Воспитание ансамблевых навыков в хоре, состоящем из младших школьников, задача весьма трудная. Как известно, под ансамблем подразумевается прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь же такого пения бывает нелегко из-за того, что у малышей часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Обязательно найдется в хоре мальчик или девочка, которые вдруг начинают петь громче, чем другие, или ускорять темп, или, наконец, просто смотреть в сторону, отключаясь от творческого процесса. Руководителю хора следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив. В повседневных занятиях нужно пропевать «как на концерте» разучиваемое произведение если не целиком, то хотя бы отдельные ело части.
Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т. д. и т. п. Следует особо подчеркнуть, что каждый из названных выше компонентов успешно развивается только в процессе практической деятельности на основе разучивания высокохудожественного репертуара.
В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора. На репетициях рекомендуется рассаживать детей так же, как они стоят на концерте. Каждый ребенок должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чувствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ансамбля прежде всего в динамическим отношении. Научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность поможет самоконтроль детей за качеством исполнения. Навык анализа характера пения следует воспитывать постоянно. С этой целью можно, например, разбить хор на две равные части и попеременно исполнять произведение. Опенка ребят и самого руководителя принесет большую пользу в воспитании сознательного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых.
Полезно также, хотя и ограниченно, практиковать пение с закрытым ртом, при котором хористы особенно хорошо слышат себя и коллектив в^це-лом,. Но самую большую пользу в работе над динамикой при едином ансамбле дает разучивание произведений, имеющих яркое образное содержание. Так, достижение мялкой динамической краски в украинской народной песне «Колыбельная» облегчается ее спокойным характером и ясностью сюжетной линии. Смена динавдики с умеренной на громкую происходит у детей естественнее и проще, когда она связана с контрастным сопоставлением в сюжете, как, например, в белорусской народной пеоне «Сел комарик на дубочек»:
Он сидит и напевает, Черных мушек забавляет. Ай люли, люли, люли, Черных мушек забавляет.
Буря с неба налетела, Грозным громом загремела. Ой, с дубочка, ой с листочка Буря сдула комарочка.
Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно заставлять детей ритмично ходить под музыку, отхлопывать, отстукивать и даже «вытанцовывать» ритмический рисунок произведения. В качестве упражнения можно рекомендовать одной группе хора петь свои партии, второй--топать метрические доли, а третьей — отхлопывать ритмический рисунок. Хормейстер при этом внимательно контролирует выполнение задания каждой группой, но не дирижирует. Пропевание хоровых сочинений без дирижера также помогает выработке ритмической и темповой устойчивости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ансамбль и строй »
Ансамбль и строй
Воспитание ансамблевых навыков в хоре, состоящем из младших школьников, задача весьма трудная. Как известно, под ансамблем подразумевается прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь же такого пения бывает нелегко из-за того, что у малышей часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Обязательно найдется в хоре мальчик или девочка, которые вдруг начинают петь громче, чем другие, или ускорять темп, или, наконец, просто смотреть в сторону, отключаясь от творческого процесса. Руководителю хора следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив. В повседневных занятиях нужно пропевать «как на концерте» разучиваемое произведение если не целиком, то хотя бы отдельные ело части.
Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т. д. и т. п. Следует особо подчеркнуть, что каждый из названных выше компонентов успешно развивается только в процессе практической деятельности на основе разучивания высокохудожественного репертуара.
В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора. На репетициях рекомендуется рассаживать детей так же, как они стоят на концерте. Каждый ребенок должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чувствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ансамбля прежде всего в динамическим отношении. Научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность поможет самоконтроль детей за качеством исполнения. Навык анализа характера пения следует воспитывать постоянно. С этой целью можно, например, разбить хор на две равные части и попеременно исполнять произведение. Опенка ребят и самого руководителя принесет большую пользу в воспитании сознательного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых.
Полезно также, хотя и ограниченно, практиковать пение с закрытым ртом, при котором хористы особенно хорошо слышат себя и коллектив в^це-лом,. Но самую большую пользу в работе над динамикой при едином ансамбле дает разучивание произведений, имеющих яркое образное содержание. Так, достижение мялкой динамической краски в украинской народной песне «Колыбельная» облегчается ее спокойным характером и ясностью сюжетной линии. Смена динавдики с умеренной на громкую происходит у детей естественнее и проще, когда она связана с контрастным сопоставлением в сюжете, как, например, в белорусской народной пеоне «Сел комарик на дубочек»:
Он сидит и напевает, Черных мушек забавляет. Ай люли, люли, люли, Черных мушек забавляет.
Буря с неба налетела, Грозным громом загремела. Ой, с дубочка, ой с листочка Буря сдула комарочка.
Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно заставлять детей ритмично ходить под музыку, отхлопывать, отстукивать и даже «вытанцовывать» ритмический рисунок произведения. В качестве упражнения можно рекомендовать одной группе хора петь свои партии, второй--топать метрические доли, а третьей — отхлопывать ритмический рисунок. Хормейстер при этом внимательно контролирует выполнение задания каждой группой, но не дирижирует. Пропевание хоровых сочинений без дирижера также помогает выработке ритмической и темповой устойчивости.