Просмотр содержимого документа
«Презентация "Природа и музыка"»
ПРИРОДА И МУЗЫКА
Звуки музыки, как правило, не имитируют звучания
природы в их чистом виде.
Даже свист ветра и шум волн
в музыкальном переложении
принимают иное звучание,
чем в жизни.
Эти звукосочетания передают
состояние души человека,
слушающего завывание
ветра или морской прибой.
Сколько различных чувств вложено Николаем
Андреевичем Римским-Корсаковым в жужжание
шмеля в опере
«Сказка о царе Салтане»,
- тут и тревога, и надежда,
и радостное ликование.
Музыка, не говоря ни слова,
одним сочетанием звуков
способна вызвать
у слушателей любые
переживания.
У Горького есть рассказ, который так и называется
«Музыка». В нём описываются чувства молодого
революционера, услышавшего звуки рояля в соседней
комнате рядом с кабинетом
жандармского полковника.
Музыка напоминала ему
картину осени: по скошенным
лугам, по жухлой траве течёт
сырой холодный ветер, зябко
трепещет лес под его натиском,
роняя на землю последние
золотые листья
Как бы ни была неопределённа и многозначна музыка, почти всегда, слушая её, мы способны перевести звучания в какие-то картины, в мимолётные образы. Психологи подтверждают это. Был проведён опыт. Несколько человек, прослушавших мелодию песни Шуберта «Форель», рассказали о своих впечатлениях о музыке.
Все участники опыта одинаково восприняли мелодию, словно повторяющую прихотливые переливы движущейся воды.
Им показалось, что они стоят возле ручья, осыпанные мелкими серебристыми брызгами, Некоторым даже почудилось, что где-то щебечут птицы. Надо сказать, что слушатели не знали содержания песни Шуберта, иначе их ответы были бы более определёнными и точными
Римский-Корсаков как-то пригласил своих друзей прослушать увертюру к его новой опере. И попросил ответить, что, по их мнению, выражает музыка. Все пришли к единому мнению – музыка, несомненно, рисует ясную, но холодную ночь и безмятежную тишину. Как потом выяснилось, Римским-Корсаковым была задумана опера «Ночь перед рождеством». И действительно, он хотел передать в звучаниях очарование зимней ночи, с «хрустальным перезвоном звёзд».
Н. Римский-Корсаков написал оперу-былину «Садко». Вступление к этой опере носит название «Океан – море синее». Главная интонация музыкальной картины моря имеет всего три звука, которые, переплетаясь, создают образ моря – то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного.
Шторм
Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.
Это может быть настроение утренней природы: хрупкой, нежной. Или вечернее настроение.