Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы музыкального воспитания»
КГУ «Комплекс «Колледж искусств – специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»
Методическая разработка
«Актуальные вопросы музыкального воспитания»
Автор:
Хамзина Алтын Сериковна,
преподаватель
г.Петропавловск
Роль музыкального воспитания в развитии личности ребёнка
Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Безусловно, сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей, как это раньше предполагалось в рамках общеобразовательной школы, в духе идей советской музыкальной педагогики и ее главного идеолога Д. Кабалевского. Это было достижимо только при условии, если такая задача становилась государственной, что сегодня не может стать реальностью по многим объективным причинам. Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что образование и воспитание - это главное, что дает общество человеку.
Процесс развития общества требует сохранения и передачи накопленных знаний, а также опыта их получения. Одним из традиционных понятий в этой связи является содержание образования как совокупность тех качеств и отношений образовательного процесса, которые необходимы для ретрансляции накопленного практического и духовного опыта. За содержанием образования всегда выступает модель человека - идеального носителя желаемой образованности. Между тем в процессе развития образования в нашей стране возникла на определенном этапе необходимость создания конкретных моделей постановки проблем и их решения. Все это получило название научной парадигмы образования. Научная парадигма, в свою очередь, ограничила число дисциплин и направлений, которые, по ее критериям, отвечают понятиям образовательная дисциплина и научное направление. Следует признать, что удачные понятия и определения явлений и процессов, сформулированные в рамках научной парадигмы образования, привели к накоплению узкоспециальных знаний, а созданный ограниченный круг дисциплин постепенно лишил образовательные учреждения фактора ретрансляции культуры как эмоционального и духовного опыта общества. Вспомним, как в конце двадцатых годов (в силу целого комплекса взаимосвязанных причин) размежевались культура и образование во всех его типах, что было закреплено и в соответствующих государственных структурах, существующих и поныне. Обособленность узкоспециальных знаний приводит к тому, что человек уже в детстве лишается возможности выбора собственной первоначальной установки мироощущений. В этой связи можно привести вывод Е. Фейнберга: "Только искусство, дополняя науки естественные и гуманитарные, проецируя весь мир человека, - только оно и может сообщить целостность восприятия мира современному человеку. Искусству замены нет. Функции гуманитарной части образования, включая искусство, должны расти, если человечество желает сохранить здоровье..."
Система музыкального образования
Сформировавшаяся таким образом система музыкального образования является специфическим, характерным явлением именно для нашего социума, она обладает организационно сложной структурой, особыми внутренними и внешними связями. Детская музыкальная школа (ДМШ), рожденная советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой системе особенности ее функционирования не только специфически-профессиональные, но и просветительские. Это многоплановое, многофункциональное учебное заведение. Если исключить идеологический аспект, то задачи музыкальных школ, определяемые с 1980 г. "Положением о детской музыкальной школе и школе искусств системы Министерства культуры СССР", остаются актуальными и ныне:
Давать учащимся общее музыкальное образование, приобщать детей к искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах советского, классического, русского и зарубежного искусства.
Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения.
Приоритетом для музыкальных школ провозглашалась подготовка кадров для средних специальных учебных заведений. Разрабатываемые Министерством 7-8-летние программы обучения предусматривали получение учащимися первоначальных навыков игры на инструментах, что закладывало основы профессиональной подготовки. Учебные планы, требования на вступительных и выпускных экзаменах также были подчинены этой задаче.
В то же время на общее музыкальное образование были ориентированы 5-летние программы эстетических отделений школ искусств. Программы музыкальной школы и музыкальных отделений школ искусств рассматривались как начальное звено профессионального музыкального образования.
Престижность и популярность получения такого образования в 70-80 годы давала возможность уже на первом этапе, при поступлении в школу, отбирать детей на конкурсной основе. На всех этапах обучения приоритет отдавался профессионально перспективным учащимся. Одним из подтверждающих аргументов являются квалификационные требования, предъявлявшиеся в тот период к педагогическим кадрам музыкальной школы и школы искусств. Критериями присвоения очередных квалификационных разрядов являлось, прежде всего, наличие выпускников поступивших в средние специальные учебные заведения культуры, а также участие и победы учащихся в конкурсах профессионального мастерства.
Сегодня отмечается кризис музыкальной школы как социального института, определенная часть причин которого лежит в области финансов и экономики, но основная причина связана с концептуальными особенностями этого уникального типа образования.
Для полной картины необходим целостный, постоянно меняющийся и углубляющийся анализ всей деятельности. Традиционно под "эффективностью" любой образовательной системы подразумевают некое соответствие целей и результатов организации образования, а "качество" образования предполагает соответствие его содержания и форм некоторому идеальному уровню. При определении качества педагогической "продукции" оказалось проще пользоваться опосредованными и внешними признаками динамики процесса. В качестве таких удобных показателей утвердились объем и качество полученных на уроке знаний. Однако оба эти понятия трудно определимы и проверяемы в применении к музыкальному образованию, во-первых, поскольку неоднородны и сообщество, и цели, и ценности, а во-вторых, условен идеальный уровень чего-либо.
В традиционной музыкальной школе от ученика ровным счетом ничего не зависит, кроме одного - он может быть "награжден", если играет по общепринятым правилам и остается ведомым, а не ведущим. Незаметно произошла подмена целей, и ребенок лишился необходимого в музыкальном обучении индивидуального подхода. На ограниченном, узком отрезке времени и деятельности ребенка передача знаний по предмету обрела самодовлеющее значение и стала самоцелью.
Единый педагогический процесс раздробился на малозависящие друг от друга подсистемы. Если бы подмена цели средствами имела место в практике лишь отдельных заурядных педагогов, было бы полбеды. Не всем природой, интуицией дана мудрость, сила и ответственность целостно, взвешенно относиться к личности ребенка. Но при обобщении педагогической практики ошибка была заложена в основу эмпирически складывавшейся системы музыкального образования.
Сегодня наиболее конструктивный путь лежит на стыке времен и позволяет синтезировать бесценные педагогические завоевания прошлых лет, не утратившие практической значимости и поныне, педагогические открытия музыкантов, учителей-практиков, стремящихся модернизировать изжившую себя модель обучения.
Ключевая задача, которую предстоит решать руководителям и педагогическим коллективам, - это умение адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать качественное образование в условиях дефицита бюджетного финансирования и сокращения количества учащихся. Продолжается связанное с демографической ситуацией сокращение численности учащихся в учреждениях образования, что приводит к удорожанию обучения в них одного ребенка.
В этих условиях индивидуальные, частные потребности ребенка, его семьи - основной источник заказа на образовательную деятельность музыкальной школы.
Основная задача и цель эстетического воспитания (по Л. Выготскому) - приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. Профессиональное обучение технике любого вида искусства должно, соответственно, сочетаться с такими линиями воспитания, как собственное творчество ребенка и культура его художественных восприятий. Но различие обучения и субъектного развития личности не взаимоисключающие, противоречивые процессы. Их соотношение подобно взаимосвязи тактики и стратегии. Выявление необходимых условий поддержки ребенка в процессе его самоопределения, самореализации (предоставления ребенку возможностей самодвижения к собственным интересам и возможностям свободного выбора) и целенаправленное создание на практике особой образовательной среды - это стратегия. Овладение каким-либо мастерством - тактика.
Для оценки эффективности надо выделить психолого-педагогическую сущность этих двух процессов и оптимальное их соответствие:
1. психолого-педагогическая поддержка свободного выбора интересов ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения;
2. подчиненность педагогического воздействия (тактика обучения) субъектно-субъектным, партнерским отношениям педагога и ребенка.
Музыкальная педагогика
Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и пр.)
Основной принцип, на котором сможет строиться программа сохранения и развития ДМШ и ДШИ - это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.
Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики.
Занятия с учеником - это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся.
Профессиональная музыкальная педагогика должна создавать условия для плодотворной деятельности ученика, и в этом содержание и достоинство истинного профессионализма. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными. В связи с этим особое значение приобретает улучшение подготовки педагогов ДМШ и ДШИ, которое зависит от переакцентировки учебного процесса в музыкальном училище на оснащение будущих преподавателей педагогическими знаниями и навыками. В рамках действующих учебных планов и программ необходимо уделять гораздо больше внимания изучению психологии, педагогики, методики, а также педагогической практике. В настоящее время, как известно, музыкальные училища и консерватории готовят своих воспитанников преимущественно к исполнительской деятельности. Педагогическое образование молодых музыкантов пока еще не сложилось в четкую, всесторонне продуманную систему. Поэтому ориентиры педагогического поиска находятся сегодня в области выработки мобильных педагогических технологий. В этом смысле возрастает значимость взаимосвязи творческих принципов и дидактики, отрабатываемой в системе общего образования.
Этнопедагогика
Этнопедагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием целей, задач, методов, приемов воспитания и обучения, традиционных для конкретного народа, сравнительным изучением обучения и воспитания, существующих у разных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического воздействия.
Народная музыка выступает связующим звеном между традициями и современностью, между обществом и личностью, помогая ей почувствовать, осмыслить и усвоить все богатство окружающего мира, лучшие достижения своего народа, поэтому приобщение детей к духовным ценностям уже со школьной скамьи приобретает социальную и культурную значимость.
Сейчас идет новый период развития домбровой традиции. Классический период развития традиционной музыки был прерван социальными преобразованиями 20 века. Искусство кюя стало искажаться под действием различных вульгарно-социологических и европо-центрических установок. Всевозможные эксперименты, проводившиеся над домбровой классикой - ансамблевое исполнительство, оркестровые переработки, варианты для школьного обучения, версии в стиле поп-музыки – все они только подтвердили не проходящую ценность классического кюя, созданного для сольного исполнения.
Глубокое научное изучение традиционной музыки позволило открыть системные основания музыкального мышления казахов. Это важно открытие продвинуло не только отечественную музыкальную науку, но и практику музыкального обучения. В музыкальных вузах республики стали исследоваться особенности национального музыкального мышления и построения музыкально-теоретических дисциплин, прежде всего сольфеджио, с учетом национального опыта.
Как известно, к области сольфеджио относятся проблемы воспитания профессионального музыкального слуха, методы развития которого сложились в практике обучения хоровому пению, а затем уже перешли в отдельную самостоятельную дисциплину «Сольфеджио».
Новые методики, связанные с осознанием и освоением национальных музыкальных традиций, с трудом принимаются в музыкальной педагогике. Можно, к сожалению, констатировать и недостаточную осведомленность профессиональных музыкантов в этой области. Вопросы и недоумения вызывает новое содержание ряда дисциплин с терминологической приставкой этно-. Причины сдержанного отношения преподавателей к музыкальным этно- курсам кроются на разных уровнях. Это и отмеченный выше академизм высшего музыкального образования, с трудом принимающий новации, и мотивы психологического характера (для многих педагогов-музыкантов проще работать по раннее отработанным приемам и методам).
Современное состояние национальной музыкальной культуры требует определенной корректировки в подготовке музыкантов-профессионалов. Это, прежде всего, касается проблемы незнания языка казахской музыки, о чем не раз говорилось на конференциях, публиковалось в печати.
Весь цикл музыкально-теоретических дисциплин направлен на приобретение практических знаний по европейской и русской классике и ставит задачи развития слуховых представлений, необходимых для восприятия как отдельных элементов музыкальной речи, так произведений различных стилей и жанров западноевропейской музыки. История казахской музыки в ВУЗах и казахская музыкальная литература в детских музыкальных школах дают лишь знания по казахскому музыкальному фольклору и формирует представления о казахской музыки 19-21 веков. Их цель - дать представление об особенностях и процессе формирования казахской музыки, о музыкальной культуре казахского народа на примерах народной и профессиональной музыки.
Добиться этого можно через введение элементов этномузыки в практику преподавания традиционных дисциплин и адаптации этих элементов к специфике конкретной музыкальной специальности.
Так музыковед и домбристБ.Аманов реализовал идею сохранения ценностных качеств казахского традиционного музыкального обучения в разработанном им курсе домбровое сольфеджио. Его основная идея - применение форм устного обучения в рамках письменной культуры, получила дальнейшее развитие в исследованиях ряда ведущих казахстанских музыковедов.
Создание курса домбрового сольфеджио ознаменовало собой совершенно новую ступень во взглядах на казахскую музыкальную культуру. На этом этапе ценность казахской музыки понимается не как некое утверждение, требующее доказательства, а как данность, как ее неотъемлемое свойство, присущее ей изначально.
Импровизация – это исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмическим элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловлено архитектонической замкнутостью формы. Импровизация характерна фольклору и бесписьменной музыке неевропейских культур.
Поэтому традиции казахов невозможно представить себе вне импровизации – мгновенного сочинения стихов или музыки по тому или иному поводу. Импровизация была высоко развита в устной казахской культуре. Многие могли экспромтом сложить четверостишие или сочинить простой кюй или песню. В памяти народа сохранились яркие музыкальные и поэтические импровизации появившиеся как отклик на то или иное событие.
В современном образовательном процессе знание закономерностей структуры кюев, получение навыков основ импровизации, изучение традиций казахской музыкальной культуры, воспитание музыкального слуха на материале казахской музыки дает дисциплина этносольфеджио (называемая ранее домбровое сольфеджио). Формирование и развитие способности тонко и детализировано оценивать слухом различные стороны традиционного музыкального текста - определяет весь комплекс практических упражнений в этносольфеджио.
Этносольфеджио способно использовать специфические подходы, которые помогут организовать процесс музыкально-слуховой подготовки на основе казахского народного музыкального искусства и найти пути освоения присущих ей особенностей и закономерностей музыкального языка.
Заключение
В нашем учебном заведении, которое со школьного возраста готовит детей к продолжению профессионального обучения в колледже искусств, также существуют проблемы в обучении учащихся коренной национальности, которые поступают в школу-интернат на различные отделения. Это связано с тем, что в настоящее время сильно ощущается нехватка специалистов и специальных, и музыкально-теоретических дисциплин. Дети, которые обучаются по общеобразовательному циклу на государственном языке, в начале обучения, в период адаптации к нашему учебному заведению испытывают трудности, связанные с языковым барьером. На индивидуальных занятиях, преподавателям легче наладить общение с учащимися, поэтому проблемы такого плана там возникают очень редко. На музыкально-теоретических занятиях, при большем количестве учащихся, это сделать труднее. Выпускники колледжа, продолжающие обучение в различных консерваториях, редко возвращаются к нам на работу, так как предпочитают жить и работать в больших экономических и культурных центрах, мегаполисах, таких как Астана и Алматы.
Задача учителя ДМШ и ДШИ – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни…
Духовно-нравственные понятия, которые несёт высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого юного музыканта. Учить учащихся применять знания и умения в конкретной жизненной ситуации. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания и умения могут быть направлены во зло человечества.
Таким образом, продуманная система воспитания музыкального слуха на всех образовательных уровнях, подготовка хороших специалистов в этой области должна приобщать подрастающее поколение к пониманию и восприятию богатейшего казахского музыкального наследия.
Список литературы
1. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства [Текст]: учебник /
А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1988. – 415с.
2. Баренбойм, Л.А. За полвека [Текст] / Очерки. Статьи. Материалы / Л.А. Баренбойм. – Л.: Советский композитор, 1989. – 368с.
3. Инайят, Х. Мистицизм звука [Текст] / Х. Инайят. – М.: Мастерство, 1997. – 188 с.
4. Лукин, Ю.А. Искусство как информационная система [Текст] / Ю.А. Лукин // Профессиональное образование. – 1995. – С. 6.
5. Фейнберг, Е. Обыкновенное и необыкновенное [Текст] / Е. Фейнберг // Новый мир. – 1985.- № 8. – С. 228-229.
6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
7. Измаилов А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991.
Газета «Казахстанская правда» 1996 г. от 7 августа
Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы, 2002.
Альпеисова Г. Теоретические и практические аспекты этносольфеджио в Казахстане. Автореф. дис. на соиск… канд. иск. Алматы, 2003.