kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока сольфеджио для 2 класса пятилетнего курса обучения, основана на опыте работы, направлена на выявление тесной взаимосвязи теории с практикой.

Просмотр содержимого документа
«Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио»

Методическая разработка урока сольфеджио

Преподавателя теоретических дисциплин

ДМШ г. Акколь Акмолинской области

Кансковой Юлии Васильевны

Тема: Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио.

Адресат: 2 класс народного и эстрадного отделений

Цель:

Раскрыть и показать практические возможности и приемы обучения в работе над темой «Интервал», на примере интервала секунда.

Задачи:

- формирование теоретических понятий;

- формирование музыкально – слуховых представлений;

- развитие интонационных навыков;

- совершенствование гармонического слуха;

- развитие творческих способностей учащихся;

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – практикум, презентация (элементы).

Методы: словесный, практический, наглядно-демонстративный, эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, беседа-воспроизведение-работа с учебником.

Используемые дидактические пособия:

- учебник, рабочая тетрадь;

- музыкально-иллюстративный материал: клавиатура, нотный стан – пуговки;

- мультимедийная презентация «Интервал секунда».

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение: интервалы, общее понятие. Беседа, практическое задание по рабочей тетради.

3.Повторение: клавиатура, тон – полутон, хроматическая и целотонная гамма, строение. Импровизация на фортепиано.

4. Мелодический диктант на нотном стане - пуговках.

5. Новая тема. Закрепление полученных знаний на практическом упражнении учебника.

6. Устный гармонический диктант, работа в парах: игра «Я – учитель».

7. Заключение. Подведение итогов урока - презентация «Интервал. Практическое применение». Релаксация.



Ход урока

1. Организационный момент:

1) приветствие;

2) создание положительного эмоционального настроя в группе;

3) название темы занятия;

4) пояснить цель и задачи урока.

Педагог: Сегодня особенное занятие сольфеджио, главным героем которого будет интервал. С первого класса мы помним, что интервал живет не обособленно, а в тесной взаимосвязи со знаками альтерации, ритмом, тональностями, гаммами, аккордами. Интервал является частью мелодии и гармонии. Вы станете старше и научитесь не только слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и смело использовать их в своей творческой жизни.

2. Исполняется песня «Интервалы» (композитора О.Мандичевского): вот прима, секунда,…, ребята на пальцах показывают счет – имя интервала.

Педагог: Попробуем самостоятельно дать название каждому интервалу и спеть его от заданного звука. За помощью давайте обратимся к рабочей тетради, где интервалы уже построены, но не имеют названия. (Первозванская Т. Рабочая тетрадь «Сольфеджио на 5» 2 класс.)

3. Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре на фортепиано различных упражнений. (В основу задания положены методические приемы Булаевой О. и Геталовой О.) Внимание! Гамма необычная, звучит она по-особенному, широко использовалась русскими композиторами-классиками. Волшебник Черномор из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И. «Пиковая дама» олицетворялись звуками именно этой гаммы. Итак, вы, конечно, догадались что это целотонная гамма. Давайте сыграем ее сначала на сплошной педали, затем в ломаном виде, чередуя белую клавишу с черной. Получились зарисовки – миниатюры – импровизации. Ребята импровизируют по заданию педагога, играют целотонную гамму, сами дают название своей игре, основываясь на слуховые ассоциации.

Педагог: А теперь сыграем хроматическую гамму, которая строится на полутонах. Играя, не забывайте каждый раз называть знак изменения основного звука. То есть диез или бемоль.

4. Педагог: Интересной формой развития творческих навыков на уроках сольфеджио является написание сказочного мелодического диктанта, народная песенка-дразнилка всем знакома:

Бабка – Ежка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала…


Обращаем внимание на интервалику мелодии, форму, ладовую окраску в чередовании двух ступеней в секундах. В мелодии два звука, которые легко размещаются на нотном стане-пуговках. (основная идея подобного нотного стана заимствована у педагога Мулюн Е.).

5. Педагог: Мы не заметили, как дали определение новой теме урока, сами сформулировали правило, проверим себя, воспользуемся учебником. (Фролова Ю.В. Сольфеджио 1 класс). Закрепим полученные знания, исправив ошибки в задании «Узнай меня», мы строим б2 и м2 от звука вверх и вниз.

6. Педагог: Анализ на слух интервалов большой и малой секунд (устный) давайте проведем сегодня в необычной форме. Вы сами, ребята будете учителем, а затем учеником по очереди. (Далее по методике, описанной Абелян Л.М.), участвует два человека. Один – учитель, играет на инструменте тон или полутон, другой - ученик отгадывает. Чтобы отгадать расстояние, нужно играть подряд два звука – сперва основной звук, за ним его повышение или понижение.

7. Педагог: Итогом нашего урока послужит презентация «Интервал. Практическое применение». Прокоментировать предлагается каждому в роли ведущего только те слайды, которые были разобраны на занятии. Другие слайды презентации – это темы наших следующих уроков.



Методическое пояснение:

Изучение и освоение интервалов на уроке сольфеджио имеет большое значение: слышать, узнавать, интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа, выучивания мелодии наизусть, отображения ее нотным текстом. В процессе работы над интервалами очень важно, на мой взгляд, придерживаться четкой методики:

запомнить мелодию интервала;

уметь повторять мелодию интервала голосом;

уметь различать мелодию интервала на слух;

уметь представлять себе интонацию интервала по названию.

Понятно, что овладение интервалами – длинный путь, навык чистого интонирования отрабатывается на протяжении всего курса сольфеджио.

В первом и во втором классах интонацию интервала тесно связываю с песней, мелодический вид занимает первый план. Можно выучить песенку, которая сочинена таким образом, что упоминаемый в тексте интервал как раз в это время звучит в мелодии. Песенку можно сопровождать специальными жестами, показывая соответствующее количество пальцев при упоминании каждого интервала. Интересная и продуктивная методика по усвоению интервалов педагога Л.В.Ефремовой, описана в ее пособии по сольфеджио «Учиться интересно!». Здесь автор за каждым интервалом закрепляет свою песенку, причем песенка – это состоявшийся хит детской вокальной музыки, он на слуху. И дети быстро ориентируются как в песнях, так и в интервалах.

Дополнительным источником в работе по развитию навыка интонирования интервалов использую учебник Металлиди Ж. и Перцовской А. «Мы играем, сочиняем и поем», в котором автор дает подробные методические рекомендации по интонационным упражнениям.

Гармонические интервалы соединяем в пары по разным признакам, например: малые – большие, грустные – веселые, узкие – широкие. Обращаем внимание на консонансы – диссонансы, особая группа – чистые интервалы. Создаем свою «таблицу умножения», пифагорову таблицу интервалов.

Особую роль в развитии гармонического усвоения интервалов отвожу игре на фортепиано. Ребятам народного отделения фортепиано помогает своей наглядностью и кто лучше осваевает этот инструмент, тот может блеснуть лучшей успеваемостью по сольфеджио. Как у педагогов О. Булаевой и О. Геталовой: игра на инструменте подтверждает жизнеспособность теоретических понятий, в игре на инструменте быстрее закрепляются полученные знания, рождается творчество в исполнительской деятельности, появляется возможность композиторства в импровизации.

Быстрому усвоению интонаций интервалов помогает гармонический диктант, после которого практикую «работу над ошибками»: построение материала диктанта с последующим проигрыванием на инструменте, интонированием в сравнительно легкой тональности, от удобного звука.

Использование наглядных пособий создают благоприятные условия в освоении методики совершенствования навыка интонирования интервалов.

Список используемой литературы:

  1. Абелян Л.М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М: Композитор, 1992. – 62с.

  2. Альбова Е. и Шереметьева Н. Вокально – хоровые упражнения для начальной школы. Л: 1949 – 123с.

  3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М.: Классика-XXI, 2007. – 68 с.

  4. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь 1. Магия интервалов. СПб: Композитор 2006. – 29с.

  5. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб: Композитор, 2006. – 38с.

  6. Интернет ресурсы: сайт Копий Е., Мулюн Е. Музыка в заметках. 2011-2018 г.

  7. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. СПб: Композитор. 2003. – 79с.

  8. Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М: Музыка, 1999. – 166с., 182с.

  9. Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочая тетрадь 2 класс. СПб: Композитор, 2001. – 44с.

  10. Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб: Композитор, 2001. – 79с.

  11. Фролова Ю.В. Сольфеджио 1 класс, Учебное пособие для ДМШ. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 106с.





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио

Автор: Канскова Юлия Васильевна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487308

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства