kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование личности учителя музыки средствами фольклорного музыкального ансамбля

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития педагогической науки актуальным является проблема формирования духовно-нравственных качеств личности будущего учителя музыки средствами фольклора, как компонента поликультурного пространства, основу которого составляют такие фундаментальные понятия образования, как духовность, нравственность и гуманность, способные содействовать непрерывному эволюционному процессу человечества, помогающие личности на её трудном пути восхождения.

По мнению Ш.А. Амонашвили о духовности, нравственности и о гуманизме в образовании сейчас так много говорят и пишут, что эти понятия стали модными и настолько привычными, как будто отражают действительную и повсеместную практику. Между тем, понятиям духовность, нравственность и гуманность суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить низшим ценностям – алчности, культу наживы и т. д. – ценности высшие, и, в первую очередь, такие как: вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру.

Эти понятия не кратковременного порядка, такие, как технические средства или алгоритмизация обучения и пр., которые сегодня есть, а завтра могут уйти. Они – вечные, так как составляют первооснову, действенную суть образования и воспитания. Возвращая им истинное значение, возрождается энергия, накопленная тысячелетиями, которая способна воодушевить многих на духовный подвиг во имя того, чтобы духовность и гуманность стали нормой для каждого из нас.

Так, слово «гуманный» означает: человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях, а проникнутый гуманизмом, основанный на принципах гуманизма. Гуманизм (от латинского Humanus — человеческий) поясняется как мировоззрение, основанное на заботе о благе человека и его правах на свободу, равенство, счастье, уважение его собственного достоинства и т.п., включая право на саму жизнь.

Но Ш.А. Амонашвили говорит, что в этих пояснениях, скорее всего, лишь часть отражения сути. Если подойти к слову Human с позиции санскрита (литературно обработанная разновидность древне индийского языка индоевропейской языковой семьи), то можно обнаружить в нём суть, которая будет означать: человек (смертный), ищущий в себе Свет, связь с Высшим – опору вечности (духа). Human – человек, устремлённый к Высшему, Создателю.

Такой человек свой поиск осуществляет не только и не столько путём погружения в себя, но, главным образом, через мысли и деятельность в пользу людей, через уважение и любовь к каждому человеку, в котором видит себе подобного. Гуманный (человек) принимает каждого как путь поиска своей сущности, и сам становится для другого путём.

Слово «духовный» в толковых словарях почти приравнивается к слову «нравственный». Духовный – это искренний, сердечный, добрый, отзывчивый. А духовность поясняется как интеллектуальная, внутренняя, нравственная сущность человека.

 

Итак, ансамбль (от фр. Ensemble – вместе, множество) означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей, и является излюбленным с давних времен типом музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом – по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат.

Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно) и другие – можно часто слышать на отечественной и зарубежной концертной эстраде.

 

Необходимо отметить, что инструментарий народной музыки многолик и включает самые различные виды фольклорных музыкальных инструментов, специфика которых обусловлена их функционированием в культуре, в быту, обрядах, праздниках, а также стилевыми особенностями региональных инструментальных традиций. В последнее время в связи с возрождением национальных традиций возрос интерес не только к песенному, но и к фольклорно – инструментальному творчеству. В составы народных оркестров вводится все большее число фольклорных инструментов. Композиторы, которые пишут для народного оркестра или ансамблей, часто вводят в партитуры различные фольклорные инструменты.

Ярким примером организации студенческого музыкального фольклора является «Казахский ансамбль народных инструментов» студентов 2 и 3 курсов Западно-казахстанского Государственного Университета им. М. Утемисова. 

Данный ансамбль включает в себя следующие инструменты: 

  1. Домбра (2, 3) (каз. домбыра) – казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями. Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.
  2. Кобыз (2,3) – один из самых распространенных музыкальных инструментов (Кылкобыз), относящийся к смычковому двухструнному или четырехструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге «Китаби деде Коркут», датируемой XVIII-IX вв. Слово «кыл» связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей. История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами – помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.
  3. Асатаякдревнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.
  4. Даулпаз(дабыл)казахский ударный музыкальный инструмент типа литавры. Имеет медный шлемовидный корпус (диаметр ок. 300 мм), кожаную мембрану, украшен гравировкой по металлу и цветной тесьмой. Даулпаз использовался в качестве военного – сигнального), иногда охотничьего инструмента; прикреплялся обычно к седлу.
  5. Шан кобыз – древний язычковый музыкальный инструмент. Изготовлен из деревянной пластинки, посередине которой – язычок. К шанкобызу подвязывается ниточка. Подергиванием ниточки исполнитель колебал язычок, от чего образуется звук. Инструменты изготовлялись также из металла. В основном, были популярны среди женщин. Строй инструмента зависит от длины и толщины язычка.
  6. Саз сырнай – это духовой музыкальный инструмент, сделанный из глины. Все отверстия в нем для извлечения звука. С эстетической целью, на поверхность сазсырная наносят различные узоры, и покрывают глазурью.
  7. Ускирикпредставляет собой небольшой полый глиняный сосуд, которому придавали форму различных птиц, животных или просто овальную форму. Звук всех инструментов был мягким, с характерным шипящим призвуком. Глиняные инструменты служили игрушкой, забавой для детей. На этих инструментах дети подражали завываниям ветра, голосам птиц и животных.  Звук который издает ускирик напоминает вой вьюги, бурана, ветра, поэтому в некоторых местностях его называют уилдек (гудок).
  8. Сабызгыказахский духовой инструмент типа свирели, традиционно изготавливался из тростника или дерева, позже и реже – из серебра. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, ввиду простоты его изготовления. С этим инструментом у казахов связано множество легенд и преданий. Владение сыбызгы считалось обязательным. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее. Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов – кавал у венгров, молдаван и болгар, хыбызгы – у башкир, гаргы тюйдук — у туркмен, цоор — у монголов, шоор — у алтайцев, чоор — у кыргызов и многих других. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.
  9. Шертердревнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше– он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. Как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую – прямо к головке. Струну, закреплённую на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикреплённую к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны. Шертер употребляли преимущественно для сопровождения кюев, сказаний, легенд. В отличие от асатаяка и дангыры получил широкое распространение в раннем средневековье, в настоящее время используется не так широко. В современное время изменились строение и внешний вид, гриф разделен на лады.
  10. Уран духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Изготовлен по рисунку музыканта, исследователя А. Эйхгорна, который встречал этот инструмент у казахов в 1880-е годы.  Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.

Основу репертуара студенческого ансамбля народных инструментов Западно-казахстанского Государственного Университета составляет казахская и русская народная музыка патриотического характера,  а так же плясовые и лирические произведения.

Помимо ансамбля народных инструментов Западно-казахстанского Государственного Университета достаточно известны и Западно – Казахстанский областной камерный оркестр, фольклорно-этнографический ансамбль "Орал сазы", ансамбль казахских народных инструментов «Ару», фольклорно-этнографический ансамбль «Парма» Национального театра Республики Коми, ансамбль владимирских рожечников, Курский инструментальный ансамбль, Кыргызские фольклорно этнографический ансамбли: «Камбаркан», «Жетиген» и др.

В заключении нашего исследования необходимо отметить, что все виды музыкального фольклора, в том числе и фольклорный инструментальный ансамбль является одним из важнейших средств формирования  духовно-нравственных качеств личности будущего учителя музыки.  

 

 

Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвилии, 1995
  2. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогики. Актуальные вопросы воспитания и развития личности: Книга 1. – М.: Амрита, 2010
  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
  4. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М., 2003
  5. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. М., 2004

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личности учителя музыки средствами фольклорного музыкального ансамбля»

Таспаева С.Ж.



Формирование личности

учителя музыки

средствами фольклорного музыкального ансамбля



На современном этапе развития педагогической науки актуальным является проблема формирования духовно-нравственных качеств личности будущего учителя музыки средствами фольклора, как компонента поликультурного пространства, основу которого составляют такие фундаментальные понятия образования, как духовность, нравственность и гуманность, способные содействовать непрерывному эволюционному процессу человечества, помогающие личности на её трудном пути восхождения.

По мнению Ш.А. Амонашвили о духовности, нравственности и о гуманизме в образовании сейчас так много говорят и пишут, что эти понятия стали модными и настолько привычными, как будто отражают действительную и повсеместную практику. Между тем, понятиям духовность, нравственность и гуманность суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить низшим ценностям – алчности, культу наживы и т. д. – ценности высшие, и, в первую очередь, такие как: вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру.

Эти понятия не кратковременного порядка, такие, как технические средства или алгоритмизация обучения и пр., которые сегодня есть, а завтра могут уйти. Они – вечные, так как составляют первооснову, действенную суть образования и воспитания. Возвращая им истинное значение, возрождается энергия, накопленная тысячелетиями, которая способна воодушевить многих на духовный подвиг во имя того, чтобы духовность и гуманность стали нормой для каждого из нас.

Так, слово «гуманный» означает: человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях, а проникнутый гуманизмом, основанный на принципах гуманизма. Гуманизм (от латинского Humanus — человеческий) поясняется как мировоззрение, основанное на заботе о благе человека и его правах на свободу, равенство, счастье, уважение его собственного достоинства и т.п., включая право на саму жизнь.

Но Ш.А. Амонашвили говорит, что в этих пояснениях, скорее всего, лишь часть отражения сути. Если подойти к слову Human с позиции санскрита (литературно обработанная разновидность древне индийского языка индоевропейской языковой семьи), то можно обнаружить в нём суть, которая будет означать: человек (смертный), ищущий в себе Свет, связь с Высшим – опору вечности (духа). Human – человек, устремлённый к Высшему, Создателю.

Такой человек свой поиск осуществляет не только и не столько путём погружения в себя, но, главным образом, через мысли и деятельность в пользу людей, через уважение и любовь к каждому человеку, в котором видит себе подобного. Гуманный (человек) принимает каждого как путь поиска своей сущности, и сам становится для другого путём.

Слово «духовный» в толковых словарях почти приравнивается к слову «нравственный». Духовный – это искренний, сердечный, добрый, отзывчивый. А духовность поясняется как интеллектуальная, внутренняя, нравственная сущность человека.

Но как определить само качество духовности?

На IV научных чтениях, посвящённых Дмитрию Сергеевичу Лихачёву, в 2004 году, в этом отношении были предприняты некоторые попытки. Н.Д. Никандров высказал мысль о том, что в человеке есть что-то ещё, явно идущее свыше, - то, чего нет у животных. Это и назвается духовностью и духом. Это можно принимать в нерелигиозном и в религиозном плане, в зависимости от того, как человек рассматривает ситуацию и жизнь. Н.Д. Никандров предложил просто заменить дриаду: био и социо, триадой – био, социо, дух. Интересна мысль об этой проблеме доктора философии Р.Г. Силласте, который сказал: «Когда мы говорим о духовности, то можно чётко заложить в это понятие наши представления о том, что у нации нет духовности, если у неё нет своей идеологии, нет идеалов, нет веры и главных целей, ради которых люди готовы жить, работать и даже умирать» [1, с.34].

Энергетическое ядро духовности, которое в состоянии мотивировать личность и устремить её к свершениям блага, состоит из веры, любви и совести. По мнению Д.Н. Узнадзе, ребёнок приходит в земную жизнь с прирождённым чувством веры. А в духовных учениях вера определяется как предчувствие знания. На её основе человек может открыть в себе или принять из внешнего мира личную истину, которая будет влиять на его мысли и деяния.

