Цель урока
Познакомить с особенностями народного промысла Хохлома, научить создавать композицию с использованием элементов хохломской росписи.
Задачи
1.Расширить представления учащихся о декоративном искусстве в жизни человека и общества.
2.Познакомить с историей, современным развитием, особенностями Хохломы.
3.Учить выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Тип урока
Комбинированный
Универсальные учебные действия
Предметные: владеют основами языка декоративно-прикладного искусства, умеют создавать композиции травной росписи в единстве с формой; учатся самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.
Познавательные: умеют добывать новые знания, имеют представления о видах хохломской росписи («травка», роспись под фон, «кудрина» ), различают их; понимают общее и особенное в произведениях ДПИ; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, эстетически оценивают произведения Хохломы, уважительно относятся к продуктам своего труда и труда других людей.
Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану; приобретают навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).
Коммуникативные: формулируют вопросы и аргументируют личное мнение.
Методы и формы обучения
Активные, интерактивные, проблемно-поисковые изложение; иллюстративно-объяснительные; индивидуальная практическая работа; словесные, работа в парах,, методы мотивации, информационно-обобщающие.
Оборудование
Медиапроектор, изделия и иллюстрации с хохломской росписью, альбомы, кисти, краски, гуашь, музыкальный центр, аудиодиск с народной музыкой, изопроспект из детских работ прошлых лет, тонированная бумага, шаблоны, цветные жетоны для оценивания урока, затонированные чёрной тушью; презентация «Искусство Хохломы», видеоролик «Волшебная кисточка», мультфильм «Золотая Хохлома»
Дидактическая структура урока
Организационный
Цель подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Задачи: проверить умение учащихся быстро настраиваться на работу; воспитывать самостоятельность при подготовке материалов для занятия; создать атмосферу сотрудничества, сотворчества на уроке.
Готовят необходимые для урока материалы: кисти, краски, карандаши, гуашь, восковые мелки, альбомы, воду.
Дети потёрли ладонями ушки.
Приветствует детей. Организует их:
- Ребята, улыбнитесь друг другу и проверьте, всё ли готово у вас к уроку; готовы ли вы слушать? Если готовы – потрите свои ушки.
Проверка домашнего задания
Цель: проверить качество выполнения д/з.
Задачи: установить правильность и полноту выполнения Д/З; выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы, вспомнить сведения о ранее изученных народных промыслах.
1 группа учащихся готовит экспресс-выставку, Учащиеся-зрители оценивают выполнение домашнего задания детьми.
2 группа (2-3 ученика) представляют небольшую информацию о росписи.
- Ребята, дома вы выполняли задания различной степени сложности. Проверим, что у вас получилось.
1 группа –украсить предмет быта по мотивам одного из изученных народных промыслов Городец).
2 группа – подготовить информацию о народном промысле Городца.
Оценить собственную работу.
Изучение нового материала
Цель: пробудить интерес к предмету и изучению нового материала
Задачи: вспомнить значение слова «декор»; закрепить понятие «современное декоративное искусство»; учить отличать изображения предметов народных промыслов.
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Цель: познакомить с особенностями хохломской росписи.
Задачи: рассказать об истории возникновения промысла и его современном развитии, познакомить с основными элементами росписи, обеспечить восприятие,
осмысление и первичное запоминание материала.
Дети слушают учителя, наблюдают, сравнивают, делают вывод:
Ответы детей:
- Лишняя иллюстрация с изделиями Городца.
Учащийся читают стихотворение:
Алых ягод россыпь
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Все чудесней наша Хохлома.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют Хохломой
П. Синявский.
Ответ учащихся:
- Эти изделия имеют хохломскую роспись а промысел можно назвать Хохломой.
- Ложка деревянная как и все предметы.
- Тема урока «Хохломская роспись»
- Узнать; 1) Особенности промысла. 2)Основные цвета росписи. 3) Элементы узора росписи. 4) Фон росписи.
Работа в парах с текстом учебника на стр. 86-90. Делают записи на доске.
Подводит учащихся к самостоятельному определению темы и задач урока. Игровое задание «Третье – лишнее».
(На доске помещены 2 иллюстрации с изображением изделий Хохломы. 1- с изоражением изделия Городца. Определите лишнюю иллюстрацию.
- Вы встречали где-нибудь такие или подобные предметы?
- Да, это изделия народных промыслов. Они декорированы как эта ложка(показывает)
- О какой росписи изделий и народном промысле говорится в стихотворении?
- Из какого материала изловлена ложка и остальные предметы на изображении?
- Кто догадался:
какая тема урока?
- Что мы сегодня будем выполнять?
- Какие знания нам необходимы, чтоб выполнить роспись»? Почему, что мы еще должны узнать?
«С чего начать»?
Познакомимся с этим промыслом подробнее.
Как и где возник, каковы особенности, его элементы.
Прослушать стихотворение, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно определить цели и задачи урока.
Понимают смысл слов «декор», сочетания «декоративно-прикладное искусство», их роль в жизни человека и общества.
Воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства. Понимают роль изобразительных искусств в жизни человека и общества.
Учатся различать произведения народных промыслов России.
Закрепление нового материала.
Цель: проверить усвоение изложенного материала.
Задачи:; выявить пробелы в понимании темы, провести коррекцию пробелов осмысления материала.
Усвоить особенности основных элементов, способы их рисования. Новые знания:
Ведущий стебель – криуля;
Мелкая прорисовка в виде штрихов – приписок;
Затейливый черный узор – кудрина (выполняется по золотистому фону)
Примерные вопросы:
- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Какие цвета чаще всего присутствуют в хохломской росписи?
- Назовите основные элементы хохломской росписи.
Физкультминутка
Дети под музыку песни «Русские узоры. Хохлома»делают движения
Организует физкультминутку
Применение знаний и способов действий.
Цель: обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Задачи: развивать творческий потенциал детей; закрепить умение применять полученные знания на практике
Выполняют творческие задания:
1 группа (базовый уровень) создают простую композицию
2 группа (повышенный уровень) создают сложную композицию
3 группа (творческий) создают сложную композицию с учётом зооморфных элементов.
После просмотра мультфильма делают зарядку под музыкальное сопровождение «Русские узоры. Хохлома»
Выполняют узор в рабочих тетрадях ( стр. 14)
- А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую народного промысла.
Показ фрагмента мультфильма «Хохлома» о последовательности работы над узором.
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
Цель: выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий
Задачи: провести коррекцию выявленных пробелов: формировать способность детей к контрольно-оценочной деятельности;
Осуществляют взаимоконтроль, анализируют работу соседа по парте.
Представляют лучшие работы на выставку, оценивают их.
Комментирует оценки в соответствии с критериями.
Самостоятельно обнаруживать незнание, находить причины затруднений; в корректной форме давать рекомендации по устранению недочётов.
Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, задач и способов выполнения домашней работы.
Записывают в дневники задания: стр. 86-90, задание № 1-2, при необходимости обращаются за разъяснениями.
Изготовить декоративную поделку, декорировать её хохломским узором
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: оценить работу класса и отдельных учащихся
Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психологического состояния на уроке; мотивации собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
Учащиеся самостоятельно подводят итоги работы, отмечают, что удалось, где были недочёты, указывают их причины, пути устранения.
- Продолжи предложение.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. урок дал мне для жизни…
6. мне захотелось…