kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Виртуальный музей народных инструментов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История  русских народных инструментов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Виртуальный музей народных инструментов"»

Творческий проект по теме:   Виртуальный музей музыкальных инструментов   Выполнила учитель музыки МБОУ СОШ №5 п. Стрелка Качанова Наталья Александровна

Творческий проект по теме: Виртуальный музей музыкальных инструментов

Выполнила учитель музыки МБОУ СОШ №5 п. Стрелка Качанова Наталья Александровна

Цель проекта:

Цель проекта:

  • Проследить историю развития русских народных инструментов
  • донести значение русских народных инструментов
  • есть ли у народной музыки будущее
Проблема:

Проблема:

  • Проблема заключается в том, что большинство людей, слушая современную музыку, даже не подозревают о том, что вся музыка опирается на «фундамент»- народную музыку, которая исполнялась и исполняется на народных инструментах.
Методы исследования : изучение литературы, работа в интернет - архиве  Задачи исследования:

Методы исследования :

изучение литературы, работа в интернет - архиве

Задачи исследования:

  • Проследить историю развития народных инструментов от простонародных до профессиональных.
  • Довести до слушателя яркие фрагменты лучших образцов народной музыки.
  • Понять, что главным героем всех народных произведений является человек с его мыслями и чувствами.
  • Ответить на главный вопрос «Есть ли у народных инструментов будущее?»
В музыкальной культуре нашей страны особое место  занимают русские народные инструменты .

В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты .

Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа

Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа

Множество безымянных музыкантов развлекали народ на ярмарках, народных гуляниях, свадьбах в незапамятные времена.

Множество безымянных музыкантов развлекали народ на ярмарках, народных гуляниях, свадьбах в незапамятные времена.

Непременным атрибутом русские народные инструменты были и в скоморошьих представлениях, которые сопровождали свирцы, гусляры, гудошники

Непременным атрибутом русские народные инструменты были и в скоморошьих представлениях, которые сопровождали свирцы, гусляры, гудошники

Гудок  ( болг .   гудулка ) —   древнерусский народный [1]   струнный смычковый музыкальный инструмент , наиболее распространённый в  XVII — XIX веках , среди  скоморохов . Имеет деревянный выдолбленный кузов, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3-4 струны.

Гудок  ( болг .   гудулка ) —

  древнерусский народный [1]   струнный смычковый музыкальный инструмент , наиболее распространённый в  XVIIXIX веках , среди  скоморохов . Имеет деревянный выдолбленный кузов, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3-4 струны.

Балалайка — один из инструментов, ставший, наряду с  гармонью , символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

Балалайка — один из инструментов, ставший, наряду с  гармонью , символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю  Василию Андрееву  и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому,  С. И.  Налимову  и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. 

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю  Василию Андрееву  и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому,  С. И.  Налимову  и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. 

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую  домбру , турецкую багламу или таджикский рубаб , то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую домбру , турецкую багламу или таджикский рубаб , то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности.

Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур . Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов - плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур . Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов - плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура . Как раз бандура очень многое заимствовала непосредственно от лютни. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура . Как раз бандура очень многое заимствовала непосредственно от лютни. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Мастерство гусляра приписывалось таким летописным и былинным персонажам, как Боян, Садко, Соловей Будимирович (Садко и Соловей Будимирович — герои новгородского эпоса), Добрыня Никитич (герой-богатырь из киевских былин).

Мастерство гусляра приписывалось таким летописным и былинным персонажам, как Боян, Садко, Соловей Будимирович (Садко и Соловей Будимирович — герои новгородского эпоса), Добрыня Никитич (герой-богатырь из киевских былин).

Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента.

А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли . Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные .

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли . Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные .

Гармонь, или гармошка – это  духовой язычковый  музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента.

Гармонь, или гармошка – это  духовой язычковый  музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента.

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России.   По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.   Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони. Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейке полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейке полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях.

Судить о том, какие именно шумовые и ударные инструменты были у русских в древности очень трудно. Были и такие

Судить о том, какие именно шумовые и ударные инструменты были у русских в древности очень трудно. Были и такие "бубны", которые возили на 4 лошадях, а играло на них сразу 8 человек, их называли еще набатами, были и парные бубны, вернее литавры, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон. В то время на Руси все без исключения ударные называли бубнами, а игру на ударных – «бряцанием» или «ударянием». Конечно, русская музыка может обойтись без сопровождения ударных инструментов, но в современном оркестре русских народных инструментов – очень много. Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна – маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.

От ложек до дров многие инструменты, такие как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. – стали уже общенациональными и входят в состав самых разнообразных оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных. Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие как ложки, трещотки, бубенцы , узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.

От ложек до дров многие инструменты, такие как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. – стали уже общенациональными и входят в состав самых разнообразных оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных. Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие как ложки, трещотки, бубенцы , узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.

Трещотка – представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг об друга и издают трескучие звуки. Держат её обычно на уровне головы или груди, ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом, не редко её украшают цветными лентами, цветами и т.д.

Трещотка

– представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг об друга и издают трескучие звуки. Держат её обычно на уровне головы или груди, ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом, не редко её украшают цветными лентами, цветами и т.д.

Коробочка Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблуков или например цоканье копыт.

Коробочка

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблуков или например цоканье копыт.

Дрова  В народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединятся другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.

Дрова

В народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединятся другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.

Рубель , как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем утрамбовывали продолжительное время – рубелем. Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.

Рубель , как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем утрамбовывали продолжительное время – рубелем. Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.

Бубенцы Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все-то, что его окружает, привнести в самое обычное элементы красоты и творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Они вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались издавая целую гамму серебристых звуков . Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов – бубенцы.

Бубенцы

Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все-то, что его окружает, привнести в самое обычное элементы красоты и творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Они вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались издавая целую гамму серебристых звуков . Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов – бубенцы.

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений.

Ложки

— древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что раньше в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки , словом все, что может издавать звук. Также, среди домашней утвари устойчивою музыкальную функцию – приобрели коса и пила. В 19 – 20 веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства, о виртуозах – ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых, только они выделываются из более прочных и твердых пород дерева, иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что раньше в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки , словом все, что может издавать звук. Также, среди домашней утвари устойчивою музыкальную функцию – приобрели коса и пила. В 19 – 20 веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства, о виртуозах – ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых, только они выделываются из более прочных и твердых пород дерева, иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

В наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором.

В наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Виртуальный музей народных инструментов"

Автор: Качанова Наталья Александровна

Дата: 06.04.2020

Номер свидетельства: 545593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока музыки для учащихся 2-х классов « Русские народные инструменты» в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-muzyki-dlia-uchashchikhsia-2-kh-klassov-russkiie-narodnyie-instrumienty-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "286320"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454326007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Опыт организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения. «Общественных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_organizatsii_vospitatelnoi_raboty_v_usloviiakh_distantsionnogo_obucheniia_o"
    ["file_id"] => string(6) "565856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607342762"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Почему так важно художественно-эстетическое воспитание детей?"
    ["seo_title"] => string(65) "pochemu_tak_vazhno_khudozhestvenno_esteticheskoe_vospitanie_detei"
    ["file_id"] => string(6) "601435"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1646047017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства