Фортепианная азбука».
Беркович И. Этюд Фа мажор.
Гурлит М. Этюд ля минор.
Майкапар А. Этюд ля минор.
Лекуппэ Ф. Этюд До мажор.
Черни – Гермер. Этюды №№ 1 – 15 (1 тетрадь).
Шитте Л. Этюды соч. 108, №№ 1, 3, 5, 7.
Пьесы
Беркович И. 25 лёгких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу».
Гайдн Й. Анданте Соль мажор.
Гедике А. Русская песня, соч. 36.
Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч.28.
Руббах А. «Воробей».
Фрид Г. Грустно.
Шостакович Д. Марш.
Штейбельт Д. Адажио.
Примеры переводных программ
Вариант 1
Гедике А. Этюд ля минор.
Левидова Д. Пьеса.
Руббах А. «Воробей».
Вариант 2
Шитте Л. Этюд, соч. 108, № 17.
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор.
Штейбельт Д. Адажио.
3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлимым элементом выразительного исполнения (П. Чайковский. «Болезнь куклы», А. Гречанинов. «Грустная песенка» и др.).
В 3 классе изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения нот с листа.
За год учащийся должен изучить:
2 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
1 произведение полифонического стиля,
1 часть произведения крупной формы,
1 – 2 ансамбля,
гаммы ля, ми, соль, до минор, отдельно каждой рукой в 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним отдельно каждой рукой в две октавы.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Сен-Люк Ж. Буре.
Гайдн Й. Менуэт.
Моцарт В.А. Ария. Пьеса.
Бах И.С. Менуэт соль минор.
Бёрд В. Аллегретто.
Телеман Г. Аллегро.
Беркович И. Русская песня.
Ой, летает сокол (украинская народная песня).
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор.
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, часть 2, соч. 58 «Ровность и беглость».
Беркович И. Вариации «Во саду ли, в огороде». Сонатина До мажор.
Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка».
Штейбельт А. Сонатина До мажор.
Пьесы
Тюрк Д. Г. Песенка.
Гедике А. Русская песня.
Александров А. Новогодняя полька.
Гайдн Й. Анданте.
Гедике А. Пьесы. Соч. 36, №№ 21, 23, 31.
Гречанинов А. Вальв. На лужайке. Грустная песенка.
Дварионас Б. Прелюдия.
Майкапар А. Избранные пьесы: Утром. Гавот. Песенка. Вальс. Колыбельная.
Свиридов Г. Ласковая просьба.
Глинка М. Полька.
Роулей А. В стране гномов.
Берлин Б. Обезьянки на дереве.
Жилинский А. Детская полька.
Ансамбль
Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон Жуан».
Шуберт Ф. Немецкий танец.
Глинка М. Жаворонок. Кавалерийская рысь.
Шуберт Ф. Вальс.
Альбиони Т. Адажио.
Моцарт В.А. Тоска по весне.
Чайковский П. Мой Лизочек. Пять русских народных песен.
Танец маленьких лебедей.
Примеры переводных программ
Вариант 1
Черни – Гермер. Этюд №10 (1 часть)
Беем. Г. Менуэт.
Дварионас Б. Прелюдия.
Вариант 2
Лешгорн А. Этюд, соч. 65 №11
Перселл Г. Ария.
Майкапар А. Колыбельная.
4 год обучения
За год учащийся должен изучить:
3 этюда,
2 - 3 разнохарактерные пьесы,
1 произведение полифонического стиля,
1 произведение крупной формы.
1 – 2 ансамбля,
продолжение работы над формированием навыков чтения нот с листа,
гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор аккорды, арпеджио к ним отдельно каждой рукой на две октавы, хроматические гаммы от белых клавиш отдельно каждой рукой на две октавы.
Майкапар А. Мимолётное видение. Пастушок. Мотылёк.
Алябьев А. Пьеса соль минор.
Гедике А. Скерцо.
Лядов А. Колыбельная.
Чайковский П. Болезнь куклы. Старинная французская песенка.
Мясковский Н. Беззаботная песенка.
Кюи Ц. Испанские марионетки.
Дварионас Б. Прелюдия.
Шуман Р. Первая утрата.
Хачатурян А. Андантино.
Ансамбль
Бетховен Л. Немецкие танцы.
Беркович И. Соч. 90, фортепианные ансамбли.
Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки.
Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки, №№ 1, 2, 6.
Шмитц М. Весёлый разговор.
Шварц С. Далёко, далёко за морем.
Примеры переводных программ
Вариант 1
Лемуан А. Этюд, соч. 37, № 10.
Моцарт В.А. Аллегретто.
Алябьев А. Пьеса соль минор.
Вариант 2
Черни – Гермер. Этюды №29 (1 тетрадь).
Бах И.С. Маленькая прелюдиия До мажор.
Андре А. Сонатина Соль мажор.
5 год обучения
Учащиеся старших классов должны привлекаться к участию в фортепианном конкурсе «Зимние узоры», проводимым преподавателями Димитровградского музыкального училища 1 раз в два года, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.
Годовые требования:
3 этюда,
2 - 4 разнохарактерные пьесы,
1 произведение полифонического стиля,
1 произведение крупной формы.
1 – 2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение нот с листа,
мажорные гаммы от чёрных клавиш, к ним – аккорды и арпеджио, отдельно каждой рукой на 2 октавы.
Коровицин В. Королевская гвардия. Грустная принцесса.
Косенко В. Вальс. Пастораль, соч. 15.
Ансамбль
Чайковский П. Не бушуйте, ветры буйные.
Шуберт Ф. Лендлер.
Островсий А. Школьная полька.
Обработка Кочуговой И. Молдавеняска.
Беркович И. Марш.
Примеры переводных программ
Вариант 1
Гедике А. Этюды, соч. 47, № 15.
Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4.
Гурлит К. Сонатина.
Вариант 2
Лемуан А. . Этюды, соч. 37, № 55.
Гондельвейзер А. Фугетта ми минор.
Беркович И. Сонатина.
6 год обучения
Годовые требования:
3 этюда,
2 - 4 разнохарактерные пьесы,
1 произведение полифонического стиля,
1 произведение крупной формы.
1 – 2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение нот с листа,
мажорные и минорные гаммы от чёрных клавиш, к ним – аккорды и арпеджио, отдельно каждой рукой на 2 октавы, хроматические гаммы отдельно каждой рукой на две октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И. С. Маленькие прелюдии, часть 2 – До мажор, ре минор, Ре мажор.
Чайковский П. Утреннее размышление. Мазурка. Русская песня.
Шуман Р. Маленький романс. Северная песня. Песенка жнецов.
Сицилийская песенка. Всадник. Пьеса Фа мажор.
Ансамбль
Шуберт Ф. Экосезы, соч. 53.
Чемберджи К. Снегурочка.
Глиэр Р. Мазурка, соч. 38.
Штраус Р. Полька Трик-трак.
Лей Ф. История любви.
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
Миллер М. Серенада солнечной долины.
Примеры переводных программ
Вариант 1
Бах И. С. Маленькая прелюдия, часть 2 – До мажор,
Вебер К. М. Сонатина Соль мажор, часть 1.
Косенко В. Скерцино, соч. 15.
Вариант 2
Лешгорн А. Этюд соч. 65, № 4.
Мясковский Н. 2-х голосная фуга ре минор.
Чимароза Д. Сонатина. Соль минор.
7 год обучения
Годовые требования:
3 этюда,
2 - 4 разнохарактерные пьесы,
1 произведение полифонического стиля,
1 произведение крупной формы.
1 – 2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение нот с листа,
мажорные и минорные гаммы от чёрных клавиш, к ним – аккорды и арпеджио, отдельно каждой рукой на 2 октавы, хроматические гаммы отдельно каждой рукой на две октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. Французская сюита си минор. Менуэт.
Мясковский Н. Элегическое настроение. Канон. Маленький дуэт.
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Диабелли А. Сонатина Соль мажор, Ми бемоль мажор, фа мажор.
Пьесы
Шуберт Ф. Вальс Ля бемоль мажор, си минор, Сентиментальный вальс.
Шуман Р. Дед мороз. Фантастическая пьеса.
Мендельсон. Песня без слов.
Мордасов М. Буги–вуги.
Питерсон О. Волна за волной.
Ансамбль
Аренский А. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: Кукушечка, Сказка.
Кюи Ц. У ручья.
Моцарт В. А. Менуэт из симфонии № 40, часть 3.
Парцехаладзе П. В цирке.
Примеры выпускных программ
Вариант 1
Бах И. С. Гавот в форме рондо.
Вебер К.М. Сонатина До мажор, 1 часть.
Геллер С. Этюд Фа мажор.
Вариант 2
Лешгорн А. Этюд, соч. 66, № 5.
Гайдн Й. Соната Соль мажор, №11, часть 1.
Шуберт Ф. Вальс Ля бемоль мажор.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения и навыки:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приёмов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
- знания музыкальной терминологии;
- умение самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
- умение использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
- навыки публичных выступлений на академических концертах;
- навыки чтения нот с листа лёгкого музыкального текста;
- навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. д.
Промежуточнаяаттестация проводится в конце второго полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок с приглашением комиссии и выставлением оценки.
Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения.
Выступление на городском фортепианном конкурсе «Зимние узоры» также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам оценок I и II полугодия. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.
2.Критерииоценкикачестваисполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица3
Оценка
Критерииоцениваниявыступления
5 («отлично»)
предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа,
исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен
программа не соответствует году обучения, при
исполнении произведений обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. Методическоеобеспечениеучебногопроцесса
1.Методическиерекомендациипреподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы
контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать городском фортепианном конкурсе «Зимние узоры».
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
- решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
- работа над приемами звукоизвлечения;
- тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
-формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
-разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся народных отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися народного отделения по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций в ДШИ № 2 – 1,5 часа в неделю.
Для организации домашних занятий необходимым или желательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере
тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Списокрекомендуемойнотнойлитературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом легких переложений для фортепиано в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов, 1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев, 1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
И.С. Бах
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо.
СПб.: Композитор, 1997
БеренсГ. Этюды. М.:Музыка,2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993 Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка 2011
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Учебное пособие / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999
Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160 Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учебное пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учебное пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972 Педагогический репертуар ДМШ для фортепиано. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. Пособие. Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 те
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160 Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011
Школа игры на фортепиано: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973