Тема: В чем сила музыки? Музыка о войне.
Цели:
- Рассмотреть влияние музыки на человека в трудное, военное время, раскрыть ее силу, выявить связь с жизнью.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся, культуру слушания, навыки для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой.
- Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Все 1 полугодие мы вели беседы о том, что жизнь рождает музыку и испытывает на себе ее преобразующее влияние.
-В чем же заключается сила музыки?
-Какова ее роль в жизни человека?
Музыка воздействует на человека двумя своими качествами - красота и правдивость (они неразрывны)
Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, сделать человека добрее, лучше, разделить с ним горесть и радость. А что может сделать уродливая музыка и лживая музыка? Только принести вред человеку, изуродовать его жизнь, и его самого.
Учитель читает стихотворение (на фоне лирической музыки):
Так уж вышло, что история России - это история воинского подвига. Ни одно другое государство не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России,
23 февраля - День защитника Отечества - отмечается в нашей стране с 1918 года. Этот день- день уважения всем поколениям героического воинства. Если бы не мужественные люди нашей страны, может, не было б на свете и нас, не встречали бы мы нынешнюю весну.
Поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «В чем сила музыки? Музыка на войне»
3. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются.
Мы будем работать в группах. Командиры получите задания:
- Подобрать 5 существительных о войне
- Подобрать 5 прилагательных о войне
- Подобрать 5 глаголов о войне
- Передайте при помощи цветового моделирования атмосферу войны (конверт с цветными фигурами прилагается)
Так выглядит война глазами детей.
4. Дети и война – страшное сочетание. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
- Какие песни о детях войны вы знаете?
«Там, за рекою»
« Песня о маленьком трубаче»
« Шел ленинградский паренек»
( песни исполняем по 1-2 к., можно использовать муз. подсказки)
5. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов.
- Ребята, а на войне было место для музыки? Для чего она была нужна? Какая появлялась музыка?
( мужеств, суров, решит, боев, зовущ вперед, придающая силы; грустн, лирич, о доме, близких, любимых)
6. Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2, 5 млн. человек, в том числе 400 тысяч детей.
А в городе в концертном зале звучала музыка Д. Шостаковича. Мы послушаем фр-т 1 части. После прослушивания нужно ответить на вопросы:
-В чем сила этой музыки? Что она давала людям?
Звучит Симфония 7 (1ч.) Д. Шостаковича
7. А сейчас прозвучит песня « Баллада о солдате» (исп. желающие на оценку)
- В чем ее правдивость? (она сочетает в себе и суровость, мужество, и лирику, распевность)
8. Время мчится колесницей. А войны были и есть. Я хочу рассказать еще об одной странице истории. А музыка, как часть жизни, поможет мне в этом.
Афганская война. И снова молодые ребята, лучшие сыны своей страны в гуще событий. Я хочу прочитать стихотворение об этой войне, написанное И. А. Мыльниковой – учителем музыки школы № 11 еще в подростковом возрасте.
« Если почтить одной минутой молчания каждого солдата, погибшего в Афгане, то молчание продлится девять суток» (из газетной статьи).
9. Во время войны многие материалы шифруются, чтобы противник не мог догадаться, о чем идет речь. В армии служат специальные люди- шифровальщики. Сейчас вы получите шифровку и ключ к ней. Ваша задача – догадаться, как пользоваться ключом и расшифровать запись. И тогда мы узнаем о верных друзьях солдата (дети работают с шифровками)
Рядом с солдатами всегда были их верные друзья – музыкальные инструменты (баян, аккордеон, гитара)
10.А теперь другое задание. Если бы вы стали композиторами, и вам предложили сочинить песню, где есть слова «бой, взрывы, автомат, взрывчатка…» Какой бы стала она?
( на доске предложена таблица)
Звучит песня « Афганская »
-Оправдались ли ваши надежды по поводу звучания этой песни?
11. Итак, нужно обязательно помнить историю, учиться, становиться мудрее.
Жизнь рождает музыку: война – военную, мирная жизнь - музыку о любви, дружбе, счастье. Нельзя заканчивать урок на грустной ноте.
Давайте вместе споем песню « Алые паруса»
12 А теперь, в качестве вывода, предлагаю выяснить правильность утверждений на доске:
- Можно прожить без музыки.
- Музыку рождает жизнь.
- Музыка может становиться грозным оружием.
- Сила музыки в ее красоте и правдивости.
( исключить лишнее)
13/Рефлексия