План – конспект
урока-приглашения по сольфеджио 1 (5ОП) класс
Преподаватель:
Аввакумова Лариса Александровна
Тема урока: «Интервалы».
Дата: 3 мая 2017 года.
Эпиграф:
«Интервал – сердце и душа музыки…»
Леонард Берстайн.
Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».
2. Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.
3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.
Форма урока: групповая
Методы реализации поставленных задач:
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),
- Наглядный
- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
- Игровой.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
Карточки с рисунками
Ритмические карточки
Клавиатура
Компьютер
Фортепиано
Презентации
Учебная доска
Применение педагогических технологий
Технология проблемного обучения.
Технология личностного обучения
Технология индивидуализации и дифференциации.
Технология формирования мотивации или игровая технология.
Здоровьесберегающая технология.
План урока:
1.Организационный момент. 1 мин.
2.Проверка домашнего задания. 3 мин.
3.Теоретическая разминка (по карточкам). 10 мин.
4.Интервалы. Презентация. Слуховой анализ15 мин.
5.Музыкальный диктант (мелодический). 12 мин.
6.Вывод. Подведение итогов урока. 2 мин.
7.Домашнее задание. 1 мин.
Оценка за урок с комментариями.1м.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок в присутствии гостей. Я желаю вам успешной работы, понимания всех задач и достижения цели урока.
Тема нашего урока сегодня "Интервалы".
Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности. Для освоения темы урока мы будем использовать следующие задачи:
1.Образовательные: формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».
2. Развивающие: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.
3. Воспитательные: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.
2. Проверка домашнего задания.
1.Транспонировать мелодии из Калмыкова-Фридкина № 11, 17, (52) в тональность си бемоль мажор.
3. Теоретическая разминка.
Учитель: Давайте мы возьмем (сама раздаю детям) наши карточки-помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.
У.:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…
Дети: скрипичный ключ – показывают карточку (объясняет ученик в беседе, как еще называется ключ скрипичный).
У.:2. Вначале нотного стана знак стоит неустанно.
Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.
Д.: басовый ключ – показывают карточку (объясняет, как еще называется ключ басовый)
У.:3. Четыре чёрточки, похожих на решёточки.
Всякий это слышит – стала нота выше!
Д.: Диез – показывают карточку (что такое диез, полный ответ)
У.:4. Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль,
Называется он просто: понижающий …
Д.: бемоль (что такое бемоль, полный ответ)
А теперь, давайте вспомним с вами про устойчивые и неустойчивые ступени.
Д.: Устойчивые – это I, III, V ступени, а неустойчивые – II, IV, VI, VII ступени
(Исполняем песенку «Устойчивые ступени» Т.Сиротина стр.22).
У.:5. Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)
6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)
(Исполняем песенку «Мажор. Минор.» Т.Сиротина, стр.20)
Сыграть мажорное и минорное трезвучия, пусть определят мажорное, минорное и побеседовать с детьми, какие еще бывают мажор и минор (больше прилагательных).
А сейчас мы с вами послушаем песню. Внимательно слушаем и дирижируем в размере 2/4.
(Звучит на компьютере песня «Елочка»).
4.Интервалы. Презентация «Знакомимся с интервалами».
Методические рекомендации:
Читая стихотворения во время просмотра презентации, озвучивать интервал (на инструменте или пропевать).
После завершения презентации провести занимательный слуховой анализ.
Слуховой анализ.
Цель: развитие ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы.
Участники: все учащиеся.
Преподаватель играет интервалы (пока все чистые), а дети пытаются назвать интервалы: ч1, ч4, ч5, ч8.
Работа по карточкам. Раздать детям карточки «Интервалы», называть интервалы вразброс, дети показывают правильный ответ и получают за правильный ответ: смайлик (плюс, звездочку).
5.Диктант мелодический.
Основными задачами работы над диктантом можно назвать следующие:
создавать и закреплять связь видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
развивать музыкальную память и внутренний слух учащихся;
служить средством для закрепления теоретических и практических навыков учащихся
1.Слушаем диктант Н.Ладухин одноголосный диктант стр.3 № 36.
Диктант с пропусками. На доске выписывается фрагмент мелодии. Учащиеся должны услышать и заполнить пропущенные такты.
Предварительный разбор мелодии:
Начинается и заканчивается нотой "до". Поступенное движение. Размер 2/4. 4 такта. Длительности –половинные, четверти, восьмые.
До мажор - это мажорный лад, в котором нет ключевых знаков, а главным звуком (тоникой) является звук "до".
Поступенное движение - движение по соседним нотам.
Длительности: Белая нота (овал) cо штилем - половинная нота. Черная нота (закрашенный овал) со штилем - четвертная нота. Черная нота (овал) со штилем + флажок, хвостик) – восьмая нота.
Такт - от одной тактовой черты до другой.
Размер 2/4 - это двухдольный размер, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая – слабая. Схема дирижированияна 2/4: вниз, вверх.
Поем гамму до мажор, обороты типа: Ⅰ-Ⅲ-Ⅴ-Ⅰ, Ⅱ-Ⅳ-Ⅵ-Ⅶ.
6. Вывод. Подведение итогов.
Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.
Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, достигнута ли усвояемость метериала. Затем подсчитываются правильные ответы (смайлики, звездочки), которые раздаются на протяжении всего урока (за правильный ответ) – у кого самое большое количество, получают пятёрки.
7.Домашнее задание.
Цель преподавателя: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания.
Цель учащихся: написать домашнее задание и понять - как его выполнять.
Задачи:
1) Сообщить учащимся домашнее задание.
2) Разъяснить методику выполнения.
Преподаватель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.
Первое задание – выучить названия интервалов.
Второе задание – в нотной тетради построить и записатьинтервалы от звуков Ми, Ре вниз. Рабочая тетрадь Г.Ф.Калинина стр.27 №11 (д,е).
Критерии усвоения: Учащиеся поняли, как нужно выполнять домашнее задание, об этом свидетельствует их активное участие в разговоре.
Преподаватель: вот подошёл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! До свидания!
Учащиеся: до свидания!
© 2012–2017 Проект «
: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: [email protected]
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «(Свидетельство № 581999)
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
8