kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ансамбль и строй

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Воспитание ансамблевых навыков в хоре, со­стоящем из младших школьников, задача весьма трудная. Как известно, под ансамблем подразуме­вается прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. До­стичь же такого пения бывает нелегко из-за того, что у малышей часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Обя­зательно найдется в хоре мальчик или девочка, ко­торые вдруг начинают петь громче, чем другие, или ускорять темп, или, наконец, просто смотреть в сторону, отключаясь от творческого процесса. Руководителю хора следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чув­ство ответственности как у всех за одного, так и  у каждого за коллектив. В повседневных занятиях нужно пропевать «как на концерте» разучиваемое произведение если не целиком, то хотя бы отдель­ные ело части.

Для достижения единства в ансамбле все ком­поненты одинаково важны: интонационная слажен­ность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т. д. и т. п. Сле­дует особо подчеркнуть, что каждый из названных выше компонентов успешно развивается только в процессе практической деятельности на основе разучивания  высокохудожественного  репертуара.

В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора. На репети­циях рекомендуется рассаживать детей так же, как они стоят на концерте. Каждый ребенок должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чув­ствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ан­самбля прежде всего в динамическим отношении. Научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность поможет само­контроль детей за качеством исполнения. Навык анализа характера пения следует воспитывать по­стоянно. С этой целью можно, например, разбить хор на две равные части и попеременно исполнять произведение. Опенка ребят и самого руководите­ля принесет большую пользу в воспитании созна­тельного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых.

Полезно также, хотя и ограниченно, практико­вать пение с закрытым ртом, при котором хористы особенно хорошо слышат себя и коллектив в^це-лом,. Но самую большую пользу в работе над ди­намикой при едином ансамбле дает разучивание произведений, имеющих яркое образное содержа­ние. Так, достижение мялкой динамической кра­ски в украинской народной песне «Колыбель­ная» облегчается ее спокойным характером и ясностью сюжетной линии. Смена динавдики с уме­ренной на громкую происходит у детей естест­веннее и проще, когда она связана с контрастным сопоставлением в сюжете, как, например, в бело­русской народной пеоне «Сел комарик на дубо­чек»:

Он сидит и напевает, Черных мушек забавляет. Ай люли, люли, люли, Черных мушек забавляет.

Буря с неба налетела, Грозным громом загремела. Ой, с дубочка, ой с листочка Буря сдула комарочка.

 

Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль при­надлежит двигательным компонентам. Полезно заставлять детей ритмично ходить под музыку, от­хлопывать, отстукивать и даже «вытанцовывать» ритмический рисунок произведения. В качестве уп­ражнения можно рекомендовать одной группе хора петь свои партии, второй--топать метрические до­ли, а третьей — отхлопывать ритмический рисунок. Хормейстер при этом внимательно контролирует выполнение задания каждой группой, но не дири­жирует. Пропевание хоровых сочинений без дири­жера также помогает выработке ритмической и темповой устойчивости.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ансамбль и строй »

Ансамбль и строй

Воспитание ансамблевых навыков в хоре, со­стоящем из младших школьников, задача весьма трудная. Как известно, под ансамблем подразуме­вается прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. До­стичь же такого пения бывает нелегко из-за того, что у малышей часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Обя­зательно найдется в хоре мальчик или девочка, ко­торые вдруг начинают петь громче, чем другие, или ускорять темп, или, наконец, просто смотреть в сторону, отключаясь от творческого процесса. Руководителю хора следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чув­ство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив. В повседневных занятиях нужно пропевать «как на концерте» разучиваемое произведение если не целиком, то хотя бы отдель­ные ело части.

Для достижения единства в ансамбле все ком­поненты одинаково важны: интонационная слажен­ность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т. д. и т. п. Сле­дует особо подчеркнуть, что каждый из названных выше компонентов успешно развивается только в процессе практической деятельности на основе разучивания высокохудожественного репертуара.

В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора. На репети­циях рекомендуется рассаживать детей так же, как они стоят на концерте. Каждый ребенок должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чув­ствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ан­самбля прежде всего в динамическим отношении. Научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность поможет само­контроль детей за качеством исполнения. Навык анализа характера пения следует воспитывать по­стоянно. С этой целью можно, например, разбить хор на две равные части и попеременно исполнять произведение. Опенка ребят и самого руководите­ля принесет большую пользу в воспитании созна­тельного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых.

Полезно также, хотя и ограниченно, практико­вать пение с закрытым ртом, при котором хористы особенно хорошо слышат себя и коллектив в^це-лом,. Но самую большую пользу в работе над ди­намикой при едином ансамбле дает разучивание произведений, имеющих яркое образное содержа­ние. Так, достижение мялкой динамической кра­ски в украинской народной песне «Колыбель­ная» облегчается ее спокойным характером и ясностью сюжетной линии. Смена динавдики с уме­ренной на громкую происходит у детей естест­веннее и проще, когда она связана с контрастным сопоставлением в сюжете, как, например, в бело­русской народной пеоне «Сел комарик на дубо­чек»:

Он сидит и напевает, Черных мушек забавляет. Ай люли, люли, люли, Черных мушек забавляет.

Буря с неба налетела, Грозным громом загремела. Ой, с дубочка, ой с листочка Буря сдула комарочка.


Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль при­надлежит двигательным компонентам. Полезно заставлять детей ритмично ходить под музыку, от­хлопывать, отстукивать и даже «вытанцовывать» ритмический рисунок произведения. В качестве уп­ражнения можно рекомендовать одной группе хора петь свои партии, второй--топать метрические до­ли, а третьей — отхлопывать ритмический рисунок. Хормейстер при этом внимательно контролирует выполнение задания каждой группой, но не дири­жирует. Пропевание хоровых сочинений без дири­жера также помогает выработке ритмической и темповой устойчивости.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ансамбль и строй

Автор: Буров Виктор Петрович

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля "
    ["seo_title"] => string(155) "vokal-naia-improvizatsiia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-na-zaniatiiakh-vokal-nogho-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "236931"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444202778"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Особенности работы с хоровым коллективом - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «КЛАСС АНСАМБЛЯ» "
    ["seo_title"] => string(99) "osobiennosti-raboty-s-khorovym-kolliektivom-mietodichieskoie-posobiie-po-priedmietu-klass-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "232396"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442835008"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Формирование личности учителя музыки средствами фольклорного музыкального ансамбля"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_lichnosti_uchitielia_muzyki_sriedstvami_fol_klornogho_muzykal_nogh"
    ["file_id"] => string(6) "457010"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518508544"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Методическое сообщение "Зачем нужна игра в ансамбле?""
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskoie-soobshchieniie-zachiem-nuzhna-ighra-v-ansamblie"
    ["file_id"] => string(6) "311888"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459262529"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "рабочая программа по предмету "Хор" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-khor"
    ["file_id"] => string(6) "218545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433835373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства