Несмотря на то, что навык чтения с листа является одним из самых важных для любого современного музыканта (это навык, который позволяет изучать бесконечное количество самых разных произведений), однако, это до сих пор один из самых менее развиваемых навыков среди большинства музыкантов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 им. Г.В.Свиридова» г.Курска
Доклад на тему:
Чтение с листа.
Составитель преподаватель
отделения народных инструментов
Довгопол Ж.Я.
Курск 2021г.
Несмотря на то, что навык чтения с листа является одним из самых важных для любого современного музыканта (это навык, который позволяет изучать бесконечное количество самых разных произведений), однако, это до сих пор один из самых менее развиваемых навыков среди большинства музыкантов.
Что касается нашего инструмента, то чтение с листа находится на низком уровне.
На «Кубке мира» до конца 60х годов на 1 туре участник обязан был прочитать с листа произведение, содержащее в себе ряд запрограммированных сложностей. Однако, в последствии чтение с листа было исключено из условий конкурса, т.к. не давало объективного представления о мастерстве музыкантов.
Известно, что воспитанием ребенка необходимо заниматься с момента зачатия, воспитание музыканта не менее трудоемкий процесс. Как научить ребенка подходить к чтению с листа интеллектуально и эмоционально, видеть все, что написано в нотах, чувствовать, что выражают все текстовые знаки. Как сделать так, чтобы технология, а мы говорим о том, что она находится на уровне подсознания при чтении с листа, всегда была верной и при проверке ее сознанием не возникало дисгармонии? Вопрос очень сложный, но необходимо искать пути для его решения.
Привычки закладываются с первого урока. Хочется подчеркнуть важность первого впечатления от встречи с музыкой для нашего подсознания.
Многие видные музыканты – педагоги рекомендуют начинать обучение с формирования определенных слуховых представлений, т.е. разучивать пьесы по слуху, а не по нотам. С самого начала необходимо воспитание бережного отношения к нотному тексту.
Уже на этом этапе необходимо побуждать ребенка к творческому подходу к тексту. Для этого можно провести небольшой конкурс – 2-3 учащихся читают с листа одну и ту же мелодию, тут же сами обсуждают свою игру, указывают достоинства и недостатки (естественно, под чутким руководством педагога). Думаю, что будет лучше, если на уроке будет присутствовать 2-3 ученика, тогда это (в зависимости от желания и фантазии педагога) может принять интересную игровую форму.
Начинать с двух нот и двух длительностей. По мере роста ученика – усложняются задания, увеличивается количество нот и длительностей, штрихи, паузы, динамика.
Чтение с листа на уроке – это одна из форм подачи информации, особенно не начальном этапе обучения. Занимаясь обучением чтению с листа, нужно помнить основные принципы дидактики – последовательность и доступность, т.е. степень сложности материала должна соответствовать уровню подготовки ученика.
Чтение с листа – это процесс, в котором соединен целый комплекс умений и навыков. Он требует от музыканта большого напряжения и отдачи. Конструктивные особенности аккордеона и баяна создают определенные сложности, это связано с наличием 3х клавиатур разной природы: клавиши, кнопки, мех.
Внимание постоянно раздваивается или даже разтраивается. Это все происходит на подсознательном уровне, т.е. все, это связано с аппликатурой, ведением и сменой меха, штрихами, мы отдаем подсознанию, с тоже время сознательно стараясь составить точнее представление о характере звука, мелизматике, агогике, динамической и ритмической нюансировке.
Выходя далее на более высокий уровень освоения произведения, занимаясь выявлением фактурных особенностей, мы понимаем, насколько важно первое впечатление для воспитания привычек.
Сто такое привычка? Как сказал классик: «Свыше нам дана…». Музыканту свыше привычка к правильной аппликатуре, артикуляции, штрихам – не дается, а вырабатывается в процессе длительной работы (в конце концов, сама работа становится необходимостью – привычкой). Конечный результат (публичное выступление) основан на привычках, и чем они правильнее, тем лучше результат.
Я выделила шесть принципов, без которых чтение с листа невозможно.
1.Начать необходимо с хорошей теоретической базы. Давайте подумаем, смогли бы мы читать, если бы не знали букв и правил пунктуации? Конечно, нет. Поэтому первый этап – это просто научиться распознавать ноты, длительности, произносить их вслух. Пока вы не научились просто, без инструмента считывать ноты – бесполезно это переносить на инструмент. И многие уже застревают на этом уровне. Это все – равно, что читать книгу, не выучив буквы. Ничего не поймешь. На этом этапе необходимо посидеть, пока вы не почувствуете легкость, как при чтении книг.
2. Это понимание цепочки: вижу – слышу – играю. Вначале у ученика будет этап: вижу – играю – слышу. Т.к. навык чтения с листа это целая система взаимосвязей зрения, слуха и моторики. Конечно, овладеть сразу всей этой системой не просто. Поэтому нужно идти поступенно.
Сначала освоить связь вижу – слышу. Для этого нужно взять знакомое произведение и слушать его, глядя в ноты. Для этого лучше вначале использовать знакомые мелодии, чтобы можно было сравнить, звучит это как надо или не похоже. Даже если вы не знаете нот вы все равно должны почувствовать восприятие звуковысотности мелодии и понимать куда она пошла (вверх или вниз). За этим процессов вы должны следить в нотном тексте, тем самым развивая графическое восприятие нот. Необходимо воспитывать у учащегося внутренний слух, для того, чтобы цепочка – вижу – слышу – играю – не нарушалась. Здесь, конечно же, помогает развитие навыков сольфеджио.
3. Необходим навык играть, не глядя на клавиатуру. Т.е. когда ваши руки хорошо ориентируются на клавиатуре без поддержки зрения, а ваш взгляд все время направлен в нотный текст. Для развития этого можно предложить поиграть свои выученные пьесы с закрытыми глазами. Научиться чувствовать клавиатуру. Чтобы не возникала картина, которую очень часто можно видеть у начинающих – смотрит в ноты, долго считает, что за нота, затем опускает голову и долго ищет ее на инструменте, затем опять поднимает взгляд и считает следующую ноту. Конечно, здесь ни о каком чтении с листа речь не идет. Потому, что это очень медленный процесс, и он не приведет к нужному результату. Поэтому нужно учиться играть в темноте, развивать тактильные ощущения.
4. Важнейший пункт, это связь теории музыки с чтением с листа. Обратите внимание, мы не можем читать текст, смысла которого не понимаем. Музыка состоит из осмысленных, понятных и часто повторяемых логичных элементов. Если вы их быстро считываете. Например, вы видите аккорд или арпеджио. Начинающие музыканты видят это, как отдельную ноту, что затрудняет процесс чтения. Если вы знаете элементарную теорию музыки, то вы видите этот такт, как уже один собранный элемент. Или в гаммообразном пассаже нам уже не нужно разглядывать каждую ноту отдельно. Так же и с секвенциями. Нужно научиться видеть ноты группами, вертикальными (интервалы, аккорды) и горизонтальными.
5.Важную роль играет аппликатура. Нужно знать аппликатурные формулы. Именно поэтому важно играть гаммы, арпеджио, потому, что в них заложены формулы, которые вам будут постоянно встречаться в произведениях и вместо того, чтобы их постоянно разбирать, вы уже будете использовать их, как наработанный шаблон.
6. И, наконец, то, к чему мы приходим в итоге, что является основой чтения с листа - это предугадывание. Другими словами - это забегать глазами вперед. Гениальный Рахманинов умел предвосхищать текст на целую страницу. Как правило, ученик очень боится оторваться от той ноты, которую он играет. Это умение видеть не 2-3 такта вперед. Когда играешь первый такт всегда смотришь на следующий. Для работы над этим качеством подойдет прослушивание произведений с нотами на руках. Тогда исчезает страх смотреть вперед. И мы начинаем учиться предугадыванию.
Закладывая основы культуры чтения с листа, нельзя не учитывать индивидуальных особенностей учащихся.
Одни сразу понимают необходимость смотреть в ноты и соотносить с текстом свое музыкальное чувство (но таких мало), другие – не видят в нотах ничего (и таких очень много). Они заучивают неверные ноты и ритм, не замечают темпов, нюансов, штрихов и т.д. Это, так называемая, «текстовая слепота» связана с некоторыми техническими особенностями.
Это: - нетерпеливость, стремление поскорее перейти от наскучившего изучения к исполнению:
- образование ошибочных ощущений (если определенный порядок уловлен в двух соседних фразах, то он же распространяется на все похожие места;
- перестраховка, в основе лежит преувеличение поступившего сигнала (лишние знаки, ноты и т.д.);
- преувеличенная уверенность в своем музыкальном чутье, приводит к игнорированию различных авторских знаков и ремарок.
Педагог должен свести эти психологические заблуждения к нулю. Грамотность – основа творчества.
А чтобы овладение грамотностью в сознании ученика не приняло форму повинности, необходимо внушить ему чувство уважения, интереса и пытливости ко всему, что написано в нотах, к мысли о том, что ха этими значками скрывается что - то важное и интересное.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть важность умения хорошо читать с листа. Ведь это основа дальнейшей творческой работы.