Гришечкина Наталья Михайловна,
учитель музыки МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ
Сольфеджио
1-й год обучения по общеразвивающей программе
(2А класс)
Разработка урока
| «То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным». В.А. Сухомлинский |
Тема урока: «Обобщающий урок по темам «Нотная грамота
Место урока в тематическом планировании: 3-й урок I четверти.
Тип урока: урок-обобщение: повторение и закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков, применение знаний на практике.
Вид урока: комбинированный, урок-игра.
Цель урока: Развитие музыкальных способностей учащихся при помощи использования игровых технологий. Создание игровых ситуаций в различных формах работы в ходе закрепления материала на уроке сольфеджио (на начальном этапе обучения).
Задачи:
Обучающие: 1. Повторить и закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих уроках.
2. Проверить теоретические знания в объёме изученного материала, расширить и закрепить круг вопросов по изучаемому материалу.
3. Продолжить работу над ощущением и исполнением сильной и слабой долей в такте в музыке, выработать у учащихся правильное выполнение дирижёрского жеста на 2/4.
4.Научить работать с карточками в командах.
Развивающие: 1. Развитие творческих способностей учащихся, гармонического слуха и музыкальной памяти.
2. Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности, развитие умения применять полученные знания на практике.
Воспитывающая:
1. Воспитание слухового внимания, эмоциональной памяти и познавательного интереса к предмету сольфеджио.
2. Вырабатывать умение сотрудничать в команде в решении учебных задач.
3. Повышать самооценку учащихся, преодолевать трудности в работе с новым учебным материалом.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Методы обучения по видам деятельности: игровой, поисковый, творческий.
Методы обучения по предъявлению материала: словесный, наглядный, практический.
Материально-техническое обеспечение урока:
фортепиано, ноутбук, проектор, доска школьная, наглядный материал, раздаточный материал ( карточки, музыкальное лото), рабочая тетрадь ученика.
Продолжительность урока: 45 минут
План урока:
1. Организационный момент (3мин.):
приветствие,
эмоциональный настрой,
информация о теме, цели и задачах урока.
2. Закрепление вокально-интонационных навыков (7мин.):
повторение расположения нот первой и второй октавы в скрипичном ключе (групповой и индивидуальный опрос).
пение с ручными знаками гаммы До-мажор (хоровое сольфеджио, групповой и индивидуальный опрос).
3.Закрепление теоретических знаний (20мин.) через дидактические игры:
«Нотные ребусы»,
командная игра «А ну-ка дочитай»,
диктант (4 такта) «Пастушок», такты, размер 2/4, длительности : четверть и восьмая.
4. Метроритмические упражнения, минутка двигательной разгрузки (5мин.):
5. Игровая форма работы «Нотное лото» (7мин.)
6. Заключение. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Рефлексивно-оценочные суждения.
Ход урока:
1.Организационный момент
( Слайд №1)
Учитель: (здоровается на попевке, класс отвечает хором, это привычная уже детям форма приветствия за предыдущие уроки, поём и показываем движение мелодии рукой)
- Я рада вас видеть! Как настроение? А кто сегодня пятёрки уже получил – поднимите руки! Молодцы! Я уверена, на нашем уроке тоже будут пятёрки! Мы вспомним выученный ритм, дирижирование на 2/4, а главное – мы проверим, как вы запомнили написание нот первой и второй октавы в скрипичном ключе. Что написано на доске?
Дети: Играй и учись.
Учитель: Вот именно! Сегодня урок – игра!
2. Вокально–интонационные навыки
Учитель: ( слайд№2)
- Итак, на 1,3,5 линиях какие расположены ноты?
- На 2,4,6? Отлично! А кто хочет быть «учителем» и показывать ноты для класса в разном порядке в быстром темпе? ( вызываю 2х человек).
- Давайте пропоём все нотки подряд вверх и вниз, гамму До-мажор, показывая ручными знаками («хоровое» сольфеджио, рука - как нотный стан. Развивает координацию между голосом и звуком).
( Слайд №3)
- У кого получается, приглашаю выйти к доске и показать всем ребятам! А может кто-то один нам спеть и показать восходящую и нисходящую гамму? ( опрос 3х человек).
3.Закрепление теоретических знаний
Учитель: Ну вот, и появились первые пятёрки за урок!
- Что такое Ребус? (ответы детей). Да, это – особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, символов, нот.
Я предлагаю прочитать слова, составной частью которых является Нота.
Игра – «Нотные ребусы» ( Слайд № 4 -16).
- А теперь, давайте разделимся на 2 команды и выходим к доске.
У меня есть рассказ, где зашифрованы слова. Но если вы знаете названия нот – то вы легко узнаете. Итак, команда № 1, читаем по очереди, по строчке.
Готовы?
«А ну-ка дочитай!» (Слайд №17).
- Команда № 2, ваш рассказ на экране (Слайд №18).
- Как считаете, у кого получилось лучше? Присаживайтесь.
Учитель: Открываем рабочие тетради, берём карандаши, пишем красивый скрипичный ключ, расставляем 4 такта. Что такое такт? Какой музыкальный размер вы уже знаете? Ставим после ключа размер 2/4.
- Итак, я буду вам петь диктант по 1 такту. Начинаем.
( запись диктанта с голоса учителя, сами определяют ритм, количество фраз)
- А проверять диктант будем сегодня тоже необычно. Обменяйтесь тетрадями с соседями, и сверьтесь с правильным написанием на доске. Разрешаю поставить оценку карандашом. Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», у кого больше 2-х ошибок рисуют смайлик в тетради. Ничего страшного, задержитесь на перемене, и я допишу вам диктант правильно.
( Слайд №19)
- Пропойте диктант, показывая ноты ручными знаками. Только помните, что грамотные музыканты во время исполнения всегда следят за своей осанкой: прямая спина, плечи немного опущены, подбородок слегка приподнят. Такая правильная певческая посадка не только красиво смотрится со стороны, но еще помогает красиво и чисто петь.
Такую же важную роль в пении играет дыхание. Перед каждой фразой берите, пожалуйста, дыхание. Вдох должен быть спокойным, но вместе с тем достаточно активным.
- А теперь пропойте диктант с дирижированием. Молодцы. К этой песенке мы ещё вернёмся позже на уроке хора, где выучим её до конца и узнаем про неё одну тайну (что такое канон).
4. Метро–ритмические упражнения, минутка двигательной разгрузки
Учитель: А теперь давайте немного разомнёмся! Я попрошу вас встать , потому что сейчас хорошо знакомая вам игра - «Римическое эхо».
Напомните мне условия игры!
( Учитель задаёт ритмическую отбивку - дети повторяют. Потом прошу задавать ритм по очереди кого- то из ребят. Использовать можно не только хлопки, можно отбить ногами или простучать по столу )
5. Игровая форма работы
Учитель: А теперь игра «Нотное лото»
(Слайд №20)
- Перед вами лежат карты с написанными на них нотами на нотном стане (на каждой карте по 4 ноты). Изучите их.
- На маленьких карточках эти же ноты, некоторые ноты в лото повторяются. Но в игре присутствует соревновательный эффект – кто быстрее найдет у себя ноту и поднимет руку, чтобы получить карточку.
Я (ведущий) называет ноту, все игроки ищут эту ноту, кто называет ноту правильно, тот закрывает её карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (4 ноты)
-Давайте поаплодируем нашему победителю!
6. Заключение. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Рефлексивно-оценочные суждения
Учитель: Итак, подводим итоги .
Ребята, что больше всего вам понравилось на уроке?
А что вы узнали сегодня?
Продолжите мою фразу. «Я научился……….»
Домашнее задание к следующему занятию (рефлексия):
1. Придумать оригинальные нотные ребусы и нарисовать их на бумаге;
2. Выучить диктант «Пастушок» на память, петь с дирижированием и петь с показом по руке (ручными знаками).
Учитель: А на сегодня это всё! До встречи на следующем уроке!
( Слайд №21)