Начиная с VI класса в учебники «Музыка» УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка. 5 – 7 классы» введен раздел «Исследовательский проект». Данная презентация коллективного проекта обучающихся 6 класса раскрывает раздел «Русская духовная музыка».
Цель проекта - приобщение школьников к духовной музыке как части отечественной культуры и формирование интереса к одному из самых «высоких» жанров мировой классики - русской духовной музыке. В процессе подготовки мультимедийной презентации обучающиеся знакомятся с особенностями духовной музыки, основными жанрами духовной музыки, ее отличием от светской профессиональной музыки. Цель проекта реализуется через решение следующих задач:
- дать школьникам целостное представление о синтезе храмового искусства и месте духовной музыки в нем;
- познакомить учащихся с лучшими образцами русской духовной музыки;
- способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям Православия;
- способствовать освоению разных способов решения проблем творческого и поискового характера.
Этапы работы над проектом:
1. Организационный. Подготовка учащихся к восприятию темы проекта, обоснование актуальности проекта, его значимости. Создание творческих групп.
2. Погружение в проблему. Постановка цели, формулирование задач проектной деятельности, выдвижение проблемы исследования, обсуждение содержания работы, планирование деятельности по реализации проекта, знакомство с технологией учебного исследования;
3. Исследовательский. Изучение и сбор материала, обработка и изучение информации по теме, структурирование информации.
4. Технологический. Создание презентаций в группах, подготовка к выступлению.
5. Заключительный. Представление и анализ результатов выполнения учащимися презентаций, рефлексия.
Использование результатов: выступление перед родителями и учащимися в рамках Всекубанской недели Основ православной культуры.
В презентации использованы звуковые файлы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Русская духовная музыка" 6 класс»
Проект по теме
«Русская духовная музыка»
6 класс
АВТОР: САМКО СВЕТЛАНА ИВАНОВНА,
учитель музыки
МБОУ СОШ № 2 г. ТИХОРЕЦКА
2016 г.
Цель проекта:
приобщение учащихся
к духовной музыке
как части отечественной культуры и формирование интереса
к одному из самых «высоких»
жанров мировой классики -
русской духовной музыке.
Задачи:
- дать школьникам целостное представление о синтезе храмового искусства и месте духовной музыки в нем;
- познакомить их с особенностями духовной музыки, основными жанрами духовной музыки, ее отличием от светской профессиональной музыки;
- познакомить учащихся с лучшими образцами русской духовной музыки;
- способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям православия;
- способствовать освоению разных способов решения проблем творческого и поискового характера.
Этапы работы над проектом
1. Организационный. Подготовка учащихся к восприятию темы проекта, обоснование актуальности проекта, его значимости. Создание творческих групп.
2. Погружение в проблему. Постановка цели, формулирование задач проектной деятельности, выдвижение проблемы исследования, обсуждение содержания работы, планирование деятельности по реализации проекта, знакомство с технологией учебного исследования;
3. Исследовательский. Изучение и сбор материала, обработка и изучение информации по теме, структурирование информации.
4. Технологический. Создание презентаций в группах, подготовка к выступлению.
5. Заключительный. Представление и анализ результатов выполнения учащимися презентаций, рефлексия.
Использование результатов: выступление перед родителями и учащимися в рамках Всекубанской недели Основ православной культуры.
КОЛЛЕТИВНЫЙ ПРОЕКТ«РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Духовная музыка - это музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту.
Духовная музыка – одна из важнейших частей церковной службы, где соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности.
В русской духовной музыке первостепенное значение придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними
На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.
В. Маковский Певчие на клиросе
Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)
Знаменный распев- основной вид древнерусского церковного пения.Напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками.
Крюковая нотная запись
Существовал определенный порядок чередования песнопений в течение годовых церковных служб. Он определялся системойосьмогласия. (восьмигласия).
Система возникла на основе христианского календаря. От переходящей даты Пасхи начиналось чередование песнопений. Основой счета было число восемь. Каждой неделе были приписаны свои песнопения.
Очень важным в истории русского богослужебного искусства был XV век, когда из Киева в Москву пришло многоголосноепартесноепение, вытеснившее одноголосное сопровождение молитв.
Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes – партия.
Основу партесного пения составляло четырехголосие.
В XV – XVI вв., знаменный распев становится всё более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней.
XVII в. был веком перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский и др.). Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы.
На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголоснымпартеснымпением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.
Жанры православной церковной музыки привлекали многих русских композиторов. Часто музыканты свободно обращались с каноническим текстом, привнося в эти произведения свое видение, черты своего собственного музыкального стиля
Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания.
М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.Г. Чесноков , А. Л. Ведель, П.И. Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков,
С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский…
Далеко не все сочинения на церковные тексты предназначены для исполнения в Церкви.
Часть их из-за сложности композиторского замысла доступна лишь профессиональным коллективам.
Хор Московского Сретенского монастыря
Хор братии Валаамского монастыря
Современная русская духовная музыка
не допускает стирания граней между
добром и злом, истиной и ложью,
добродетелью и преступлением,
верностью и предательством.
Противостоит попыткам навязать обществу фальшивые ценности поддерживает животворящие начала любви к человеку идеалы веры, чести и совести добротолюбия и милосердия, сострадания, солидарности и взаимопомощи
Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. И это не удивительно: ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки.
Духовная музыка ценна не только как часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Во все времена музыка, рожденная в лоне церкви, несет людям свет истины, укрепляя их духовно.
Создание собственных презентаций по теме Русская духовная музыка
Создание коллективного проекта «Русская духовная музыка»
Посещение концерта хора храма Ксении Петербургской
ИТОГИ
Экскурсия в Свято-Успенский храм и встреча с регентом хора
Внеклассное мероприятие в 5-6 классах в рамках Всекубанской недели ОПК
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}