На современном этапе развития педагогической науки актуальным является проблема формирования духовно-нравственных качеств личности будущего учителя музыки средствами фольклора, как компонента поликультурного пространства, основу которого составляют такие фундаментальные понятия образования, как духовность, нравственность и гуманность, способные содействовать непрерывному эволюционному процессу человечества, помогающие личности на её трудном пути восхождения.
По мнению Ш.А. Амонашвили о духовности, нравственности и о гуманизме в образовании сейчас так много говорят и пишут, что эти понятия стали модными и настолько привычными, как будто отражают действительную и повсеместную практику. Между тем, понятиям духовность, нравственность и гуманность суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить низшим ценностям – алчности, культу наживы и т. д. – ценности высшие, и, в первую очередь, такие как: вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру.
Эти понятия не кратковременного порядка, такие, как технические средства или алгоритмизация обучения и пр., которые сегодня есть, а завтра могут уйти. Они – вечные, так как составляют первооснову, действенную суть образования и воспитания. Возвращая им истинное значение, возрождается энергия, накопленная тысячелетиями, которая способна воодушевить многих на духовный подвиг во имя того, чтобы духовность и гуманность стали нормой для каждого из нас.
Так, слово «гуманный» означает: человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях, а проникнутый гуманизмом, основанный на принципах гуманизма. Гуманизм (от латинского Humanus — человеческий) поясняется как мировоззрение, основанное на заботе о благе человека и его правах на свободу, равенство, счастье, уважение его собственного достоинства и т.п., включая право на саму жизнь.
Но Ш.А. Амонашвили говорит, что в этих пояснениях, скорее всего, лишь часть отражения сути. Если подойти к слову Human с позиции санскрита (литературно обработанная разновидность древне индийского языка индоевропейской языковой семьи), то можно обнаружить в нём суть, которая будет означать: человек (смертный), ищущий в себе Свет, связь с Высшим – опору вечности (духа). Human – человек, устремлённый к Высшему, Создателю.
Такой человек свой поиск осуществляет не только и не столько путём погружения в себя, но, главным образом, через мысли и деятельность в пользу людей, через уважение и любовь к каждому человеку, в котором видит себе подобного. Гуманный (человек) принимает каждого как путь поиска своей сущности, и сам становится для другого путём.
Слово «духовный» в толковых словарях почти приравнивается к слову «нравственный». Духовный – это искренний, сердечный, добрый, отзывчивый. А духовность поясняется как интеллектуальная, внутренняя, нравственная сущность человека.
Итак, ансамбль (от фр. Ensemble – вместе, множество) означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей, и является излюбленным с давних времен типом музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом – по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат.
Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно) и другие – можно часто слышать на отечественной и зарубежной концертной эстраде.
Необходимо отметить, что инструментарий народной музыки многолик и включает самые различные виды фольклорных музыкальных инструментов, специфика которых обусловлена их функционированием в культуре, в быту, обрядах, праздниках, а также стилевыми особенностями региональных инструментальных традиций. В последнее время в связи с возрождением национальных традиций возрос интерес не только к песенному, но и к фольклорно – инструментальному творчеству. В составы народных оркестров вводится все большее число фольклорных инструментов. Композиторы, которые пишут для народного оркестра или ансамблей, часто вводят в партитуры различные фольклорные инструменты.
Ярким примером организации студенческого музыкального фольклора является «Казахский ансамбль народных инструментов» студентов 2 и 3 курсов Западно-казахстанского Государственного Университета им. М. Утемисова.
Данный ансамбль включает в себя следующие инструменты:
- Домбра (2, 3) (каз. домбыра) – казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями. Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.
- Кобыз (2,3) – один из самых распространенных музыкальных инструментов (Кылкобыз), относящийся к смычковому двухструнному или четырехструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге «Китаби деде Коркут», датируемой XVIII-IX вв. Слово «кыл» связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей. История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами – помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.
- Асатаяк – древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.
- Даулпаз(дабыл) – казахский ударный музыкальный инструмент типа литавры. Имеет медный шлемовидный корпус (диаметр ок. 300 мм), кожаную мембрану, украшен гравировкой по металлу и цветной тесьмой. Даулпаз использовался в качестве военного – сигнального), иногда охотничьего инструмента; прикреплялся обычно к седлу.
- Шан кобыз – древний язычковый музыкальный инструмент. Изготовлен из деревянной пластинки, посередине которой – язычок. К шанкобызу подвязывается ниточка. Подергиванием ниточки исполнитель колебал язычок, от чего образуется звук. Инструменты изготовлялись также из металла. В основном, были популярны среди женщин. Строй инструмента зависит от длины и толщины язычка.
- Саз сырнай – это духовой музыкальный инструмент, сделанный из глины. Все отверстия в нем для извлечения звука. С эстетической целью, на поверхность сазсырная наносят различные узоры, и покрывают глазурью.
- Ускирик – представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, которому придавали форму различных птиц, животных или просто овальную форму. Звук всех инструментов был мягким, с характерным шипящим призвуком. Глиняные инструменты служили игрушкой, забавой для детей. На этих инструментах дети подражали завываниям ветра, голосам птиц и животных. Звук который издает ускирик напоминает вой вьюги, бурана, ветра, поэтому в некоторых местностях его называют уилдек (гудок).
- Сабызгы – казахский духовой инструмент типа свирели, традиционно изготавливался из тростника или дерева, позже и реже – из серебра. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, ввиду простоты его изготовления. С этим инструментом у казахов связано множество легенд и преданий. Владение сыбызгы считалось обязательным. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее. Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов – кавал у венгров, молдаван и болгар, хыбызгы – у башкир, гаргы тюйдук — у туркмен, цоор — у монголов, шоор — у алтайцев, чоор — у кыргызов и многих других. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.
- Шертер – древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше– он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. Как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую – прямо к головке. Струну, закреплённую на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикреплённую к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны. Шертер употребляли преимущественно для сопровождения кюев, сказаний, легенд. В отличие от асатаяка и дангыры получил широкое распространение в раннем средневековье, в настоящее время используется не так широко. В современное время изменились строение и внешний вид, гриф разделен на лады.
- Уран – духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Изготовлен по рисунку музыканта, исследователя А. Эйхгорна, который встречал этот инструмент у казахов в 1880-е годы. Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.
Основу репертуара студенческого ансамбля народных инструментов Западно-казахстанского Государственного Университета составляет казахская и русская народная музыка патриотического характера, а так же плясовые и лирические произведения.
Помимо ансамбля народных инструментов Западно-казахстанского Государственного Университета достаточно известны и Западно – Казахстанский областной камерный оркестр, фольклорно-этнографический ансамбль "Орал сазы", ансамбль казахских народных инструментов «Ару», фольклорно-этнографический ансамбль «Парма» Национального театра Республики Коми, ансамбль владимирских рожечников, Курский инструментальный ансамбль, Кыргызские фольклорно этнографический ансамбли: «Камбаркан», «Жетиген» и др.
В заключении нашего исследования необходимо отметить, что все виды музыкального фольклора, в том числе и фольклорный инструментальный ансамбль является одним из важнейших средств формирования духовно-нравственных качеств личности будущего учителя музыки.
Список литературы
- Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвилии, 1995
- Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогики. Актуальные вопросы воспитания и развития личности: Книга 1. – М.: Амрита, 2010
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
- Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М., 2003
- Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. М., 2004