kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Золотая Хохлома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

Познакомить с особенностями народного промысла Хохлома, научить создавать композицию с использованием элементов хохломской росписи.

Задачи

1.Расширить представления учащихся о  декоративном искусстве  в жизни человека и общества.

2.Познакомить с историей, современным развитием, особенностями Хохломы.

3.Учить выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Тип урока

Комбинированный

Универсальные учебные действия

Предметные: владеют основами языка декоративно-прикладного искусства, умеют создавать композиции травной росписи в единстве с формой;  учатся самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.

Познавательные: умеют добывать новые знания, имеют представления о видах хохломской росписи  («травка», роспись под фон, «кудрина» ),  различают их; понимают общее и особенное в произведениях ДПИ;  находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Личностные: эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, эстетически оценивают произведения Хохломы, уважительно относятся к продуктам своего труда и труда других людей.

Регулятивные: умеют работать по предложенному  учителем плану;  приобретают навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).

Коммуникативные: формулируют вопросы и аргументируют личное мнение.

Методы и формы обучения

Активные, интерактивные, проблемно-поисковые изложение;  иллюстративно-объяснительные;  индивидуальная практическая работа; словесные, работа в парах,, методы мотивации, информационно-обобщающие.

Оборудование

Медиапроектор, изделия и иллюстрации с хохломской росписью, альбомы, кисти, краски, гуашь, музыкальный  центр, аудиодиск с народной музыкой, изопроспект из детских работ прошлых лет, тонированная бумага, шаблоны, цветные жетоны для оценивания урока,  затонированные чёрной тушью;  презентация  «Искусство Хохломы»,  видеоролик  «Волшебная кисточка», мультфильм «Золотая Хохлома»

Дидактическая структура урока

Организационный

Цель подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Задачи: проверить умение учащихся быстро настраиваться на работу; воспитывать самостоятельность при подготовке материалов для занятия; создать атмосферу сотрудничества, сотворчества на уроке.

Готовят необходимые для урока материалы: кисти, краски, карандаши, гуашь, восковые мелки, альбомы, воду.

Дети потёрли ладонями ушки.

Приветствует детей. Организует их:

- Ребята, улыбнитесь друг другу и проверьте, всё ли готово у вас к уроку; готовы ли вы слушать? Если готовы – потрите свои ушки.

Проверка домашнего задания

Цель:  проверить качество выполнения д/з.

Задачи: установить правильность и полноту выполнения Д/З; выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы, вспомнить сведения о ранее изученных народных промыслах.

1 группа учащихся готовит экспресс-выставку, Учащиеся-зрители оценивают выполнение домашнего задания детьми.

2 группа (2-3 ученика) представляют небольшую информацию о росписи.

  -   Ребята, дома вы выполняли задания различной степени сложности. Проверим, что у вас получилось.

1 группа –украсить предмет быта по мотивам одного из изученных народных промыслов Городец).

2 группа – подготовить информацию о народном промысле Городца.

Оценить собственную работу.

Изучение нового материала

Цель: пробудить интерес к предмету и изучению нового материала

Задачи: вспомнить значение слова  «декор»; закрепить понятие  «современное декоративное искусство»; учить отличать изображения предметов народных промыслов.

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: познакомить с особенностями хохломской росписи.

Задачи: рассказать об истории возникновения промысла и его современном развитии, познакомить с основными элементами росписи, обеспечить восприятие,

осмысление и первичное запоминание материала.

Дети слушают учителя, наблюдают, сравнивают, делают вывод:

 Ответы детей:

  - Лишняя иллюстрация с изделиями Городца.

Учащийся читают стихотворение:

Алых ягод россыпь

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Все чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой

 П. Синявский.                                                           

 Ответ учащихся:                                                                

- Эти изделия имеют  хохломскую роспись а промысел можно назвать Хохломой.

- Ложка деревянная как и все предметы.

- Тема урока «Хохломская роспись»

- Узнать; 1) Особенности промысла. 2)Основные цвета росписи. 3) Элементы узора росписи. 4) Фон росписи.                                                                                                                                                                                                       

Работа в парах с текстом учебника на стр. 86-90. Делают записи на доске.

Подводит учащихся к самостоятельному определению темы и задач урока. Игровое задание  «Третье – лишнее».

(На доске помещены 2 иллюстрации с изображением изделий Хохломы. 1- с изоражением изделия Городца. Определите лишнюю иллюстрацию.

- Вы встречали где-нибудь такие или подобные предметы?

- Да, это изделия народных промыслов. Они декорированы как эта ложка(показывает)

-  О какой росписи изделий и народном промысле говорится в стихотворении?

- Из какого материала изловлена ложка и остальные предметы на изображении?

- Кто догадался:

какая тема  урока?

- Что мы сегодня будем выполнять?

- Какие знания нам необходимы, чтоб выполнить роспись»? Почему, что мы еще должны узнать?

«С чего начать»?                                                                    

Познакомимся с этим промыслом подробнее. 

Как и где возник, каковы особенности, его элементы.

Прослушать стихотворение, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно определить цели и задачи урока.

Понимают смысл слов  «декор»,  сочетания  «декоративно-прикладное искусство», их роль в жизни человека и общества.

Воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства.  Понимают роль изобразительных искусств  в  жизни человека и общества.

Учатся различать произведения народных промыслов России.

Закрепление нового материала.

Цель: проверить усвоение изложенного материала.

Задачи:; выявить пробелы в  понимании темы,  провести коррекцию пробелов осмысления материала.

Усвоить особенности основных элементов, способы их рисования. Новые знания:

Ведущий стебель – криуля;

Мелкая прорисовка в виде штрихов – приписок;

Затейливый черный узор – кудрина (выполняется по золотистому фону)

Примерные вопросы:

  • С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
  • Какие цвета чаще всего присутствуют в хохломской росписи?
  • Назовите основные элементы хохломской росписи.

Физкультминутка

Дети под музыку песни «Русские узоры. Хохлома»делают движения

Организует физкультминутку

Применение знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Задачи: развивать творческий потенциал детей;  закрепить умение применять полученные знания на практике

Выполняют творческие задания:

1 группа (базовый уровень) создают простую композицию

2 группа (повышенный уровень) создают сложную композицию

3 группа  (творческий) создают сложную композицию с учётом зооморфных элементов.

После просмотра мультфильма делают зарядку под музыкальное сопровождение «Русские узоры. Хохлома»

Выполняют узор в рабочих тетрадях ( стр. 14)

- А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую народного промысла.

Показ фрагмента мультфильма «Хохлома» о последовательности работы над узором.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Цель: выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий

Задачи:  провести коррекцию выявленных пробелов: формировать способность детей к контрольно-оценочной деятельности;

Осуществляют взаимоконтроль, анализируют работу соседа по парте.

Представляют лучшие работы на выставку, оценивают их.

Комментирует оценки в соответствии с критериями.

Самостоятельно обнаруживать незнание, находить причины затруднений; в корректной форме давать рекомендации по устранению недочётов.

Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, задач и способов выполнения домашней работы.

Записывают в дневники задания: стр. 86-90, задание № 1-2, при необходимости обращаются за разъяснениями.

Изготовить декоративную поделку, декорировать её хохломским узором

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: оценить работу класса и отдельных учащихся

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психологического состояния на уроке; мотивации собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

Учащиеся самостоятельно подводят итоги работы, отмечают, что удалось, где были недочёты, указывают их причины, пути устранения.

- Продолжи предложение.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. урок дал мне для жизни…

6. мне захотелось…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Золотая Хохлома"»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Ф.И.О. педагога

Краснокутская Людмила Алексеевна

Класс

5

Тема

«Золотая Хохлома»

Цель урока

Познакомить с особенностями народного промысла Хохлома, научить создавать композицию с использованием элементов хохломской росписи.

Задачи

1.Расширить представления учащихся о декоративном искусстве в жизни человека и общества.

2.Познакомить с историей, современным развитием, особенностями Хохломы.

3.Учить выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Тип урока

Комбинированный

Универсальные учебные действия

Предметные: владеют основами языка декоративно-прикладного искусства, умеют создавать композиции травной росписи в единстве с формой; учатся самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.

Познавательные: умеют добывать новые знания, имеют представления о видах хохломской росписи («травка», роспись под фон, «кудрина» ), различают их; понимают общее и особенное в произведениях ДПИ; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, эстетически оценивают произведения Хохломы, уважительно относятся к продуктам своего труда и труда других людей.

Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану; приобретают навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).

Коммуникативные: формулируют вопросы и аргументируют личное мнение.

Методы и формы обучения

Активные, интерактивные, проблемно-поисковые изложение; иллюстративно-объяснительные; индивидуальная практическая работа; словесные, работа в парах, , методы мотивации, информационно-обобщающие.

Оборудование

Медиапроектор, изделия и иллюстрации с хохломской росписью, альбомы, кисти, краски, гуашь, музыкальный центр, аудиодиск с народной музыкой, изопроспект из детских работ прошлых лет, тонированная бумага, шаблоны, цветные жетоны для оценивания урока, затонированные чёрной тушью; презентация «Искусство Хохломы», видеоролик «Волшебная кисточка». мультфильм «Золотая Хохлома»

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (УУД)

Организационный

Цель подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Задачи: проверить умение учащихся быстро настраиваться на работу; воспитывать самостоятельность при подготовке материалов для занятия; создать атмосферу сотрудничества, сотворчества на уроке.

Готовят необходимые для урока материалы: кисти, краски, карандаши, гуашь, восковые мелки, альбомы, воду.

Дети потёрли ладонями ушки.

Приветствует детей. Организует их:

- Ребята, улыбнитесь друг другу и проверьте, всё ли готово у вас к уроку; готовы ли вы слушать? Если готовы – потрите свои ушки.

Подготовить своё рабочее место для занятия, навести порядок на парте; настроиться на рабочий лад.

Обратить внимание на соседа: готов ли он к уроку. При необходимости, оказать содействие, выручить

Самостоятельный выбор художественных материалов для работы на уроке.

Способность к самоподготовке, концентрации внимания; проявление дисциплинированности, аккуратности, заботы об одноклассниках. Приобретение навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Проверка домашнего задания

Цель: проверить качество выполнения д/з.

Задачи: установить правильность и полноту выполнения Д/З; выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы, вспомнить сведения о ранее изученных народных промыслах.

1 группа учащихся готовит экспресс-выставку, Учащиеся-зрители оценивают выполнение домашнего задания детьми.

2 группа (2-3 ученика) представляют небольшую информацию о росписи.

- Ребята, дома вы выполняли задания различной степени сложности. Проверим, что у вас получилось.

1 группа –украсить предмет быта по мотивам одного из изученных народных промыслов Городец).

2 группа – подготовить информацию о народном промысле Городца.

Оценить собственную работу.

Самостоятельно строить логическую цепь рассуждений. Учиться видеть недостатки, в корректной форме предлагать способы их устранения.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками, создавать композиции росписи в традициях Городца.

Умение анализировать, сравнивать, выражать свои мысли.

Моделирование и преобразование объекта, поиск и выделение необходимой информации.

Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи

Изучение нового материала

Цель: пробудить интерес к предмету и изучению нового материала

Задачи: вспомнить значение слова «декор»; закрепить понятие «современное декоративное искусство»; учить отличать изображения предметов народных промыслов.

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: познакомить с особенностями хохломской росписи.

Задачи: рассказать об истории возникновения промысла и его современном развитии, познакомить с основными элементами росписи, обеспечить восприятие,

осмысление и первичное запоминание материала.


Дети слушают учителя, наблюдают, сравнивают, делают вывод:

Ответы детей:

- Лишняя иллюстрация с изделиями Городца.

Учащийся читают стихотворение:

Алых ягод россыпь

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Все чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой

П. Синявский.

Ответ учащихся:

- Эти изделия имеют хохломскую роспись а промысел можно назвать Хохломой.

- Ложка деревянная как и все предметы.

- Тема урока «Хохломская роспись»

- Узнать; 1) Особенности промысла. 2)Основные цвета росписи. 3) Элементы узора росписи. 4) Фон росписи.

Работа в парах с текстом учебника на стр. 86-90. Делают записи на доске.

Подводит учащихся к самостоятельному определению темы и задач урока. Игровое задание «Третье – лишнее».

(На доске помещены 2 иллюстрации с изображением изделий Хохломы. 1- с изоражением изделия Городца. Определите лишнюю иллюстрацию.

- Вы встречали где-нибудь такие или подобные предметы?

- Да, это изделия народных промыслов. Они декорированы как эта ложка(показывает)

- О какой росписи изделий и народном промысле говорится в стихотворении?

- Из какого материала изловлена ложка и остальные предметы на изображении?

- Кто догадался:

какая тема урока?

- Что мы сегодня будем выполнять?

- Какие знания нам необходимы, чтоб выполнить роспись»? Почему, что мы еще должны узнать?

«С чего начать»?

Познакомимся с этим промыслом подробнее.

Как и где возник, каковы особенности, его элементы.

Грамотно, логически выстраивать ответ на вопрос, следить за своей речью.

Следить за культурой устного ответа.

Понимать общее и особенное в произведениях искусства


Прослушать стихотворение, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно определить цели и задачи урока.

Понимают смысл слов «декор», сочетания «декоративно-прикладное искусство», их роль в жизни человека и общества.


Воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства. Понимают роль изобразительных искусств в жизни человека и общества.

Учатся различать произведения народных промыслов России.

Научиться сравнивать, анализировать, выражать свои мысли, аргументируя личное мнение. Учиться искать и выделять необходимую информацию.

Осознавать свои интересы (почему нужно не только смотреть, но и всматриваться?).

Осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека.

Анализ, синтез, сравнение, личностное переживание.

Учатся понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром.

Приобретают способности сравнивать, обобщать, классифицировать.

Закрепление нового материала.

Цель: проверить усвоение изложенного материала.

Задачи:; выявить пробелы в понимании темы, провести коррекцию пробелов осмысления материала.

Усвоить особенности основных элементов, способы их рисования. Новые знания:

Ведущий стебель – криуля;

Мелкая прорисовка в виде штрихов – приписок;

Затейливый черный узор – кудрина (выполняется по золотистому фону)

Примерные вопросы:

  • С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

  • Какие цвета чаще всего присутствуют в хохломской росписи?

  • Назовите основные элементы хохломской росписи.

Правильно ставить и задавать вопросы, отвечать на них


Участвовать в ролевой игре




Умение воспринимать произведения искусства; понимать общее и особенное в них.

.

Научиться сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; отличать народные промыслы Хохломы, Гжели, Городца

Физкультминутка

Дети под музыку песни «Русские узоры. Хохлома»делают движения

Организует физкультминутку

Повторить движения физорга



Применение знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Задачи: развивать творческий потенциал детей; закрепить умение применять полученные знания на практике

Выполняют творческие задания:

1 группа (базовый уровень) создают простую композицию

2 группа (повышенный уровень) создают сложную композицию

3 группа (творческий) создают сложную композицию с учётом зооморфных элементов.

После просмотра мультфильма делают зарядку под музыкальное сопровождение «Русские узоры. Хохлома»

Выполняют узор в рабочих тетрадях ( стр. 14)

- А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую народного промысла.

Показ фрагмента мультфильма «Хохлома» о последовательности работы над узором.

Обеспечивает музыкальное сопровождение урока.

Учатся находить решение поставленных задач, различать элементы хохломской росписи; пользоваться различными художественными материалами.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Моделирование и преобразование объекта

Пользоваться приемами традиционного хохломского письма при выполнении практических заданий;

использовать выразительные средства в орнаментальной композиции

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Цель: выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий

Задачи: провести коррекцию выявленных пробелов: формировать способность детей к контрольно-оценочной деятельности;

Осуществляют взаимоконтроль, анализируют работу соседа по парте.


Представляют лучшие работы на выставку, оценивают их.

Организует деятельность в парах:

- Оцените работу друг друга.

Организует экспресс-выставку самостоятельно выполненных работ школьников.

Комментирует оценки в соответствии с критериями.

Самостоятельно обнаруживать незнание, находить причины затруднений; в корректной форме давать рекомендации по устранению недочётов.

Устанавливать соответствие выполненной работы критериям оценки.

Давать эстетическую оценку выполненным работам, критически осмысливать результаты деятельности. Уважительно относиться к результатам человеческого труда.

Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, задач и способов выполнения домашней работы.

Записывают в дневники задания: стр. 86-90, задание № 1-2, при необходимости обращаются за разъяснениями.

Изготовить декоративную поделку, декорировать её хохломским узором

Развивать желание подходить к выполнению работы творчески.

Приобретать творческие навыки в процессе самостоятельной деятельности.

Иметь мотивацию учебной деятельности, быть ответственными при решении учебных задач.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: оценить работу класса и отдельных учащихся

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психологического состояния на уроке; мотивации собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

Учащиеся самостоятельно подводят итоги работы, отмечают, что удалось, где были недочёты, указывают их причины, пути устранения.

- Продолжи предложение.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. урок дал мне для жизни…

6. мне захотелось…

Организует работу по самооценке.

Оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет, поддерживает минимальные достижения детей.

Создаёт ситуацию успеха.

Организованно завершает урок.

Анализировать выполненную работу и своё психологическое состояние, понимать их взаимозависимость

Корректно выражать собственное мнение.

Владеть основами языка декоративно-прикладного искусства, уметь создавать композиции травной росписи в единстве с формой; уметь самостоятельно создавать алгоритмы собственной деятельности.

Уметь слушать друг друга, понимать позицию одноклассников, обмениваться мнениями, выражать свои чувства и эмоции.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Золотая Хохлома"

Автор: Краснокутская Людмила Алексеевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Технологическая карта к уроку ИЗО  на тему "Хохлома""
    ["seo_title"] => string(51) "tiekhnologhichieskaiakartakurokuizonatiemukhokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "270853"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451295384"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Здравствуй, птица счастья! "
    ["seo_title"] => string(27) "zdravstvui-ptitsa-schast-ia"
    ["file_id"] => string(6) "116634"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412539749"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Здравствуй, птица счастья!" "
    ["seo_title"] => string(29) "zdravstvui-ptitsa-schast-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "116635"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412539970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства