Формирование основ поликультурной личности средствами музыкального воспитания
Формирование основ поликультурной личности средствами музыкального воспитания
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости.
В нашей дружной Республике Казахстан проживает много народов разных национальностей. В детских садах Казахстана последнее время всё чаще ставится вопрос о воспитании молодого поколения, как правильно и через какие методы воспитать поликультурную личность – грамотного толерантного гражданина Республики Казахстан? Закладывать основы толерантности лучше всего в раннем детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Если не научить относиться с уважением к людям, имеющими другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и обычаи, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты.
Наш сад не первый год работает в данном направлении. Применяя методы классического воспитания во всех областях и воспитывая будущих патриотов Республики Казахстан знакомим детей с характерными национальными особенностями Республики Казахстан, учим любить культуру родного края. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры. Целью занятий является формирование первоначальных представлений о многообразии традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры межнационального общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ поликультурной личности средствами музыкального воспитания »
ДОКЛАД НА АВГУСТОВСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
КГКП «Ясли-сад №4
«Дельфинчик»
Шестопалова Е.Ю.
Темиртау 2014 год
Воспитание поликультурной личности ребенка дошкольного возраста средствами музыкального воспитания
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости.
В нашей дружной Республике Казахстан проживает много народов разных национальностей. В детских садах Казахстана последнее время всё чаще ставится вопрос о воспитании молодого поколения, как правильно и через какие методы воспитать поликультурную личность – грамотного толерантного гражданина Республики Казахстан? Закладывать основы толерантности лучше всего в раннем детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Если не научить относиться с уважением к людям, имеющими другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и обычаи, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты.
Наш сад не первый год работает в данном направлении. Применяя методы классического воспитания во всех областях и воспитывая будущих патриотов Республики Казахстан знакомим детей с характерными национальными особенностями Республики Казахстан, учим любить культуру родного края. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры. Целью занятий является формирование первоначальных представлений о многообразии традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры межнационального общения.
На своих музыкальных занятиях, используя поликультурное направление во всех видах музыкальной деятельности, знакомлю детей с бытом и традициями разных народов, проживающих в нашей Республики.
Воспитание патриотизма к нашей родине в первую очередь начинается с изучения Гимна Республики Казахстан.
Начиная со вторых младших групп во время организованной учебной деятельности по музыке, я начинаю вводить прослушивание Гимна РК. Затем постепенно начинаем изучать припев. К концу средней группы мы подходим к изучению куплетов. У детей откладывается звучание мелодии Гимна с самого раннего возраста. На уроках казахского языка наши педагоги уделяют большое внимание правильному произношению слов на казахском языке. Каждое большое физкультурное мероприятие начинается со звучания Гимна РК. Благодаря сотрудничеству педагогов в нашем детском саду мы добиваемся хороших результатов.
На мероприятиях, посвященных Республики Казахстан, детей нашего детского сада приводят в пример школьникам, как они ответственно в патриотическом духе исполняют Гимн РК. В преддверии празднования дня Независимости РК наши ребята с большой ответственностью отнеслись к исполнению Государственного Гимна РК на городском мероприятии. У нас в саду не проходит не одного государственного праздника без Гимна. Наши воспитанники начинают изучать Гимн РК с раннего возраста, к выпуску из сада дети уже поют все куплеты.
Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по настоящему гражданином и патриотом.
Для воспитания поликультурных качеств личности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях использую народные игры с пением и танцевально-ритмическими движениями. Эти игры развивают интерес к музыке, пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру народная песня входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу в театрализованной деятельности, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
При подготовке театрализованных сказок, праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. В течение учебного года в саду проводятся конкурсы на национальные народные сказки, утренники – «День языков народов РК», «Наурыз», «Первое мая», через которые дети приобщаются к народному фольклору, учатся понимать и любить народное искусство.
Знакомя дошкольников с биографиями композиторов, исполнителей, даю детям понять, что все они неустанно трудились на благо Родины. Показываю взаимосвязь музыкального искусства разных народов, подчеркиваю древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.
В работе с детьми использую этюды и упражнения направленные на:
-воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми – «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей– «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
В своей работе с детьми использую художественное слово, через стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных авторов и сказки народов мира. А также наглядные пособия: сюжетные картины, фотографии, иллюстрации к сказкам, рисунки, схемы и карты.
Продуктивный вид деятельности, который я использую в своей практике – рисование, на темы: «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Основной приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В нашем детском саду работа по воспитанию толерантности проводится в тесном сотрудничестве педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: круглые столы, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Таким образом, предложенная нами система организованной учебной деятельности по формированию поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей, а также обеспечивает базу развития их нравственной и духовной культуры при дальнейшем обучении в школе.