Философ М.К. Мамардашвили утверждает, что в человеке есть нечто, от него не зависящее, и приводит пример совести, тайна которой по его мнению заключается в том, что она есть в нас. Здоровое общество – это такое общество, которое поддерживает в человеке то, что от человека не зависит – тайны такого рода, как совесть. Философ, отвечая на вопрос «Что есть совесть?», утверждает, что её образное описание представляется нам в следующем виде: совесть есть весы наших поступков, она – путь духовной жизни, она – законодатель нравственных норм, судья в нашем духовном мире. Совесть не есть общественное явление, не есть регулятор коллективной жизни, она есть сугубо личностное состояние. Но можно утверждать, что совесть каждого человека имеет некое общее законодательство, в силу чего субъективные нормы и их оценки, вытекающие из совести, приобретают общественную значимость.

В нашем исследовании особое значение приобретает проблема формирования духовно-нравственных качеств личности будущего учителя музыки, который является примером доброты, сопереживания, сочувствия и толерантности для своих воспитанников, а средством для раскрытия таких необходимых педагогу качеств является инструментальный фольклорный ансамбль, репертуар которого состоит из произведений, пронизанных патриотизмом, любовью, верой и добротой.

Итак, ансамбль (от фр. Ensemble – вместе, множество) означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей, и является излюбленным с давних времен типом музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом – по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат.

Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно) и другие – можно часто слышать на отечественной и зарубежной концертной эстраде.

В XVI – XVIII вв.. существовали различные формы полифонического ансамбля. В эпоху венской классики образовались характерные ансамблевые жанры, сохранившие свое значение до настоящего времени (дуэт скрипки с фортепьяно, струнный квартет и т. д.).

Мы живем в эпоху расцвета ансамблевого музицирования, породившую самые различные ансамбли: ударных инструментов, старинной музыки («Мадригал») и др. Большой известностью пользуются и «Виртуозы Москвы». Участников в ансамбле обычно немного, поэтому во время совместного музицирования слышна игра каждого из них, что предъявляет особые требования к мастерству исполнителя: он должен обладать особой чуткостью, отзывчивостью, творческой интуицией, подсказывающей определенный настрой в сложной и увлекательной ансамблевой игре с партнерами.

Умение соразмерять свои возможности и возможности другого и называется ансамблевостью исполнения. Высокие образцы ансамбля показали трио Л.Н. Оборин, Д.Ф. Ойстрах, С.Н. Кнушевицкий или дуэт С.Т. Рихтер и Д. Ойстрах. Подлинными виртуозами слывут скрипач В.Т. Спиваков и альтист Ю.А. Башмет, интерпретирующие дуэты В.А. Моцарта. Игра их захватывает своим темпераментом, неожиданным звучанием и в то же время необычайной степенью взаимного понимания, без которого невозможен истинный ансамбль.

Необходимо отметить, что инструментарий народной музыки многолик и включает самые различные виды фольклорных музыкальных инструментов, специфика которых обусловлена их функционированием в культуре, в быту, обрядах, праздниках, а также стилевыми особенностями региональных инструментальных традиций. В последнее время в связи с возрождением национальных традиций возрос интерес не только к песенному, но и к фольклорно – инструментальному творчеству. В составы народных оркестров вводится все большее число фольклорных инструментов. Композиторы, которые пишут для народного оркестра или ансамблей, часто вводят в партитуры различные фольклорные инструменты.

Ярким примером организации студенческого музыкального фольклора является «Казахский ансамбль народных инструментов» студентов 2 и 3 курсов Западно-казахстанского Государственного Университета им. М. Утемисова.

Данный ансамбль включает в себя следующие инструменты:

  1. Домбра (2, 3) (каз. домбыра) – казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями. Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

  2. Кобыз (2,3) – один из самых распространенных музыкальных инструментов (Кылкобыз), относящийся к смычковому двухструнному или четырехструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге «Китаби деде Коркут», датируемой XVIII-IX вв. Слово «кыл» связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей. История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами – помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.

  3. Асатаякдревнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.

  4. Даулпаз(дабыл)казахский ударный музыкальный инструмент типа литавры. Имеет медный шлемовидный корпус (диаметр ок. 300 мм), кожаную мембрану, украшен гравировкой по металлу и цветной тесьмой. Даулпаз использовался в качестве военного – сигнального), иногда охотничьего инструмента; прикреплялся обычно к седлу.

  5. Шан кобыз – древний язычковый музыкальный инструмент. Изготовлен из деревянной пластинки, посередине которой – язычок. К шанкобызу подвязывается ниточка. Подергиванием ниточки исполнитель колебал язычок, от чего образуется звук. Инструменты изготовлялись также из металла. В основном, были популярны среди женщин. Строй инструмента зависит от длины и толщины язычка.

  6. Саз сырнай – это духовой музыкальный инструмент, сделанный из глины. Все отверстия в нем для извлечения звука. С эстетической целью, на поверхность сазсырная наносят различные узоры, и покрывают глазурью.

  7. Ускирикпредставляет собой небольшой полый глиняный сосуд, которому придавали форму различных птиц, животных или просто овальную форму. Звук всех инструментов был мягким, с характерным шипящим призвуком. Глиняные инструменты служили игрушкой, забавой для детей. На этих инструментах дети подражали завываниям ветра, голосам птиц и животных. Звук который издает ускирик напоминает вой вьюги, бурана, ветра, поэтому в некоторых местностях его называют уилдек (гудок).

  8. Сабызгыказахский духовой инструмент типа свирели, традиционно изготавливался из тростника или дерева, позже и реже – из серебра. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, ввиду простоты его изготовления. С этим инструментом у казахов связано множество легенд и преданий. Владение сыбызгы считалось обязательным. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее. Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов – кавал у венгров, молдаван и болгар, хыбызгы – у башкир, гаргы тюйдук — у туркмен, цоор — у монголов, шоор — у алтайцев, чоор — у кыргызов и многих других. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.

  9. Шертердревнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше– он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. Как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую – прямо к головке. Струну, закреплённую на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикреплённую к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны. Шертер употребляли преимущественно для сопровождения кюев, сказаний, легенд. В отличие от асатаяка и дангыры получил широкое распространение в раннем средневековье, в настоящее время используется не так широко. В современное время изменились строение и внешний вид, гриф разделен на лады.

  10. Уран духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Изготовлен по рисунку музыканта, исследователя А. Эйхгорна, который встречал этот инструмент у казахов в 1880-е годы. Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.

Основу репертуара студенческого ансамбля народных инструментов Западно-казахстанского Государственного Университета составляет казахская и русская народная музыка патриотического характера, а так же плясовые и лирические произведения.

Помимо ансамбля народных инструментов Западно-казахстанского Государственного Университета достаточно известны и Западно – Казахстанский областной камерный оркестр, фольклорно-этнографический ансамбль "Орал сазы", ансамбль казахских народных инструментов «Ару», фольклорно-этнографический ансамбль «Парма» Национального театра Республики Коми, ансамбль владимирских рожечников, Курский инструментальный ансамбль, Кыргызские фольклорно этнографический ансамбли: «Камбаркан», «Жетиген» и др.

В заключении нашего исследования необходимо отметить, что все виды музыкального фольклора, в том числе и фольклорный инструментальный ансамбль является одним из важнейших средств формирования духовно-нравственных качеств личности будущего учителя музыки.



Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвилии, 1995

  2. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогики. Актуальные вопросы воспитания и развития личности: Книга 1. – М.: Амрита, 2010

  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989

  4. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М., 2003

  5. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. М., 2004





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование личности учителя музыки средствами фольклорного музыкального ансамбля

Автор: Таспаева Салтанат Жумабековна

Дата: 13.02.2018

Номер свидетельства: 457010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства