kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока сольфеджио для 2 класса пятилетнего курса обучения, основана на опыте работы, направлена на выявление тесной взаимосвязи теории с практикой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио»

Методическая разработка урока сольфеджио

Преподавателя теоретических дисциплин

ДМШ г. Акколь Акмолинской области

Кансковой Юлии Васильевны

Тема: Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио.

Адресат: 2 класс народного и эстрадного отделений

Цель:

Раскрыть и показать практические возможности и приемы обучения в работе над темой «Интервал», на примере интервала секунда.

Задачи:

- формирование теоретических понятий;

- формирование музыкально – слуховых представлений;

- развитие интонационных навыков;

- совершенствование гармонического слуха;

- развитие творческих способностей учащихся;

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – практикум, презентация (элементы).

Методы: словесный, практический, наглядно-демонстративный, эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, беседа-воспроизведение-работа с учебником.

Используемые дидактические пособия:

- учебник, рабочая тетрадь;

- музыкально-иллюстративный материал: клавиатура, нотный стан – пуговки;

- мультимедийная презентация «Интервал секунда».

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение: интервалы, общее понятие. Беседа, практическое задание по рабочей тетради.

3.Повторение: клавиатура, тон – полутон, хроматическая и целотонная гамма, строение. Импровизация на фортепиано.

4. Мелодический диктант на нотном стане - пуговках.

5. Новая тема. Закрепление полученных знаний на практическом упражнении учебника.

6. Устный гармонический диктант, работа в парах: игра «Я – учитель».

7. Заключение. Подведение итогов урока - презентация «Интервал. Практическое применение». Релаксация.



Ход урока

1. Организационный момент:

1) приветствие;

2) создание положительного эмоционального настроя в группе;

3) название темы занятия;

4) пояснить цель и задачи урока.

Педагог: Сегодня особенное занятие сольфеджио, главным героем которого будет интервал. С первого класса мы помним, что интервал живет не обособленно, а в тесной взаимосвязи со знаками альтерации, ритмом, тональностями, гаммами, аккордами. Интервал является частью мелодии и гармонии. Вы станете старше и научитесь не только слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и смело использовать их в своей творческой жизни.

2. Исполняется песня «Интервалы» (композитора О.Мандичевского): вот прима, секунда,…, ребята на пальцах показывают счет – имя интервала.

Педагог: Попробуем самостоятельно дать название каждому интервалу и спеть его от заданного звука. За помощью давайте обратимся к рабочей тетради, где интервалы уже построены, но не имеют названия. (Первозванская Т. Рабочая тетрадь «Сольфеджио на 5» 2 класс.)

3. Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре на фортепиано различных упражнений. (В основу задания положены методические приемы Булаевой О. и Геталовой О.) Внимание! Гамма необычная, звучит она по-особенному, широко использовалась русскими композиторами-классиками. Волшебник Черномор из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И. «Пиковая дама» олицетворялись звуками именно этой гаммы. Итак, вы, конечно, догадались что это целотонная гамма. Давайте сыграем ее сначала на сплошной педали, затем в ломаном виде, чередуя белую клавишу с черной. Получились зарисовки – миниатюры – импровизации. Ребята импровизируют по заданию педагога, играют целотонную гамму, сами дают название своей игре, основываясь на слуховые ассоциации.

Педагог: А теперь сыграем хроматическую гамму, которая строится на полутонах. Играя, не забывайте каждый раз называть знак изменения основного звука. То есть диез или бемоль.

4. Педагог: Интересной формой развития творческих навыков на уроках сольфеджио является написание сказочного мелодического диктанта, народная песенка-дразнилка всем знакома:

Бабка – Ежка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала…


Обращаем внимание на интервалику мелодии, форму, ладовую окраску в чередовании двух ступеней в секундах. В мелодии два звука, которые легко размещаются на нотном стане-пуговках. (основная идея подобного нотного стана заимствована у педагога Мулюн Е.).

5. Педагог: Мы не заметили, как дали определение новой теме урока, сами сформулировали правило, проверим себя, воспользуемся учебником. (Фролова Ю.В. Сольфеджио 1 класс). Закрепим полученные знания, исправив ошибки в задании «Узнай меня», мы строим б2 и м2 от звука вверх и вниз.

6. Педагог: Анализ на слух интервалов большой и малой секунд (устный) давайте проведем сегодня в необычной форме. Вы сами, ребята будете учителем, а затем учеником по очереди. (Далее по методике, описанной Абелян Л.М.), участвует два человека. Один – учитель, играет на инструменте тон или полутон, другой - ученик отгадывает. Чтобы отгадать расстояние, нужно играть подряд два звука – сперва основной звук, за ним его повышение или понижение.

7. Педагог: Итогом нашего урока послужит презентация «Интервал. Практическое применение». Прокоментировать предлагается каждому в роли ведущего только те слайды, которые были разобраны на занятии. Другие слайды презентации – это темы наших следующих уроков.



Методическое пояснение:

Изучение и освоение интервалов на уроке сольфеджио имеет большое значение: слышать, узнавать, интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа, выучивания мелодии наизусть, отображения ее нотным текстом. В процессе работы над интервалами очень важно, на мой взгляд, придерживаться четкой методики:

запомнить мелодию интервала;

уметь повторять мелодию интервала голосом;

уметь различать мелодию интервала на слух;

уметь представлять себе интонацию интервала по названию.

Понятно, что овладение интервалами – длинный путь, навык чистого интонирования отрабатывается на протяжении всего курса сольфеджио.

В первом и во втором классах интонацию интервала тесно связываю с песней, мелодический вид занимает первый план. Можно выучить песенку, которая сочинена таким образом, что упоминаемый в тексте интервал как раз в это время звучит в мелодии. Песенку можно сопровождать специальными жестами, показывая соответствующее количество пальцев при упоминании каждого интервала. Интересная и продуктивная методика по усвоению интервалов педагога Л.В.Ефремовой, описана в ее пособии по сольфеджио «Учиться интересно!». Здесь автор за каждым интервалом закрепляет свою песенку, причем песенка – это состоявшийся хит детской вокальной музыки, он на слуху. И дети быстро ориентируются как в песнях, так и в интервалах.

Дополнительным источником в работе по развитию навыка интонирования интервалов использую учебник Металлиди Ж. и Перцовской А. «Мы играем, сочиняем и поем», в котором автор дает подробные методические рекомендации по интонационным упражнениям.

Гармонические интервалы соединяем в пары по разным признакам, например: малые – большие, грустные – веселые, узкие – широкие. Обращаем внимание на консонансы – диссонансы, особая группа – чистые интервалы. Создаем свою «таблицу умножения», пифагорову таблицу интервалов.

Особую роль в развитии гармонического усвоения интервалов отвожу игре на фортепиано. Ребятам народного отделения фортепиано помогает своей наглядностью и кто лучше осваевает этот инструмент, тот может блеснуть лучшей успеваемостью по сольфеджио. Как у педагогов О. Булаевой и О. Геталовой: игра на инструменте подтверждает жизнеспособность теоретических понятий, в игре на инструменте быстрее закрепляются полученные знания, рождается творчество в исполнительской деятельности, появляется возможность композиторства в импровизации.

Быстрому усвоению интонаций интервалов помогает гармонический диктант, после которого практикую «работу над ошибками»: построение материала диктанта с последующим проигрыванием на инструменте, интонированием в сравнительно легкой тональности, от удобного звука.

Использование наглядных пособий создают благоприятные условия в освоении методики совершенствования навыка интонирования интервалов.

Список используемой литературы:

  1. Абелян Л.М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М: Композитор, 1992. – 62с.

  2. Альбова Е. и Шереметьева Н. Вокально – хоровые упражнения для начальной школы. Л: 1949 – 123с.

  3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М.: Классика-XXI, 2007. – 68 с.

  4. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь 1. Магия интервалов. СПб: Композитор 2006. – 29с.

  5. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб: Композитор, 2006. – 38с.

  6. Интернет ресурсы: сайт Копий Е., Мулюн Е. Музыка в заметках. 2011-2018 г.

  7. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. СПб: Композитор. 2003. – 79с.

  8. Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М: Музыка, 1999. – 166с., 182с.

  9. Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочая тетрадь 2 класс. СПб: Композитор, 2001. – 44с.

  10. Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб: Композитор, 2001. – 79с.

  11. Фролова Ю.В. Сольфеджио 1 класс, Учебное пособие для ДМШ. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 106с.





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Интервал секунда, его практическое использование на уроках сольфеджио

Автор: Канскова Юлия Васильевна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства