Презентация урока музыки в 7 классе - Что такое содержание?
Презентация урока музыки в 7 классе - Что такое содержание?
Вопросы и задания: 1.Почему художественное произведение можно уподобить загадке? 2.Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока музыки в 7 классе - Что такое содержание?»
«Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках»
(И. С. Тургенев)
Каждое искусство имеет свои особенности содержания.
Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. На первое место выступают словесные описания внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время года и суток. И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме.
Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван - Девятый вал
Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др.
Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик - облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине.
Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.
Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует?
Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.
Ведь художественное произведение - всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.
Музыка воздействует несколько иначе.
И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.
Музыке это удаётся - удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства. Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка - это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.
«Адажио» Томазо Альбинони - одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном.
«Адажио» соль-минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио» Альбинони, - одно из самых популярных и часто записываемых произведений итальянской барочной музыки.
В современную эпоху известность ему принесло знаменитое «Адажио». Всё это правильно, только вот «Адажио» на самом деле написал в 1958 году итальянский музыковед Ремо Джадзотто. Огромная часть рукописей Альбинони была уничтожена во время Второй мировой войны, когда была разбомблена Дрезденская государственная библиотека.
Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашёл в середине XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони - Ремо Джадзотто и сочинил на её основе музыкальное произведение.
Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами. Её мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.
Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов.
Что же является сущностью музыкального содержания?
Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности - предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т. д.
Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают ...
И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживании их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.
Вопросы и задания:
1.Почему художественное произведение можно уподобить загадке?
2.Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?