Презентация составлена по программе В.Алеева. На уроке идёт обобщение знаний по темам - лирический и драматический образ и знакомство с новым материалом - эпический образ. Презентация построена по принципам построения урока по ФГОС. Дети сами ставят цели урока и обобщают знания - по системе ПОПС - позиция, обоснование, пример, следствие. На уроке прозвучат фрагменты музыкальных произведений - Баллада Ф.Шуберта "Лесной царь" (повторение), М.Глинка - Песня Баяна из оперы "Руслан и Людмила", Римский-Корсаков - вступление к опере "Садко", "Океан - море синее". Два последних фрагмента являются рпимером эпического образа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Во сколько лет Ф. Шуберт написал «Лесного царя»?
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
Сколько лет прожил Франц Шуберт?
А). Лирический
А). Тихий и
А). Пушкин
А). 28
А). Взволнованно
А). 27
А). Отца
Б). 31
спокойный
Б). Лермонтов
Б). 23
Б). Драматический
Б). Сына
Б). Завлекательно
В). Жуковский
В). 18
В). Эпический
В). 37
В). Вкрадчиво
Б). Взволнованный
В). Лесного царя
и тревожный
В). Веселый и
озорной
3. Кто автор немецкого текста баллады?
В какой стране родился Франц Шуберт?
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
2. Сколько песен написал
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального произведения?
6. Что вмузыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
Ф. Шуберт?
А). Пунктирный
А). Шиллер
А). Любовь и
ритм
А). Франция
А). Отца
А). 4
Б). Италия
ненависть
Б). 5
Б). Гёте
Б). Лесного царя
Б). Ритм марша
А). 600
В). Шекспир
Б). Жизнь и
Б). 500
В). Ритм
В). Австрия
В). 6
В). Сына
смерть
бешеной скачки
В). 400
В). Война и мир
Ответы для взаимопроверки:
7 – «5»
6 – «4»
5 – «3»
4 – «2»
1 вариант
1. В
2 вариант
1. Б
2. А
2. В.
3. Б
3. В.
4. А
4. Б
5. Б
6. В
5. А
6. В
7. Б
7. Б
Проверка домашнего задания:
Назвать драматические произведения .
Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам:.
Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.
Почему эти произведения мы считаем драматическими?
Отелло страдает от ревности
Владимир Высоцкий в роли Гамлета
Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить
Ваграм Папазян вролиОтелло .
Вроли Дездемоны - Арс Восканян.
Макбет очень честолюбив, главная его проблема
– это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.
Орсон Уэллс в роли Макбета
1 ряд подбирает свойства, характеризирующие драматический образ, 2 ряд – лирический
Драматический образ
Лирический образ
1.Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной.
5.Человек ищет выход из этой ситуации.
6.Он вступает в борьбу со своими врагами или с ситуацией, т.е. он действует.
2.Характер героя раскрывается в раздумьях, эмоциях.
7. Воссоздаёт не внешний, а внутренний мир человека.
3.Нежность, любовь, стремление к красоте.
4.Главное – это раскрыть образ личности, которой принадлежат мысли и переживания.
8.В результате этой борьбы
герой либо побеждает,
либо погибает.
Какой образ в произведении?
С.Рахманинов
Ф.Шуберт
?
Баллада
Прелюдия № 12
«Лесной царь»
Лирический
Эпический
Драматический
образ
образ
образ
Цель урока:
Какой ещё образ есть
в литературе и музыке?
Какие отличительные свойства есть у нового образа?
М.И.Глинка
Песня баяна из оперы «Руслан и людмила»
Композитор?
старину
Какую эпоху раскрывает образ?О каких делах может идти речь?Какой жанр литературы?
героических
Былина, поэма
Эпический –род художественной литературы: (от греч. повествование)
Древние историко-героические песни (былины)
Эпос-это прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Эпическое произведение-это обычно поэма или былина рассказывающая о героических деяниях.
Что это?
Какое?
Тема урока:
Эпический
образ
Н.А.Римский-Корсаков
Опера «Садко». вступление «океан -море синее»
Как звучит вступление? Почему?
величественно
легко
подвижно
широко
медленно
отрывисто
быстро
неспешно
воздушно
размеренно
танцевально
Симфонический оркестр
Кто исполнял музыку?
д\З –краткоесодержание оперы-былины «Садко»
Подведите итог:
Я считаю, что…
Потому что…
Например…
Поэтому…
Виктор Васнецов «Баян»
песня
УРОК
закончен!
основные свойства эпоса: -героизм; -единство героя со своим народом во имя которого он и совершает подвиги; - оценочность ( герои эпоса либо хорошие либо плохие); -историчность;
Эпос – прошлое , т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;
Лирика – настоящее , т.к. её объект – чувства и настроения;
Драма – будущее , т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.