Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио
Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио
Разработка урока сольфеджио для 2 класса пятилетнего курса обучения, основана на опыте работы, направлена на выявление тесной взаимосвязи теории с практикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2) создание положительного эмоционального настроя в группе;
3) название темы занятия;
4) пояснить цель и задачи урока.
Педагог: Сегодня особенное занятие сольфеджио, главным героем которого будет интервал. С первого класса мы помним, что интервал живет не обособленно, а в тесной взаимосвязи со знаками альтерации, ритмом, тональностями, гаммами, аккордами. Интервал является частью мелодии и гармонии. Вы станете старше и научитесь не только слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и смело использовать их в своей творческой жизни.
2. Исполняется песня «Интервалы» (композитора О.Мандичевского): вот прима, секунда,…, ребята на пальцах показывают счет – имя интервала.
Педагог: Попробуем самостоятельно дать название каждому интервалу и спеть его от заданного звука. За помощью давайте обратимся к рабочей тетради, где интервалы уже построены, но не имеют названия. (Первозванская Т. Рабочая тетрадь «Сольфеджио на 5» 2 класс.)
3. Педагог:На уроках сольфеджио большое значение придаем игре на фортепиано различных упражнений. (В основу задания положены методические приемы Булаевой О. и Геталовой О.) Внимание! Гамма необычная, звучит она по-особенному, широко использовалась русскими композиторами-классиками. Волшебник Черномор из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И. «Пиковая дама» олицетворялись звуками именно этой гаммы. Итак, вы, конечно, догадались что это целотонная гамма. Давайте сыграем ее сначала на сплошной педали, затем в ломаном виде, чередуя белую клавишу с черной. Получились зарисовки – миниатюры – импровизации. Ребята импровизируют по заданию педагога, играют целотонную гамму, сами дают название своей игре, основываясь на слуховые ассоциации.
Педагог: А теперь сыграем хроматическую гамму, которая строится на полутонах. Играя, не забывайте каждый раз называть знак изменения основного звука. То есть диез или бемоль.
4. Педагог:Интересной формой развития творческих навыков на уроках сольфеджио является написание сказочного мелодического диктанта, народная песенка-дразнилка всем знакома:
Бабка – Ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала…
Обращаем внимание на интервалику мелодии, форму, ладовую окраску в чередовании двух ступеней в секундах. В мелодии два звука, которые легко размещаются на нотном стане-пуговках. (основная идея подобного нотного стана заимствована у педагога Мулюн Е.).
5. Педагог: Мы не заметили, как дали определение новой теме урока, сами сформулировали правило, проверим себя, воспользуемся учебником. (Фролова Ю.В. Сольфеджио 1 класс). Закрепим полученные знания, исправив ошибки в задании «Узнай меня», мы строим б2 и м2 от звука вверх и вниз.
6. Педагог: Анализ на слух интервалов большой и малой секунд (устный) давайте проведем сегодня в необычной форме. Вы сами, ребята будете учителем, а затем учеником по очереди. (Далее по методике, описанной Абелян Л.М.), участвует два человека. Один – учитель, играет на инструменте тон или полутон, другой - ученик отгадывает. Чтобы отгадать расстояние, нужно играть подряд два звука – сперва основной звук, за ним его повышение или понижение.
7. Педагог: Итогом нашего урока послужит презентация «Интервал. Практическое применение». Прокоментировать предлагается каждому в роли ведущего только те слайды, которые были разобраны на занятии. Другие слайды презентации – это темы наших следующих уроков.
Методическое пояснение:
Изучение и освоение интервалов на уроке сольфеджио имеет большое значение: слышать, узнавать, интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа, выучивания мелодии наизусть, отображения ее нотным текстом. В процессе работы над интервалами очень важно, на мой взгляд, придерживаться четкой методики:
запомнить мелодию интервала;
уметь повторять мелодию интервала голосом;
уметь различать мелодию интервала на слух;
уметь представлять себе интонацию интервала по названию.
Понятно, что овладение интервалами – длинный путь, навык чистого интонирования отрабатывается на протяжении всего курса сольфеджио.
В первом и во втором классах интонацию интервала тесно связываю с песней, мелодический вид занимает первый план. Можно выучить песенку, которая сочинена таким образом, что упоминаемый в тексте интервал как раз в это время звучит в мелодии. Песенку можно сопровождать специальными жестами, показывая соответствующее количество пальцев при упоминании каждого интервала. Интересная и продуктивная методика по усвоению интервалов педагога Л.В.Ефремовой, описана в ее пособии по сольфеджио «Учиться интересно!». Здесь автор за каждым интервалом закрепляет свою песенку, причем песенка – это состоявшийся хит детской вокальной музыки, он на слуху. И дети быстро ориентируются как в песнях, так и в интервалах.
Дополнительным источником в работе по развитию навыка интонирования интервалов использую учебник Металлиди Ж. и Перцовской А. «Мы играем, сочиняем и поем», в котором автор дает подробные методические рекомендации по интонационным упражнениям.
Гармонические интервалы соединяем в пары по разным признакам, например: малые – большие, грустные – веселые, узкие – широкие. Обращаем внимание на консонансы – диссонансы, особая группа – чистые интервалы. Создаем свою «таблицу умножения», пифагорову таблицу интервалов.
Особую роль в развитии гармонического усвоения интервалов отвожу игре на фортепиано. Ребятам народного отделения фортепиано помогает своей наглядностью и кто лучше осваевает этот инструмент, тот может блеснуть лучшей успеваемостью по сольфеджио. Как у педагогов О. Булаевой и О. Геталовой: игра на инструменте подтверждает жизнеспособность теоретических понятий, в игре на инструменте быстрее закрепляются полученные знания, рождается творчество в исполнительской деятельности, появляется возможность композиторства в импровизации.
Быстрому усвоению интонаций интервалов помогает гармонический диктант, после которого практикую «работу над ошибками»: построение материала диктанта с последующим проигрыванием на инструменте, интонированием в сравнительно легкой тональности, от удобного звука.
Использование наглядных пособий создают благоприятные условия в освоении методики совершенствования навыка интонирования интервалов.
Список используемой литературы:
Абелян Л.М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М: Композитор, 1992. – 62с.
Альбова Е. и Шереметьева Н. Вокально – хоровые упражнения для начальной школы. Л: 1949 – 123с.
Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М.: Классика-XXI, 2007. – 68 с.
Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь 1. Магия интервалов. СПб: Композитор 2006. – 29с.
Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб: Композитор, 2006. – 38с.
Интернет ресурсы: сайт Копий Е., Мулюн Е. Музыка в заметках. 2011-2018 г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. СПб: Композитор. 2003. – 79с.
Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М: Музыка, 1999. – 166с., 182с.
Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочая тетрадь 2 класс. СПб: Композитор, 2001. – 44с.
Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб: Композитор, 2001. – 79с.
Фролова Ю.В. Сольфеджио 1 класс, Учебное пособие для ДМШ. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 106с.