Все мы знаем, с каким праздником мы недавно поздравляли наших мальчиков. С Днем защитника Отечества. Мы в честь этого праздника разучим песню «Солдатушки, бравы, ребятушки» -Кому-то известна эта песня? Послушайте слова этой песни: Здесь нет припева и запева. -Солдатушки, бравы, ребятушки, где же ваши деды? -Наши деды-славные победы, вот где наши деды! -Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши матки? -Наши матки-белые палатки, вот где наши матки! -Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши жены? -Наши жены-ружья заряжены, вот где наши жены! -Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши сестры? -Наши сестры-штыки, сабли остры, вот где наши сестры! -Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши детки? -Наши детки-пули наши метки, вот где наши детки! -Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша хата? Наша хата-лагерь супостата, вот где наша хата! -Какой ритм песни? -Каков характер песни? -На чем построена эта песня? (диалоге) -Какая форма этой песни? -О чем эта песня? - Какие чувства передает? -Как по-другому можно назвать песню? -Что хотел сказать нам через эту песню автор? -Какие вы краски использовали бы при рисовании картины к этой песни? Теперь послушайте мелодию этой песни (включаю минус) Сначала учитель поет строчку, а потом дети, затем следующею строчку так же, полностью куплет. Разучивание песни Прослушайте, кантату и вспомните название и автора. Кантата «Александр Невский» Кто же написал эту кантату? -Почему он получил свое прозвище -Невский? -Что такое кантата? Когда князь Александр разбил немцев на реке Неве, ему было всего 18 лет. Невская битва показала, каким талантливым военачальником был этот человек. Но Александр Невский прославился не только битой на Неве. Второе сражение, которое принесло ему не меньшую славу, произошло через 2 года, когда половцу было 20 лет. Это было сражение на льду Чукотского озера. Тогда русские войска, сражаясь, загнали врагов на лед Чуковского озер, лед проломился, и тяжелые доспехи увлекли и захватчиков под воду. Кантата С.С Прокофьева рассказывает об этом сражении. Ведь свою музыку композитор создал к художественному фильму под названием «Александр Невский», в котором показывают эту битву на льду Чукотского озера и сражение, и то, как из укрытия появляется запасной полк русского войска, и как трещал, ломался лед, и как враги тонули в черной холодной воде. Прослушайте, кантату. Включаю отрывок из фильма «Александр Невский», хор «Вставайте, люди, русские» -Кто исполнял отрывок «Вставайте люди русские»? -Какой характер хора, который вы прослушали? -Но вы слушали только начальный отрывок. Теперь послушайте полностью весь хор «Вставайте, люди русские!» -Обратите внимание на его среднюю часть. Изменится ли характер музыки, кто ее будет исполнять? -Вернется ли в конце музыкальная тема начала? -Отличались ли по своему звучанию средняя часть хора? -Какой был характер в этой части? -Кто исполнял среднюю часть? Прочитайте текст, который поет женский хор На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу. Поднимайся, встань, Мать ты родная Русь. -Почему среднюю часть произведения с этими словами поет именно женский хор? Повторялось ли в конце начальная хора? -Каков характер финала произведения? -Сколько частей в хору «Вставайте, люди русские!»? -Каким словом в музыке называется повторение? (реприза) -Как называется произведение, в котором была реприза Поскольку первая часть в этом хоре повторялась, как можно назвать форму этого хора? Знаете ли вы, какие известные слова приписывают Александру Невскому? -Что означают эти слова? -Похожи ли эти слова на те, которые поют в хоре «Вставайте,люди русские!»? Запишите слова Александра Невского в свои тетради. Он был причислен к лику святых. В 20 веке; как вы уже знаете о знаменитом сражении на Чукотском озере был снят фильм, создана кантата. В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали крупных военно- начальников за проведение боевых действий, в которых было разгромлено много сил противника. Подходит наш урок к концу. -Чем мы сегодня с вами занимались на уроке? -Что нового узнали? -Какую песню мы с вами разучивали? -Сколько куплетов вы сегодня выучили? -Есть ли в этой песне припев? -Сколько частей в этой песне? -Как называется такая музыкальная форма? -Как выстроена мелодия в этой песне скачкообразно или плавно? -С какой новой песней вы сегодня познакомились на уроке? -О ком поется в песне «Солдатушки, бравы, ребятушки»?(две части-запев ) -Что нового вы услышали в хоре «Вставайте,люди русские»? (средняя часть, этого хора отличается от двух крайних) -Почему среднею часть поет женский хор? -Сколько частей в хоре «Вставайте, люди русские!»? (три части) -Повторялась ли в нем первая часть? (да) -Как называется такая форма музыкального произведения? (трехчастная реприза) -Как менялись регистры звучания крайних частей и средней части(регистр крайней частей низкий, средней части, где поет женский хор,- высокий -Какие слова принадлежат полководцу Александру Невскому, прочитайте их в тетради! Что вы поняли из этих слов? Давайте будем помнить, что наша Родина великая, славная, могучая! Тем кто нападет на Россию всегда наши дадут отпор! |